Семейный праздник-конкурс по творчеству Л.Н. Толстого "Папа, мама, я -- читающая семья"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Работа с родителями


Цель: Расширение читательского кругозора.

Задачи:

  • развивать интерес к чтению учащихся начальной школы;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать дружный коллектив детей и родителей.

Оборудование:

  • презентация “Творчество Л.Н. Толстого”;
  • выставка рисунков учащихся по произведениям Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации художников к произведениям писателя;
  • макет книжки-раскладушки.

Предварительная подготовка: Одна семейная команда от класса, которая готовит название, девиз команды, эмблему, инсценирование одного из произведений Л.Н. Толстого.

Приложение

Ход мероприятия

(На сцене стоит книжка-раскладушка, выходит мальчик в шапке-ушанке, больших валенках, подходит к книге.)

Филиппок:

Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
(Пытается прочитать.)
Ни, от, шко, на, ла
(У него ничего не получается.)

(На сцену выходит девочка в костюме книги.)

Книга:

Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь мальчик бережным со мной…

(На сцену выходят дети в шапочках с надписями: быль, басня, повесть и рассказ.)

Увидеть вас в который раз,
Явилась книг семья
Быль, басня, повесть и рассказ –
Все старые друзья.
Но не стареем мы, друзья,
Попробуй заглянуть,
Страницы наши развернуть-
И с книгой в добрый путь!

Книга: Вот сейчас мы с вами развернем страницы этих книг.

(Открывает книгу, из нее выбегает девочка, одетая в русский сарафан и лапти.)

Катя (смотрит за кулисы и кричит): Нашел? Нашел?

(На сцену из-за кулис выходит мальчик, одетый в рубаху косоворотку навыпуск, держит в руках котенка.)

Вася: Нашел! Там котят целых пять. Ребята, а вы узнали из какого мы произведения? (“Котенок”.)

Филиппок: А я? (“Филиппок”.)

Катя: А мы сегодня к вам не просто так пришли;

Вася: Мы хотим проверить, знаете ли вы автора произведений, из которых мы пришли.

(На экране фотография Л.Н. Толстого, Ясная Поляна, семья.)

Книга (говорит о творчестве Л.Н. Толстого): 28 августа (9 сентября по новому стилю) 1828 года родился в имении Ясная Поляна Лев Николаевич Толстой. Это почти 180 лет назад. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.

Л.Н. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Знаменитая “Азбука”, написанная Толстым, специально для детского чтения, состоит из басен, притч, рассказов и сказок.

Творчество Л.Н. Толстого – это целый мир человеческих отношений. Толстой – писатель и драматург, педагог и психолог, философ и историк, имеющий свои особые взгляды на религию и природу человека.

Филиппок: Мы совершим удивительное путешествие в мир книг Л.Н. Толстого.

Вася: На сцену приглашаются семейные команды 2-х классов.

(Команды рассаживаются. Представляется жюри.)

Филиппок: 1-й конкурс: Приветствие команд (название, девиз).

Вася: 2-й конкурс: Разминка “Бюро находок”

Катя: В моей корзине собраны предметы из разных произведений писателя Л.Н. Толстого. Вспомните эти произведения.

– ружье (“Акула”)

– слива (“Косточка”)

– кукла (“Пожарные собаки”)

– собачка-игрушка (“Лев и собачка”)

– обезьянка-игрушка (“Прыжок”)

Вася: Для конкурса приглашаются главы семей. Вспомните басни, название которых начинается со слов “волк”. (и собака, коза, лисица, кобыла, журавль)

Игра со зрителями: “Карусель”

Конкурс самых юных читателей.

Катя: У нас в Стране Книг живет гном Забывалка: он помнит только окончания названий произведений, а начало забыл. Помогите ему

– “…очка” (“Косточка”)

– “…ула” (“Акула”)

– “…чка” (“Птичка”)

– “…ар” (“Пожар”)

– “…улька” (“Булька”)

Филиппок: В семье Л.Н. Толстого, у Марии Николаевны и Николая Ильича было 5 детей. 4 сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, и дочь Мария.

Мать умерла, когда Льву было 2 года, он ее почти не знал, но хранил в душе самые светлые и поэтические воспоминания.

Катя: Конкурс для мам. Вспомните, из каких произведений эти отрывки (на экране)

1. На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее “Какая же твоя мама?” А девочка сквозь слезы говорит: “Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех”. (Быль “Лучше всех”.)

Вопрос к залу: Что такое “быль”?

2. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья по одиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.

(Рассказ “Отец и сыновья”.)

3. Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.

Отец спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал. (“Правда, дороже всего”.)

Блиц-опрос со зрительным залом:

– Что, по мнению писателя Л.Н. Толстого, дороже всего?

– Сколько детей вместе с будущим писателем было в семье Толстых? (5)

– Кто в рассказе Л.Н. Толстого учил ребят принципу “один за всех, и все за одного” (Отец)

Филиппок: А теперь конкурс “Узнай фрагмент произведения” (инсценировка произведений Л.Н. Толстого)

(Жюри подводит итоги.)

Катя (вопрос залу): Вспомните пословицы, которые можно соотнести с произведениями Л.Н. Толстого.

(Подведение итогов конкурса рисунков и награждение команд победительниц.)

Книга:

Я к вам обращаюсь товарищи дети.
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Список использованной литературы:

  1. Журнал “Педсовет” № 8, 2006.
  2. Журнал “Школьная библиотека” № 3, 2002.
  3. Журнал “Начальная школа” № 11, 2003.
  4. Рассказы и сказки русских писателей. – М., 1996.