Сценарий математического вечера в 5–7-х классах "В гостях у царицы Математики"

Разделы: Математика


Ведущий 1:

Сегодня вечером у нас прием.
Мы ежегодный праздник задаем.
Здесь собралось нас множество народа,
Мы очень рады каждому приходу.

Ведущий 2:

Все мы попали на богатый съезд
Смекалкой и умом блистающих невест!
И рыцари, быть может, статься,
Мечами логики здесь будут состязаться!

Ведущий 1: Ребята, давайте обратимся к тем временам, когда люди еще жили в пещерах, как вы думаете, устраивал ли людей того времени их быт?

(Учащиеся отвечают на вопрос ведущего.)

– Конечно,
Когда в пещерах проживали,
Им было вовсе нелегко,
Но люди же не унывали,
Они на помощь ум призвали,
Ум с математикой связали,
И, наконец-то, он пришел!

Ведущий 2: Кто?

Ведущий 1: Да не кто, а что! Процесс развития!

Ведущий 2:

И людям стало не до скуки,
И проявился интерес,
Ведь ключ к естественным наукам
Дал в математике прогресс.

Ведущий 1:

Узнали синус, корень, вектор.
Прошло немало лет и зим,
И вот, построил архитектор
Дома, соборы, магазин.

Ведущий 2:

Решает химик уравненье,
Добавив нужный элемент,
А результат его творений
Давно объехал целый свет.

Ведущий 1:

И даже небо мы сейчас
Рукой потрогать можем,
Ведь математикой у нас
Путь в космос был заложен!

Ведущий 2:

Решать, творить в ней каждый мог,
И скажем здесь без лести,
Что в математике – поток
Гармонии небесной.

Ведущий 1: А школьник?

Ведущий 2:

Очень знаменит
Тем, что не любит скуки,
Хоть целый год грызет гранит,
Грызет гранит науки.

Песня: (или другая)
Известно всем давно на свете
Так было, будет так всегда:
Ученье – свет, учитель – светоч,
А неученье – значит, тьма.

В глухой глуши, где волки рыщут,
Там, где машина не пройдет,
Вас математик вмиг разыщет
И обучать тотчас начнет.

И у доски он встанет смело
Среди чужих, но милых глаз,
Решать задачи быстро, смело,
Научит всех: и вас, и нас!

Известно давно на свете,
И будет так всегда,
Ученье – один путь к свету,
А неученье – тьма.

А математика, дети,
Одна из древнейших наук.
Для Коли и Тани и Пети
Она самый лучший друг.

Припев:

Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля
Держится на ней Земля!

Ее теоремы – поэмы,
С задачами все на “ты”
Взять интеграл – не проблема,
А исполненье мечты.

А формулы – это песня,
Ласкают и нежат слух.
Логарифм с производной вместе
Поддержат всем нам дух.

Припев: тот же.

Входит Говорящая шляпа (в костюме большой шляпы), не представляясь, говорит: “Здравствуйте, а вот я сейчас и проверю, как вы умеете решать задачи!”.

Ведущий 1: Но кто вы такая? И почему вы вмешиваетесь в наш разговор с ребятами?

Говорящая шляпа: Я – Говорящая шляпа, и так как я все знаю о математике, меня пригласили на ваш вечер. Итак, дорогие друзья, решите мою задачу: Два скорохода из некоторого тридесятого царства решили устроить соревнование по бегу. Бежали они навстречу друг другу. Когда между скороходами осталось 1000 верст, пробегом заинтересовался маленький Мук. Приземлившись около одного из скороходов на своих летающих туфлях, он вдруг взлетел, и, опережая первого скорохода, помчался навстречу второму. Долетев до второго скорохода и убедившись, что он полон сил, маленький Мук помчался обратно. Долетев до первого скорохода, он опять повернул ко второму. Так он летал между сближавшимися скороходами до тех пор, пока скороходы не встретились. Скороходы бежали со скоростью 50 верст в час, а маленький Мук летел со скоростью 100 верст в час. Сколько верст пролетел маленький Мук?

(Ответ: Так как маленький Мук, не останавливаясь, летал 10 часов, то он пролетел 1000 верст.)

