Урок природоведения в 3-м классе по теме "Государственный бюджет"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создать условия для овладения учащимися понятий "государственный бюджет",
  • "налоги", "доходы и расходы бюджета";
  • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
  • воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.

Оборудование:

  • ножницы;
  • карточки доходов (Приложение 1);
  • сумка "Государственный бюджет";
  • жетоны;
  • мультимедиа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель (У.):

Доброе утро, дети! Садитесь!
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Замечательные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся, дружок!

2. Проверка домашнего задания.

Презентация.

У.: На прошлом уроке вы изучали тему "Деньги". Давайте проверим что вы запомнили из этого урока. (слайд2)

(дети разгадывают кроссворд, который выведет их на тему урока)

 

  1. Как называется прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
  2. Как называются бумажные деньги? (купюры)
  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.(деньги)
  4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь? (сбережения)
  5. У каждого товара есть: (цена)
  6. За свой труд человек получает : (плата)

- Молодцы! Вы тоже сегодня за свой труд будете получать плату в виде вот таких денег (показываю фишки). И первую зарплату получают те, кто правильно ответил на вопросы кроссворда.

Какое слово ещё сложилось в нашем кроссворде?

Д.: Слово "бюджет".

3. Выход на тему урока.

У.: Где можно услышать или увидеть это слово?

Д.: По телевизору или в газете.

У.: Верно. Кто-нибудь знает, что обозначает это слово?

Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?

Д.: Обратиться к словарю.

У.: Верно. А как вы думаете, слово "бюджет" - русское или пришло из другого языка?

Какой словарь мы должны посмотреть?

Д.: "Словарь иностранных слов".

У.:(слайд 3) Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает:

Д.: (читают слайд)

У.: Теперь давайте заглянем в "Толковый словарь русского языка" и посмотрим там значение данного слова.

Д.: (читают слайд)

У.: Какое определение более понятно?

У.: (слайд 4) Итак, бюджет - это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета (слайд 5): государственный и семейный.

- Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. Почему?

Д.: Наверное, с государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

У.:(слайд 6) Верно! Тема нашего урока "Государственный бюджет". На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия "доходы и расходы бюджета" для того, чтобы на следующем уроке вы смогли эти знания применить уже к теме "Семейный бюджет". Итак, мы выяснили, что бюджет - это:

Д: План доходов и расходов

У.: Чтобы понять, что обозначают слова "доходы" и "расходы бюджета", предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры "Бюджет"

4. Работа по теме.

У.:(слайд 7) Часть 1. "Доходы бюджета"

(У каждого ребёнка на парте лежат карточки (Приложение 1) и я прошу детей прочитать кем они являются. Например: Дима и Света получили зарплату за январь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Влад - директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет и т.д.

У.: Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

Д.: У нас получилось две части.

У.: Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?

Д.: Меньшую.

У.: Давайте представим, что я - это наше государство, сумка (разворачиваю её) - это государственный бюджет. Соответственно вы - граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?

Д.: Эта часть называется - налог.

У.: (слайд 7) Молодцы. Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, т. е. по желанию, или по принуждению? Почему?

Д.: Наверное, по принуждению, потому, что, если по желанию, то возвращать налоги будут не все и государство денег не дополучит.

У.: Верно. (Слайд 7) Налоги - это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

(слайд 8) Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

Д.: платит налоги - налогоплательщик.

У.: Молодцы. Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

Д.: Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

У.: Умница! Значит, когда вы возвращали налоги, вы кем были?

Д.: налогоплательщиками.

У.: Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги.

Как вы думаете, как называют этих людей?

Д.: Налоговая инспекция.

У.: Спасибо. Налоговые инспектора у нас сидят позади и контролируют. Господа инспектора, все ли налогоплательщики сдали налоги?

У.: Замечательно. Закончите мою мысль: доходы государства - это:

Д.: налоги с граждан и предприятий.

У.: (слайд 9) Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет. (Слайд 10)

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

Д.: Потом их расходуют.

У.: (слайд 10) Абсолютно верно, теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Часть вторая нашей игры - исследования: "Расходы бюджета" (слайд 11)

У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, т.е. не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. (Слайд 12) Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автомобильного завода? Объясни, нужны тебе деньги из государственного бюджета? Почему?

Д.: Нет, не нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.

И т.д.

У.: Итак, государство расходует деньги на: (слайд 13)

Откройте тетради на с.40 и найдите задание 2.

Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.

