Занятие в 4-м классе по теме "Промыслы и ремесла Кубани"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщить материал исследования учащихся о способах декорирования расписных яиц, символике «писанок», обрядовых значениях и триедином символе пасхального яйца;
  2. Развивать аналитическое мышление учащихся, умения сравнивать, обобщать информационный материал;
  3. Воспитывать гордость за культуру своего народа.

Оборудование: презентация, образцы «писанок», рушник, глэчик, игрушки из волокон лыка, соломки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня мы будем работать по группам. А значит, будем работать дружно, прислушиваться к мнению своих товарищей, научимся вместе принимать решения. За каждое правильно выполненное задание, ваша группа получит часть мозаики. Чтобы получить отметку «5» вы должны сложить всю картину.

II. Повторение пройденного.

Определение последовательности изготовления изделий.

В ходе проведённых исследований (знакомство с народными умельцами, беседы с жителями станицы Кущёвской, работа с источниками) мы познакомились с народным искусством, промыслами и ремёслами Кубани. Давайте вспомним их.

На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был, домой пришёл –
Семью кормил. (горшок, глэчик)

Глэчик изготовлен руками мастера, который много лет назад жил в станице Кущёвской.

Чем казак руки вытирает? (рушник)

Этот рушник, «набожнык», ребята, изготовлен руками женщины более 200 лет назад. Изготовлен он ручным способом.

Он домчит до карусели,
На седло залез Емеля,
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал. (всадник на коне) – игрушка

Эти игрушки из лыка и соломы изготовлены ребятами Кущёвской средней школы №1 под руководством Воробьёвой Т.Н.

У вас на столах изделия: панушка, «набожнык» и глэчик. Обсудите в группах и установите последовательность изготовления этих изделий. Помогут вам в этом карточки. Проверьте правильность своих ответов на экране.

Карточка 1. Восстановите последовательность изготовления глэчика. 
Обожгли изделие в печи
Вымесили глину
Расписали изделие кистями
С помощью гончарного круга изготовили глэчик.

Карточка 2. Восстановите последовательность изготовления рушника.
Посев конопли
Вязание снопов
Замачивание в реке и сушка на солнце.
Сбор конопли.
Выколачивание и трёпка.
Изготовление холста.
Прядение нитки.
Изготовление ткани на ткацком станке, вышивка узоров.

Карточка 3. Восстановите последовательность изготовления игрушки-панушки. 
Из волокон лыка делают игрушки-панушки.
Лыко снимают, расчёсывают специальным гребнем.
Когда спиливают старую акацию, под корой дерева находится лыко.

III. Объявление темы и цели урока.

Послушайте легенду. Она подскажет вам, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

«Из…нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из верхней части,
Стал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился…»

(отрывок легенды о сотворении мира из произведения карелофинского этноса «Калевала»)

О чём эта легенда?

Догадайтесь, о каком ремесле, мы будем говорить сегодня?

Одним из ремёсел на Кубани было изготовление «писанок», роспись на живом яйце. В течение недели мы собирали сведения об изготовлении «писанок», вели исследовательскую работу. Сегодня мы обобщим весь собранный вами материал.

Тема нашего урока: «Изготовление «писанок» на Кубани.

IV. Изучение нового материала.

Беседа «Писанки в мифологии древних славян».

К какому празднику мы создаём «писанки»? ( к пасхе)

– Что символизирует яйцо?

В мифологии яйцо символизировало целый мир, возрождение природы. Поэтому, не случайно, народ выбрал именно яйцо для нанесения росписи.

Как вы думаете, любое яйцо можно расписывать?

– Яйцо (куриное или гусиное) должно быть свежим, по форме гладким, без шероховатостей, одинаково овальным как снизу, так и сверху. И главное, оно должно нравиться вам.

Когда появилась роспись?

По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Традиция эта более древняя, чем христианский обычай. Яйцо встречается в мифах о сотворении мира многих и многих народов.

«Далеко в горах к высокой скале железными цепями приковано чудовище. Есть у него 12 посланцев, которые ходят по земле и там живут как люди. Если их жизнь протекает в злобе и ссорах, то слабеют его оковы. Если же слышит он что миром правит добро, чудовище сердится, а цепи сильнее сжимают его поганое тело. Но самое страшное для чудовища в том, что люди на земле еще пишут писанки и соблюдают обычаи. Тогда он ревет как зверь, рвётся изо всех сил и бьётся так, что огонь высекает. От этого гнева происходит гром и молния и стискивает это злобное чудовище смертельной силой» (из гуцульских мифов)

– Для чего изготавливались писанки?

Писали и дарили писанки на рождение ребёнка, на свадьбу молодожёнам, на выздоровление больному, с ними провожали в последний путь умершего.

Яйцо – как символ плодородия, сопровождало календарные праздники – начало пахоты, сев и уборку урожая. Народ верил в магическую силу писанок – как оберегов дома от несчастий, как помощь в увеличении приплода домашних животных, как способность влиять на урожай, на счастье и богатство в жизни.

