Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок-деловая игра. Природа нашего края. "Степи России"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: 1.
1.Создать образ у учащихся о природной зоне степей, через особенности географического положения родного края. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
2.Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы
3. Через форму урока содействовать умению работать в коллективе.

Оборудование: интерактивная карта природных зон, презентация к уроку, карточки задания для групп , литература для групп, карточки для жеребьевки.

Ход урока.

1. Организационный момент
Ребята выстроены в центре класса буквой П перед доской, так же садятся на стулья, на спинке стульев прикреплены хаотично карточки- жребий.

2. Мотивация.

 - Нас ждет сегодня дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
- Куда приведет нас дорога?
Хотите сегодня узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.

Разгадав кроссворд мы узнаем тему нашего урока. ( Приложение 1)
На интерактивной доске появляется кроссворд. Слайд 1

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне, в нашей местности растет в Соколовском бору. ( брусника)
2. Вроде сосны, и вроде ёлок,
 А зимою без иголок. (Лиственница)
3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. ( медведь)
4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мед будет самый душистый (липа)
5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам. ( ольха)

3. Работа над новым материалом. Сообщение темы урока

 2 Слайд с названием урока. « Степи России »
 Прослушайте мой рассказ и скажите, какие вопросы мы сегодня с вами должны постигнуть.
Рассказ учителя. « Ах, ты степь широкая. Ах, ты степь привольная….» - поется в русской песне.
Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Как живет человек? Что бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на карту.
Слайд № 3
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно- Сибирской равнине.
Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Слайд№4 Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. показ картины Слайд №4 . Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Слайд № 5 Очень красива степь весной. Слайд № 5
Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы. В других местах почва менее богата перегноем, имеет бурый цвет и не так плодородна.

 Какие вопросы мы сегодня должны постичь?
Сегодня я прошу вас на время урока забыть, что вы простые ученики 4 класса. А представьте, что вы ученые, профессионалы в сфере экологи, ботаники, зоологи. Вы прибыли на конференцию ученых, для того что бы осветить вопросы « Растительного, животного мира, хозяйственной деятельности, и природоохраны в зоне степей России. Но, что бы вам было легко принять участие в этой конференции, давайте поделим наш класс на 3 группы исследователей природы. Для этого проведем жеребьёвку. У вас на каждой спинке стула, сзади, прикреплена этикетка с названием вашей научной специальности, возьмите ее и сядьте за столы благодаря жеребьёвке.
Ребята садятся по группам
На столах для каждой группы разложены карточки с заданиями и нужными материалами для выполнения заданий.
Задания, через 12 минут работы в группах вы должны представить от своей группы отчет на тему, которая у вас прописана в карточке - задания. Для того чтобы работать плодотворно и был результат к предстоящей конференции вам нужно распределить материал между друг другом , так чтобы каждый подготовил ответ на один вопрос. Чтобы ответить на вопросы используйте материалы, которые вам предоставили для работы. Ответ на вопрос должен содержать от 2-до 3 предложений. Затем вы свои ответы соедините и получите текст доклада к конференции.
Работа в группах самостоятельная по карточкам.

Материалы для ботаников:
гербарий, карточки с изображением растений, атлас определитель, учебник (стр 114-115), текст печатный « В степи».
Самостоятельная подготовка к конференции.

Карточка - « помогай-ка»
1.Общая особенность растений.
2.Приспосабляемость к природным условиям на примере разных растений
( корень, стебель, листья)

Ответь на вопросы использую материал учебника и текст « Степь», составь рассказ

  1. Рассмотри гербарий и определи, к какому типу растений принадлежат все растения степей.( травы, деревья, кустарники)
  2.  Как приспосабливаются к жизни в степи растения; тюльпаны, ирисы и таволга, ковыль и типчак [их корневые системы (мочковатый или стержневой см. текст «Стержневые и мочковатые корневые системы», что это дает растениям), стебель, листья, период цветения и увядания]
  3.  Расскажите о растениях (тюльпаны, ирисы, полынь, ковыль)
  4. Какие из степных растений вы встречали на территории Алтайского края, выезжая по ягоду, для заготовка лекарственных трав и . д.

При ответе используй в демонстрации гербарий.
Свой ответ рекомендую начать со слов. Проанализировав материалы литературы, гербарные образцы растений наша группа ботаников пришла к выводу ………
 
 Материалы для зоологов:
Картины, карточки с изображением животных, атлас определитель, учебник (стр 116-118), текст печатный « В степи».
 Карточка - « помогай-ка»
1. Отличительная черта степных животных
2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных(размер, форма, окрас)

Ответь на вопросы почитав материал учебника и текст «Степь» , составь рассказ

  1. Какие животные живут в степи, найди их на карточках и определителе.
  2.  Какие животные живут рядом с насекомыми.
  3. Где гнездятся птицы.
  4. Каких размеров животные степи? Где живут.
  5.  Есть ли в степи хищники. Перечисли их.
  6. Что особенного в окрасе животных степей. Перечисли их и покажи фотографии при ответе.

Свой ответ рекомендую начать со слов. Проанализировав материалы литературы, карточки с изображением животных наша группа зоологов пришла к выводу. Красив и разнообразен животный мир степи…….

Материалы для экологов:
Карточки с изображением растений и животных занесенных в «Красную книгу», атлас определитель, учебник (стр 119-120), текст печатный « В степи».
 Карточка - « помогай-ка»
1. Какие почвы преобладают в зоне степей ( географический словарь стр 63) 2. Хозяйственная деятельность человека.
3. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вене человека
4.Растения и животные занесённые в Красную книгу.

Ответь на вопросы прочитав текст учебника и текст « Степь», составь рассказ
1. Почему грозит исчезновение растениям и животным в степной зоне?
2. Какой хозяйственной деятельностью занимается человек в степной зоне?
Назови главную причину?
3. Какова вторая, и третья причина исчезновения растений и животных?
4. Какие животные степей занесены в Красную книгу? Покажи и расскажи о них.
5 Какие работы нужно проводить , что бы предотвратить гибель животных и растений и что проводится.

Свой ответ рекомендую начать со слов. Проанализировав материалы литературы, карточки с изображением растений и животных наша группа экологов пришла к выводу. Богатство степной зоны почвы богатые гумусом. Гумус- это ………. В степи образование гумуса происходит очень быстро, коллеги биологи говорили о растительном покрове степей. Поэтому степные участки человек использует в хозяйственных целях наиболее интенсивно.
……….
Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся
( Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел
( Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился в верх и полетел
( Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружиться вьется
(Покружиться)

 Конференция Учёных
« Степи России, охрана и природопользование»
Ответы учеников подготовленные в группах
Учитель подводит итог конференции.

4. Рефлексия.
Условные обозначения +,- Выслушав утверждения ответе на них знаками + если согласны и - если нет.

  1. Зона степей протянулась с запада на восток России.
  2.  В степи холодное лето и жаркая зима
  3.  В степи зимой полярная ночь, летом - полярный день
  4. Растения степи только травянистые растения
  5.  У растений степи корень представлен корнями-луковицами , длинным корневищем, корнями пучками.
  6. Окраска животных степей яркая, броская, заметная издали
  7.  Жаворонок степная птица
  8. В Красную книгу занесены: степной орел, дрофа, кузнечик
  9.  В степи нет экологических проблем

5. Итог урока.

Спасибо за общение. Что понравилось на уроке? Что не понравилось и почему? Что нового узнали? О чем хочется рассказать дома? Как вы себя оценили сами?
Я вас оцениваю по двум критериям по ответам выступающих на конференции и по блиц опросу