Комбинированный урок музыки по теме "Воплощение пушкинских образов в различных видах искусства"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  1. формировать понятие «развитие музыки»;
  2. формирование понятия интонация;
  3. развитие познавательных и вокально- хоровых навыков;
  4. показать влияние художественного слова Пушкина на людей разного возраста и профессий на примере его произведения «Сказка о царе Салтане»

Задачи:

  1. расширить понятие об элементах музыкальной речи;
  2. расширить знания детей о роли творчества Пушкина в культурном наследии общества;
  3. учить различать речевую и музыкальную интонации;
  4. разработка совместного проекта по данной теме.

Музыкальный материал:

  1. Фонограмма песни «Музыка». Муз. Л.П. Вихарева, сл.Т.Шапиро.
  2. Н.А.Римский- Корсаков. Опера « Сказка о царе Салтане» (фрагменты).

Дополнительный материал:

  1. Иллюстрации из книги «Воспоминания о художнике. Билибин И.Я.» С.В.Голынец.
  2. Фрагменты мультипликационного фильма «Сказка о царе Салтане». Производство «Союзмультфильм» 1984г. Авторы сценария, режиссеры: И.Иванов-Вано, Л.Мильшин.
  3. Фрагменты художественного фильма «Сказка о царе Салтане». Авторы сценария, режиссеры: А.Птушко, Г.Попов.
  4. Рисунки детей по теме.
  5. Учебник «Музыка» 4кл. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
  6. Поурочное планирование уроков музыки 4 класс. Составитель Изместьева Ю.Д.
  7. Большая Энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

Техническое оснащение: музыкальный центр, телевизор, видеоплеер.

Музыка начинается там, где заканчиваются слова.
Г.Гейне.

Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении её со зрительным восприятием.
Арам Хачатурян.

Издревле правда нам открылась,
В сердцах высоких утвердилась;
Старинной правды не забудь.
И.В.Гёте.

План.

Урок рассчитан на 2 часа.

  1. Распевка. Работа над исполнением песни «Музыка».
  2. Деление детей по творческим группам.
  3. Организация учащихся. Объявление темы, цели и задач урока.
  4. Интерактивное задание. Практическое усвоение материала.
    1. презентация домашнего задания: групповая работа;
    2. обсуждение по теме: провести аналогию поэтического текста сказки с его воплощением в музыке, живописи и кино.
    3. просмотр мультипликационного фильма;
    4. анализ фрагментов художественного фильма;
    5. музыкальный анализ фрагментов оперы: развитие музыкальных образов трёх сестёр в прологе оперы, применение изобразительных и выразительных интонаций в теме «море» и музыкальных номерах «Три Чуда».
  5. Подведение итогов. Обсуждение с целью закрепления материала и внесения предложения о создании детского мюзикла по итогам работы над проектом.

Ход урока.

1.

Здравствуйте, ребята. Садитесь согласно разделению по творческим группам. Начинаем наш урок с распевки.

Упражнение №1.

Короткий вдох по взмаху моей руки и длинный замедленный выдох со счётом:1, 2, 3, 4, ….

Упражнение №2

Приём «эхо».

Поём по группам: 1 и 2-начинает петь трезвучия относительно громким звуком, затем 3, 4, 5-отвечаем им относительно тихо, трезвучия поём на слог «ми», мягким, ровным звуком.

2. Продолжаем с вами сегодня работу над песней «Музыка».

- На что нужно обратить внимание во время исполнения ? (на характер исполнения- мелодия звучит мягко, проникновенно; на дыхание, которое нужно брать в конце смысловой или музыкальной фразы; на положение своего корпуса: сидеть ровно, не зажимая гортань.)

- Итак, поём песню «Музыка».

После исполнения дети и учитель дают свою словесную оценку качеству исполнения, намечая дальнейшие шаги в работе над песней.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а о чём сейчас мы пели песню?

- На что настраивает автор слов к песни своих слушателей и исполнителей? (на доброжелательную атмосферу доверия, спокойствия; рассказывает о том, что музыка является самым близким другом человека)

И, вот именно с такой нотки доброжелательного отношения к друг другу, мы сегодня и начнём работу над совместным проектом, основой которого станет тема сегодняшнего урока:

«Воплощение пушкинских образов в различных видах искусства»

- Звучит песня «В мире много сказок» (фрагмент).

Именно сказка и станет сегодня нашим помощником в раскрытии темы урока.