В каждом доме, в красном углу была своя живая «писанка». Она как бы притягивала к себе зло, болезни, несчастья, защищая дом. Бывало, что на яйцах появлялись капельки воды. Люди говорили, что яйцо плачет.

Проведение опытов.

Само яйцо всегда удивляло людей. До сих пор не найден ответ, что появилось первым: курица или яйцо. А вы как думаете?

Иногда яйцам приписывались настоящие чудеса.

Опыт 1. Учитель опускает яйцо в сосуд с водой. Яйцо опускается вниз.

Опыт 2. Учитель опускает это же яйцо во 2 сосуд. Яйцо находится на поверхности воды.

Опыт 3. Учитель опускает это же яйцо в 3 сосуд. Яйцо плавает в воде.

Обсудите в группах и объясните это явление. (вода в сосудах солёная, несолёная, малосолёная).

Народный фольклор о живых яйцах.

В какой сказке упоминается яйцо?

Сказка про курочку Рябу.

– Эта сказка пришла к нам из далёкого прошлого казачества. Казаки представляли птицу с перьями: 365 – чёрных, 365 – белых. Что это? (год)

Обсудите в группах, и догадайтесь, что означает яйцо и мышь?

Мышка – короткая ночь на макушке лета, а «золотое яйцо» - это солнце, которое разбивается в день летнего солнцестояния 22 июня. Ведь с этого дня день становится короче, а ночи длиннее.

Беседа об изготовлении «крашанок» и «писанок»

Вы уже сказали о том, что обычно люди раскрашивают яйца к празднику Пасхи.

– А как люди готовят «крашанки»?

Сваренное яйцо опускают в краску на несколько минут; «капанки» воском капают на покрашенное яйцо; «скрябанки» изображение выцарапывается острым кончиком ножа.

– А как готовят «писанки»?

На Кубани «писанки» изготавливали восковым способом. С помощью жестяной трубочки на яйцо наносится воск. Затем яйцо опускается в краску. Через несколько минут, после окрашивания воск снимают, остаётся белый узор.

Беседа о символическом значении цветов и узоров.

Как вы думаете, ребята, какое значение имеет цвет, при окрашивании «писанки»? Обсудите это в группах и заполните таблицу.

цвет значение цвета
Синий Крепкое здоровье, счастье
Желтый  
Оранжевый  
Темно-красный  
Коричневый  
Черный  
Белый  
Пурпур  

Проверьте правильность своего ответа на слайде.

цвет значение цвета
Синий Крепкое здоровье, счастье
Желтый Цвет солнца, молодости, гостеприимства
Оранжевый Долговечность, прочность семьи, сила
Темно-красный Цвет урожая, плодородие земли
Коричневый Цвет осени, матери-земли
Черный Вечность, цвет ночи переходит в день
Белый Чистота, непорочность
Пурпур Стойкость, крепкая вера, терпение

– Перед вами символы изображений писанки.

Познакомьтесь с их значением.

Солнышко – основа всей жизни, источник света, символ роста и счастья;

Звезда - счастье

Дерево - приносит счастье, побеждает тёмные силы;

Роза - оберег от злых сил;

Тюльпан - символ будущего и настоящего одновременно

Сердце - любовь

Цветы - доброта

Хвойное дерево – крепкое здоровье

Птица – весна, хороший урожай;

Пчела - трудолюбие

Паук - терпение, исцеляющие силы, счастье

Обрядовое яйцо соединяло в себе три начала: зародыш жизни, оберег, создание мира.

ФИЗМИНУТКА

Практическая работа учащихся.

У вас на столах пластилин. Нанесите его на яйца, чтобы получился узор, соответственно символам и их значениям. Расскажите о них.

Рассказ о декоративных «писанках»

Знаменитые художники и мастера создавали свои «писанки». В каталоге, изданном ученым-этнографом С. Кульжинским, есть такие слова: «…только писанки могут рассказать нам то, о чём молчит народная память. Орнаменты и их географическое распространение – это ключ к той удивительной загадке, которую даруют нам руки простой женщины, расписывая сотни и тысячи разноцветных писанок узорами, полными глубокого, но давно забытого содержания».

V. Рефлексия.

Что было интересным на уроке?

О чём хотели бы продолжить разговор?

Сейчас в музеях России хранится около 14 000 «писанок». Эти коллекции являются ценнейшим материалом для мастериц наших дней, т.к. традиция кубанской «писанки» жива и сегодня.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

О каком кубанском ремесле мы говорили на уроке?

Что нового узнали?

Посмотрите на картины, которые получились из элементов мозаики. Это кубанские ремёсла. Узнайте из книжных источников, рассказов взрослых об этих ремёслах и подготовьте свои рассказы

(Учитель называет отметки, за работу на уроке)

Презентация Приложение 1, музыкальное сопровождение Приложение 2.