Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей

Разделы: Школьная психологическая служба


В школьной практике мало учитываются индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей. Это ведёт к непониманию педагогом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание наиболее распространённых психологических трудностей младших школьников позволит педагогу более точно сориентироваться в построении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соответствующие особенности:

1) Неуверенность в себе

Неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи заставляют ребенка заранее отказываться от решения задач, которые кажутся ему слишком сложными. Неуверенность в себе часто вызывает трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив. Неуверенному в себе ребенку сложно отвечать у доски. Любое ответственное задание (например, контрольная работа) вызывает у него волнение, ухудшающее результаты. Поэтому у таких детей часто возникает парадоксальная зависимость между значимостью работы и ее результатом: чем важнее выполняемое задание, тем ниже результат.

Рекомендации учителю по преодолению неуверенности:

По отношению к такому ребенку важно строжайшее соблюдение правил" безболезненного" оценивания. Учитель должен приложить максимум усилий к тому, чтобы повысить уверенность такого ребенка в себе, внушить ему веру в свои силы и возможности. Ни в коем случае не следует подчеркивать для него значимость выполняемых заданий. Наоборот, надо объяснить, что любое задание можно переделать, что результат его выполнения не так уж важен. При таком настрое реальный результат работы ребенка оказывается выше, чем, если ученик придает этой работе особо большое значение. Для неуверенного в себе ребенка ответ с места предпочтительнее вызова к доске. Вызывать его к доске следует только в том случае, если учитель точно знает, что материал ребенку очень хорошо знаком. Но даже и в этом случае надо давать ему достаточно времени, чтобы преодолеть волнение, "собраться с мыслями".

2) Повышенная утомляемость

Повышается физическая и умственная утомляемость, снижается работоспособность ребенка, ухудшается память, внимание. Появляются плаксивость, капризность, раздражительность. Повышенная утомляемость возникает в результате перенесенных заболеваний (как нервных, так и общих), при недостатке витаминов, нарушениях режима жизни (недостатке сна, питания, прогулок).

Рекомендации учителю:

Данная особенность требует от взрослых строжайшей дозировки нагрузок. В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией. При особо сильной утомляемости рекомендуется предоставлять ребенку дополнительный выходной день посередине учебной недели.

3) Повышенная потребность во внимании

Ребёнок с такими эмоциональными особенностями характеризуется стремлением всё время находиться в центре всеобщего внимания. В общении главным становится произвести впечатление на собеседника (зрителей, слушателей). Трудность в воспитании такого ребёнка вызвана тем, что для привлечения внимания он может использовать самые разные средства - от вызывающего поведения и "истерик" до подчёркнутой застенчивости (когда ребёнок как бы говорит: " посмотрите, как я стесняюсь!"). Если ребёнок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьёзных достижений в какой-либо области, короче говоря, не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью специально принятых способов, то он нередко выбирает другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения к себе внимания.

Рекомендации:

Ребёнку с повышенной потребностью во внимании необходима сфера, в которой он может удовлетворить её. В данном случае особо благоприятны, а иногда практически незаменимы театральные занятия. Такой ребёнок всё время играет какую-то роль - вот и надо дать ему играть её не в жизни, а на сцене.

Если ребёнок с повышенной потребностью во внимании постоянно нарушает школьные правила, то основные рекомендации следующие. Чёткое распределение, регуляция внимания к ребёнку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное - замечать ребёнка именно в те минуты, когда он не заметен, когда не выкидывает никаких "фокусов", чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. А в случае "фокусов" - все замечания свести к минимуму. Главное - свести к минимуму эмоциональность реакций, ибо именно эмоциональности ребёнок и добивается от взрослых такими выходками. Активно - эмоциональное отношение к проделкам такого "негативиста" - это фактически не наказание, а поощрение, подкрепляющее асоциальные способы привлечения взрослых.

4) Повышенная двигательная активность

Повышенная двигательная активность проявляется в трудностях регуляции поведения. Для такого ребёнка характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Ребёнок не может усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. Он плохо принимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое, хотя может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь.

Рекомендации:

Ребёнок с повышенной двигательной активностью нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, т.к. не проходит и часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставаться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация невропатолога.

5) Трудности в переключении с одной деятельности на другую

Ребёнок с такой эмоциональной особенностью демонстрирует высокий уровень активности, стремление всё делать "так, как надо". Такому ребёнку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности,

целенаправленность, стремление доводить начатое дело до конца. Такой ребёнок, как правило, стремится к лидерству, но недостаточно гибок, что мешает ему реализовать лидерские наклонности. При снижении настроения у детей с трудностями переключения легко возникают взрывчатые реакции, недовольно- раздражённое, озлобленное состояние.

Рекомендации:

Детям с таким складом личности надо давать достаточно времени для включения в работу, не "дёргать" и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить. В частности, не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, т.к. после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение к работе. Истощаемость у таких детей, как правило, не высока, что позволяет удлинять занятия.

6) Замедленность темпа деятельности

В этих случаях ребёнок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но слишком медленно. Замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как "лень".

Рекомендации:

Эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребёнка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объём работы. Следовательно, объём домашних заданий можно и должно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано всё, но скверно.