– Отлично! А вот эту задачу ни за что не решите!

Росло 7 берез, на каждой березе росло по 6 больших веток, на каждой большой ветке росло по 5 маленьких веток, на каждой маленькой ветке росло по 4 яблока. Сколько всего росло яблок? (О, да,на березе не растут яблоки!)

Ведущий 1: Уважаемая, Говорящая шляпа, все это хорошо, но нам нужно продолжать наш вечер.

Говорящая шляпа: Пока не ответите на вопрос: “Что произошло 31 февраля?”, продолжать не будем!

Ведущий 2: Ребята, а что произошло 31 февраля?

– Конечно, ведь 31 февраля не бывает. Вы молодцы! Это просто чудо!

Раздается бой барабанов. Входит факир.

Ведущий 1: – Вы, позвольте, кто? Откуда?

Факир:

Вы ж сказали слово “чудо”.
Это слово знает мир.
Ведь зовут меня – факир!

Ведущий 2: Ну, хорошо, вы – факир, но причем здесь математика?

Факир: Как это причем, ведь существует множество математических фокусов. Вот, например, задумайте число, умножьте его на 5, к произведению прибавьте 12, затем вычтите первоначальное число, разность разделите на 4, а итоговый результат сообщите мне, а я отгадаю, какое число было задумано.

(Ответ: (5а + 12 – а) : 4 = а + 3. Из результата нужно вычесть 3). Как я угадал?

Ребята дают свои решения данной задачи – фокуса, получают за верное решение жетон с цифрой “5”.

Факир показывает еще два фокуса: фокус с угадыванием дня рождения кого-либо из учащихся и фокус на “феноменальную память” с привлечением ученика из зала. Можно показать фокус на любимую цифру (используя свойство девятки) или другие фокусы.

Факир спрашивает учащихся, догадались ли они, в чем суть каждого фокуса, и если нет, поясняет,а за верные ответы и даже предположения учащиеся получают жетоны.

Ведущий 1: Все это хорошо, но вы не скажете, без кого мы не можем продолжать наш вечер?

Говорящая шляпа: Вы напрасно ждете царицу математики.

Ведущий 2: Это еще почему?

Говорящая шляпа:

Потому, что слуги ее верные –
Числа безразмерные
Не хотят ее пустить
Чудный вечер навестить.

Факир:

Ну, да я вам помогу!
Крибле, крабле, бумс!
Плоскость верная моя,
На тебя надеюсь я,
Отправляйся ты в полет
Словно, коврик – самолет.
Привези ты к нам девицу – математики царицу.
Шар земной пересеки,
Цифроград ты навести,
Числам е и П ты друг.
Возвращайся с дела в круг
Неизвестным обернешься,
Трона тождеством коснешься,
К нам с царицею вернешься!”.

Входит царица математики.

Говорящая шляпа:

Вот и она, столь легкая нога
Еще по этим залам не ступала.
Влюбленный дух наверно невесом.

Факир:

Найдите же слова, которых я лишен,
Чтоб выразить все то, что нас переполняет.
Мы все во вниманье, дух наш замирает.

Царица математики: Что? Да как ты смеешь так разговаривать со мною? Вот я обращу тебя в цилиндр! И ты будешь вращаться вокруг своей оси!

Ведущий 1:

Ты сильная! Твой эллипс иль 9-й вал
Сметет здесь все, чтоб не осталось следа!
К тебе, о, вспомни, голос тех взывал,
Кто на кострах невежества сгорал,
Но инквизиции тебя не предал!

Царица математики: Что ж, сие высказывание – истина, но я хочу услышать высказывания, которые будут являться касательными к моей стране математике с точки зрения ребят,сидящих в этом зале. Зачитываются высказывания о математике, которые приготовили учащиеся к вечеру.

Царица математики: Раз так, то я готова показать вам некоторые города моего царства. Но сначала, мы расскажем одну историю, из которой вы узнаете, как, иногда, гости и даже сказочные герои попадают в мое царство.

Входят мальчик и царевна – лягушка в костюме лягушки (сама царица математики путешествует иногда в образе царевны – лягушки по земному шарику).