Д.: учителям, воспитателям, (если ребёнок затрудняется, просим помощь класса) и т. д.

(по ходу выполнения задания открываю строки из слайда 14)

У.: Итак, в государственном бюджете есть определённая сумма - отрезанные части карточек. Давайте, определим, как мы её будем расходовать. Министром образования у нас будет:

Министром здравоохранения:. И т.д.

(приглашаю детей, выдаю им таблички)

Остальные - государственная дума. Итак, какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других, и в каком количестве?

(распределяем средства и обязательно окажется, что средств не хватило)

У.: Почему же так получилось, что денег хватило не всем?

Д.: Мы не посчитали общую сумму дохода.

У.: Подумайте, что произойдёт, если это случится в государстве на самом деле?

Д.: Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.

У.: Как избежать такой опасности?

Д.: Необходимо посчитать средства.

У.: Верно. Не зря же говорят, что "денежки счёт любят". Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать,сколько денег поступит в кошелёк из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.

Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем, но особо нуждающиеся сферы получили больше. Итак, сколько средств у нас имеется. Раскладываем их по___, и остаётся _____. Отдадим их особо нуждающимся. Кому?

У.: Легко ли было выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?

У.: Спасибо всем за работу. Скажите, сколько средств было в нашем бюджете?

Д.:

У.: Сколько мы расходовали?

Д.: Все.

У.: Значит, в нашем бюджете доходы,

Д.: равны расходам.

У.: А теперь подведём небольшой итог нашей игры.

Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны? (слайд 15)

(доходы больше расходов, доходы равны расходам, доходы меньше расходов)

Итак, деньги получили все сферы, теперь пора позаботиться о здоровье.

Физминутка.

(проходит под фонограмму песни "Вспоминайте иногда бедного студента")

У.: Поднимите руки, кому знакома эта песня? О ком она?

Д.: О студентах.

5. Первичное закрепление пройденного материала.

У.:А ведь я не зря включила вам эту мелодию. Сейчас вы превращаетесь в студентов Амурского государственного университета, факультета экономики и готовитесь сдавать экзамен. (Слайд 16)

(дети снимают билеты с доски и отвечают на вопросы)

  • Билет 1.Что обозначает слово "бюджет" в переводе с английского языка?
  • Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?
  • Билет 3. Как называется человек, который платит налоги?
  • Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?
  • Билет 5. Как называются деньги, которые поступают в бюджет?
  • Билет 6 .Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?
  • Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги?
  • Билет 8. Какой бюджет считается лучшим?
  • Билет 9. Как называется план доходов и расходов?

У.: Молодцы, вы все сдали экзамен. Студенты, после сдачи экзаменов отправляются на практику. Вам, дорогие мои студенты, повезло больше всех. Вы отправляетесь на практику в тридевятое царство, потому что там требуется помощь очень опытных экономистов, таких, как вы. (Сайд 17)

6. Творческая работа.

В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь. В конце каждого года собирал он Царскую Думу, чтобы выслушать доклад о бюджете царства на следующий год. Царь всегда знал, что бюджет его государства сбалансирован, то есть доходы равны расходам, поэтому сидел и скучал. И вдруг прямо на заседание Царской Думы явился гонец из тридесятого царства с предложением заключить договор о торговле между царствами на год. Царь даже подпрыгнул от радости. Он быстро прикинул, что доходы царства станут больше. А Царская Дума призадумалась: перераспределить средства или расходовать на что-то новое.

- Ваша задача помочь Министрам перераспределить бюджет царства или предложить новую статью расхода поступивших средств.

Класс делится на группы, каждая группа получает лист формата А-3 с таблицей бюджета и работает с ней. По окончании работы каждая группа представляет классу свою версию бюджета Тридевятого царства.

7. Подведение итогов урока

У.: Спасибо всем за работу. А теперь подсчитайте свои доходы. (выставление оценок за урок)

У.: Чтобы ваши доходы не пропали, я предлагаю вам вложить их в дело.

Дети сдают жетоны, тянут карточку и получают приз. Например: "ручка" - открываешь магазин канцтоваров. Игрушка животного - будешь директором зоопарка, расчёска - откроешь "Салон красоты" - и т.д.

8. Рефлексия.

У.: Мне очень хочется услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке.

Вы можете сказать мне всё, что думаете, начав с любой из этих фраз:

  • Мне понравилось:
  • Я сегодня узнал(а):
  • Я даже не думал(а):

У.: Спасибо за урок, дети! (слайд 17)