3. Презентация домашнего задания.

Итак, сегодня мы должны рассмотреть следующие вопросы.

  1. Почему мы вновь и вновь обращаемся к сказкам Пушкина?
  2. В чём состоит привлекательность сказочных персонажей Пушкина?
  3. Какую роль в нашем восприятии поэтического текста играет его воплощение в музыке, киноискусстве и живописи? Какие средства выразительности для этого используются?

Предоставляем слово первой группе.

Первая группа познакомит нас с краткими биографическими данными А.С. Пушкина.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка; постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и «милости»(б.э).Огромное влияние на творчество поэта оказало воспитание его няней Ариной Родионовной. Ей был известен «весь сказочный мир». Поговорки, пословицы, присказки не сходили с её языка. народные былины, сказки и песни, которые знал Пушкин, он услышал впервые от Арины Родионовой.(поур.пл.Изместьева)

Умер Пушкин от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

Учитель: Для работы над темой проекта мы остановим своё внимание лишь на одной сказке Пушкина – «Сказке о царе Салтане».

- А что мы знаем о жанре «сказка»?

Ребята из первой группы подскажут нам ,что сказка -это…

(Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, бытового характера с установкой на вымысел.)

У.: Вот какую сказку рассказала Арина Родионовна поэту: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая -что одним куском сукна оденет; третья- что с первого года родит тридцать три сына. Царь женился на меньшой…»

А вот как звучит сказка Пушкина…

- демонстрируется фрагмент мультипликационного фильма

«Сказка о царе Салтане», режиссёра И.Иванова-Вано (три девицы)

- Какими чертами характера наделил Пушкин сестёр?

- Какие элементы выразительности речи использовали актеры, озвучивая роли каждой сестры? (меняли интонацию в голосе, выделяли голосом отдельные слова)

У.: Такое выделение голосом отдельных слов называется логическим ударением.

-Скажите, а в музыке существуют приёмы позволяющие передать выразительность речи?

Д.: Да, конечно. Музыка может очень точно передать все оттенки речевой интонации.

У: Яркость музыкальной речи передают выразительные средства музыки.

Музыкальная речь строится именно на выразительных интонациях, но в отличие от речевой - музыкальную интонацию записывают точно по высоте и длительности, а также определяют уровень громкости каждой фразы.

Само слово интонация происходит от латинского слова « громко произношу»

1) совокупность элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также эмоциональной окраски.

2) Звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительный «тон» музыки.
По Б. В. Асафьеву, « интонация — носительница музыкального содержания».

3) Степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении.

-Послушайте, как звучат стихи Пушкина в опере Н.А. Римского – Корсакого «Сказка о царе Салтане».

-Звучит фрагмент из пролога оперы «Три девицы…» и одновременно демонстрируется фрагмент художественного фильма режиссёра А.Птушко «Сказка о царе Салтане».

-Какими интонациями в голосе наделил своих героинь композитор?

(разные по тембру голоса, самоуверенность в голосах старших сестёр и мягкость, мечтательность в голосе младшей)

Вторая группа подготовила информацию о композиторе. Дадим им слово.

Д.: РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кощей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888). Сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А.С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Белявского кружка. Глава композиторской школы (Б.э).

У.: Н.А.Римский – Корсаков говорил: «Мой город – это сказка, былина, и непременно русские». Что он имел в виду? (диалог, используется микрофон)

У: Как вы уже заметили, мы перешли к анализу оперы. Пушкинское слово обладает чрезвычайной музыкальностью, поэтому многие произведения поэта легли в основу музыкальных шедевров. Одним из таких шедевров и стала опера «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакого.

Ребята из третьей группы подготовили сообщение. Предоставим им слово.

ОПЕРА (итал. opera, букв.—сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.

Опера « Сказка о царе Салтане» является народно- сказочной с элементами лирико –бытовой.

Каждого персонажа Пушкина композитор наделяет своей неповторимой музыкальной характеристикой, применяя яркие средства изобразительно-выразительной интонации. Развитие музыкального сюжета идёт планомерно, не нарушая течение событий в сказке Пушкина. Либретто оперы максимально приближенно к пушкинскому тексту.

У. : Переходим к работе с учебником. Откройте учебники на стр.48.

«Что за прелесть эти сказки!» (дети читают материал в учебнике)

Идёт работа с текстом учебника.