Инсценированная песня (можно просто в стихах):

Шел мальчик по опушке,
Сам не знал куда.
На пути поймал лягушку около пруда.

Ведущий 1 (прерывает пение): Да? И в каком же месте находилась лягушка? (Мальчик не знает.) Помогают ребята, находят это место в системе координат.

(Плакат с заданной системой координат и расположенными на нем лягушкой и мешком с золотом приготовлен заранее и вывешен перед учащимися вместе с математическими газетами.)

И лягушка тут прошептала вдруг,
Отпусти меня на свободу, друг.

Припев:

Требуй, что тебе надо, я помочь буду рада,
И в награду исполню три желанья твои!
Три желанья парня мучат,
Выбрать он не смог.
Попросил, на всякий случай, золота мешок.

Ведущий 2:

Он теперь богат?
– Нет, судьбе не рад,
Потому, что он не знал координат.

Ведущий 1: Ребята, помогите. Найдите координаты точки, в которой расположен мешок с золотом. После ответа учащихся мальчик снова подходит к лягушке, и она продолжает…

Припев:

Требуй, что тебе надо,
Я помочь буду рада,
И в награду исполню два желанья твои.

– Я хочу добиться власти
В классе, здесь, в родном.
Год пошел, но наш мальчишка
Вспомнил о другом.
И не в этом соль, в сердце парня боль.
Потому, что знаний у парнишки ноль.
Мальчик опять идет к лягушке:

– Ой, ты, милая лягушка, знаешь все сама.
Вместо денег, вместо власти дай ты мне ума!
И лягушка вмиг свой сменила лик.
И царица вдруг перед ним стоит.

Припев:

Раз ума тебе надо, я помочь буду рада,
И в награду ты жить будешь в царстве моем!

Говорящая шляпа: Итак, мы в царстве Царицы математики. Город – Цифроград.

Выбегают ребята-цифры. На головках коронки с цифрами. Раздается шум. – Нет, я! – Нет, я

Ведущий 1: О чем это спорят числа?

Ведущий 2: Опять решают, кто главнее.

Пятерка:

Всех всегда главнее – “пять”,
Вам ли этого не знать?
На уроке получать
Что хотите?
(Обращаясь к ребятам.)
Только – “пять”!

Четверка:

Но ведь всем известно в мире:
Дважды два – равно четыре!

Двойка:

Вот великие слова!
Ты сказала: “Дважды два!”
Без меня никак нельзя.
Всех главней, конечно, я!

Шестерка:

Я главнее, вот смотри,
Сколько будет дважды три?

Ведущий 1: Встрепенулась цифра “три”,

Тройка:

Ты еще поговори.
В сказках даже про героев говорят, что их по три:
Три медведя, три сестрицы…

Единица:

Но зато одна жар-птица!
Всех главнее – единица.
Я главнее всех на свете,
Это знают даже дети.
Меня с любым числом сложить,
Другое можно получить.
Умножить можно, разделить,
Ответ достойный получить!

Шестерка: А на ноль делить нельзя!

Единица: Вот, не он главней, а я.

Ведущий 2: И обиделся тут ноль:

Ноль:

У меня на сердце боль.
Да, на ноль делить нельзя!
Но и без меня нельзя!
К девяти прибавь один,
Каждый скажет гражданин,
Коль не будет здесь нуля,
Ты получишь лишь себя!
Нет десятков, сотен нет,
Кто главнее? Дай ответ!

Девять:

А, давайте-ка, мы спросим,
Что нам скажет цифра восемь?

Восемь:

Спор закончится совсем,
Если скажет цифра семь.

Семь:

Цифры, спорить нам нельзя,
Ведь мы дружная семья.
В этом слове есть семь я,
(Обнимает всех и собирает в круг.)
Все важны: вы, вы и я.

Царица математики: Числа, все вы нам нужны, одинаково важны. Давайте лучше зададим ребятам задачу про числа. Цифры задают три задачи про числа, например, представить 28 пятью двойками, и т.д. За верные ответы учащиеся получают жетоны.

Царица математики: Ну, что же, а теперь мы посетим город фигур.

