Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1-м классе по теме "Знакомство с согласными звуками [в], [в'], буквами В, в"

Разделы: Начальная школа


Задача урока: обобщать и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах.

Цели урока:

  • Познакомить с согласными звуками [в], [в′], буквами В.в.
  • Развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать.
  • Развивать память, внимание, фонематический слух.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование у учеников:

  • тетрадь для печатания
  • карточки для групповой работы
  • букварь
  • фишки для составления звуковых моделей

Оборудование у учителя:

  • предметные картинки (волк, ветер)
  • карточки с девизом и предложением,
  • фишки для составления звуковых моделей
  • карточки с выполненной групповой работой
  • ребусы (ворона, воробей)
  • карточки с началом предложений «Теперь я знаю…»,
  • «Теперь я умею…»

Ход урока. 

I. Организация класса.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять-
И внимательно читать.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Назовите гласные буквы. Сколько их?
- Какие звуки они обозначают? Сколько их?
- Сравните гласные верхнего и нижнего ряда.

-Назовите согласные буквы.
- Какие звуки они обозначают?
- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
- Назовите парные согласные по звонкости – глухости.

На доске предложение:

_ек жи и - ек учись.

- Что записано на экране? (Предложение).
- Что такое предложение? (Это одно или несколько слов)
-Какие правила написания предложения мы знаем? (Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка).
- Прочитайте предложение. (Не можем прочитать, мы не знаем какая буква пропущена).
-Сегодня на уроке мы познакомимся с этой буквой и будем работать под девизом: «Знаем – повторим, не знаем – узнаем!»

III. Алгоритм изложения нового материала.

1. Прочитайте загадку.

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Волк.

- Что вы знаете об этом животном?

- Составьте звуковую модель слова.

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику.

Прочитайте вторую загадку.

Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Ветер.

- Как на картинке изображён ветер?

- Каким прохожим ветер проходу не даёт? Каких подгоняет?

- Составьте звуковую модель слова.

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику.

2. Групповая работа.

По предметным картинкам найти предметы, в названии которых звуки

[в], [в′] встретились:

1 группа – в начале слова;
2 группа – в середине слова;
3 группа – слова со звуком [в];
4 группа – слова со звуком [в′].

- Проверка.

- С какими звуками познакомились?

3. Обозначение звуков буквами.

- Звуки [в], [в′] обозначаются буквой «Вэ».

- Повторите, как называется буква?

- На что похожа буква?

- Почему две буквы?

- Для чего нужна большая буква?

- Печатание букв В в

4. Чтение слогов с новой буквой.

 IV. Физминутка.

Громко тикают часы
Тик-так, тик-так.
В школу нам пора идти
Тик-так, тик-так.
Мы учебники собрали
Тик-так, тик-так.
В школу дружно зашагали
Тик-так, тик-так.

V. Применение новых знаний на практике.

1.

Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково
Их поставишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

2. Отгадай ребусы.

(На ребусах птицы ворона и воробей)

- Как одним словом назвать? Что вы знаете об этих птицах?

3. «Поиграем в эхо».

- Я произношу слова, вы хором повторяете только ударный слог, как эхо.

Ворона – ро
Воробей – бей.

Продолжите эту игру в парах с названиями птиц, которые зимуют в нашем городе.

синица – ни
снегирь – гирь
голубь – го

4. - Прочитайте текст на стр. 117 букваря.

5. Выборочное чтение.

- Прочитайте предложение, в котором рассказывается о воробье, о вороне.

- Какими словами можно назвать ворону?

- Посмотрите на иллюстрацию в букваре. Какое время года изображено?

- Как вы помогаете птицам зимой?

6. - Чтение текста жужжащим чтением.

7. С какой буквой мы познакомились на уроке?

- Куда на ленте букв поместим букву В? Почему?

- Поставьте букву В на место пропусков и прочитайте предложение

Век живи – век учись.

- Как вы понимаете эту пословицу?

VI. Итог урока.

- Кому было легко работать на уроке?

- Кому трудно? Почему?

- Кто старался помочь своему товарищу?

- Продолжите предложения

Теперь я знаю…
Теперь я умею…