Круг:

Все фигуры станьте в круг,
Вас собрал сегодня – круг.
Ну а в центре встану я.
Расскажите про меня!
В центр теперь поставлю точку,
Может, ты расскажешь, дочка?

Точка:

Так скажу: “Чтоб круг задать,
Надо много точек взять.
В центр одну из них поставить,
Всех других кругом расставить,
(Расставляет точки по окружности.)
На расстоянии одном,
И скажу вам, что при этом
Намотайте все на ус,
Это расстояние назовем мы “радиус”.
Вот и получился круг!
Смех фигур раздался вдруг.

Окружность:

Запомнить нужно,
Это буду я – Окружность!
А для круга, посмотри,
Точки будут и внутри!”
(Расставляет несколько точек внутри круга.)

Квадрат:

Доложить безмерно рад,
Что пришли как на парад
Прямоугольник, ромб, квадрат.
Задержался где-то там…

Параллелограмм: Нет, я здесь! (Представляется.) – Параллелограмм.

Все галдели и галдели
Эти пары параллелей
(Показывает на свои стороны.)

Стороны:

Мы не только параллельны,
Мы попарно и равны!

Углы: И, конечно, же, равны противолежащие углы!

Диагонали: Извините, не сказали вы о нас, диагоналях.

Параллелограмм:

Прошу прощения!
В точке пересечения
Делитесь вы пополам.
Обладает этим свойством
Не любой четырехугольник,
А лишь я – параллелограмм.

Прямоугольник, ромб, квадрат (хором):

Постойте!
Говорили сотни раз, эти свойства и у нас.

Прямоугольник:

И напомню, чтоб вы знали,
Что мои диагонали
И еще углы равны.
Подтвердит вам все угольник,
Вот каков прямоугольник!

Ромб:

Но, заметить вы должны
Хоть откуда посмотри:
Равны стороны мои.
А диагонали-биссектрисы углов,
Вот для них закон каков!
И твержу всем регулярно,
Что взаимно перпендикулярны диагонали у меня
И без этого нельзя!

Квадрат:

Вы, ромб, во всем, конечно, правы
Но заметить нужно, право,
И этим я горжусь, и рад,
Что всем, о чем сейчас сказали
Про углы, диагонали,
Обладаю я – квадрат (обращаясь к ромбу):
И все четыре стороны
У меня всегда равны.

Царица математики:

Жители еще здесь есть, всех сейчас не перечесть,
Но у них одна задача: вам, ребята, дать задачу.

Выходит треугольник и задает задачу о геометрических фигурах.

  1. Как изменится площадь треугольника, если каждую его сторону увеличить в 1/2раза? (Уменьшится в 4 раза.)
  2. Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне?
  3. У какой фигуры точки равноудалены от центра? (Задачи подобрать можно разные.)

Царица математики: У нас в гостях Знайка и Незнайка. (Они играют в шахматы.)

Знайка: Нам так понравилось в царстве математики, что мы пристрастились решать логические задачи. Одну из них мы зададим вам, ребята.

Незнайка: На острове два брата – близнеца. Веня всегда говорит правду, а Женя – лжет. Какой вопрос вы задали бы, чтобы узнать, кто из них Веня, а кто Женя?

Учащиеся, отвечая, получают жетоны. Вбегают две подружки – “Почемушки”, поют:

Сто тысяч “Почему?” живут на белом свете, сто тысяч “Почему?” гуляют по планете. Сто тысяч “Почему?” на звездочках сидят, сто тысяч “Почему?” с Луны на нас глядят!

Следующих наших гостей, как вы сами, наверное, догадались, зовут подружками – “Почемушками”.

Первая “Почемушка”: Нас все время мучают одни и те же вопросы. Ребята, помогите нам с ними разобраться. (И они по очереди задают вопросы , в которых звучит “почему”, например, почему снег белый, а гусеница зеленая?)

Царица математики завершает вечер чтением телеграммы от друзей Гарри Поттера с предложением придумать формулу любви для его спасения, стихотворением о математике и словами: “Жюри объявит результаты конкурсов, а я хочу напомнить, что человек – это дробь, числитель которой он сам, а знаменатель – то, что он о себе думает, и чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Давайте олицетворять большие дроби!” Вечер заканчивается дискотекой.