Звучит вступление ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского- Корсакого (тема моря)

Одновременно демонстрируется фрагмент мультфильма.

Понятие: музыкальная живопись

- Что мы понимаем под этим выражением? (с помощью красок–звуков композиторы изображают нам различные виды, применяя различные приемы звуко-изобразительной и выразительной интонации в музыке)

- Каким изобразил композитор море? Какими средствами выразительности это было достигнуто?

Во время звучания музыки вы смотрели фрагменты художественного фильма. Скажите, а без творчества каких людей этот и вообще все фильмы потеряли бы свою зрелищность и красочность?

Конечно, без художников. Творчество и непомерный труд этих людей помогает зрительному восприятию любого произведения, как в театре, так и в кино.

Раньше, когда театр был одним из главных мест культурного отдыха и источником информации в области музыкального искусства, художникам отводилась одна из главных ролей в постановки оперных спектаклей. Они разрабатывали эскизы костюмов, рисовали декорации, портреты актеров в гриме.

Ярким представителем в области художественного оформления оперных спектаклей был И.Я. Билибин.

- Ребята из четвертой группы нам представят сейчас краткий обзор его творчества.

БИЛИБИН Иван Яковлевич [4 (16) августа 1876, Тарховка близ Петербурга — 7 февраля 1942, Ленинград], российский график и театральный художник. Член «Мира искусства». Иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства. Прославился, прежде всего, как мастер искусства книги, был одним из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн. «Иллюстрируя с 1899 сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист - Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. В последнее десятилетие своей жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» как оперу Н. А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова, 1936-37, и как книжку А. С. Пушкина». (М. Н. Соколов) - Б.Э.

Демонстрируются рисунки художника.

Физкультминутка. Под музыку песни «Где водятся волшебники?» дети выполняют различные упражнения.

Развитие технического прогресса привело к рождению нового вида искусства- кино. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой и живописью.

Ребята из пятой группы подготовили информацию о киноискустве.

КИНОИСКУССТВО, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему выразительных присущих средств, из которых главные — фотографическая природа киноизображения и монтаж.

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО (анимационное кино), вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Первые рисованные фильмы выпущены в 1908 году(Франция), объемные — в 1911 году (Россия). Крупнейшие деятели мультипликационного кино — В. А. Старевич (Россия), У. Дисней (США), Й. Трнка (Чехословакия), Й. Попеску-Гопо (Румыния), Т. Динов (Болгария); в Российской Федерации Л. А. Амальрик, И. П. Иванов-Вано, А. Л. Птушко, Ф. С. Хитрук, В. М. Котеночкин, Ю. Б. Норштейн, А. Ю. Хржановский.

У.: Сегодня на уроке мы использовали, при знакомстве со сказкой, фрагменты художественного фильма (режиссёра А. Птушко) и мультипликационного фильма (реж. И. Иванов–Ванно)

Благодаря новому виду искусства сказка Пушкина получила новое воплощение и в кино, что позволило современному зрителю вновь и вновь соприкоснуться с творчеством великого мастера.

Давайте посмотрим какими предстают перед нами герои Пушкина в кино. Остановим своё внимание на картинке «Три Чуда»

Демонстрируется фрагмент мультфильма.

- Чем привлекает зрителя художественное воплощение пушкинских образов?

- Обратили ли вы внимание на то, что сюжет сопровождает музыкальный фон.

- Какую роль играет музыка в кино?

Д.: Музыка помогает понять и пережить события фильма: она грустит и радуется, пугается и удивляется вместе с героями, смотрящими на нас с экрана. Музыка вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти уже с самого начала, лишь появятся на экране первые титры и название фильма.

У: Однажды Арам Хачатурян сказал: «Эмоциональное воздействие

музыки возрастает в огромной степени при совпадении её со зрительным восприятием».

- Согласны ли вы с этим?

Продолжаем работу с учебником на стр.50.(читаем)

Слушание музыкальных номеров и просмотр фрагментов художественного фильма.

- Охарактеризуйте каждый музыкальный фрагмент .

  1. Тема Белочки (поёт русскую народную песню, в которой куплет за куплетом в мелодии появляются различные интонации);
  2. Тридцать три богатыря(слышится и тяжёлая поступь витязей-богатырей и шум моря, Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых);
  3. Тема Царевны – Лебеди соткана из интонаций русских народных песен ,в исполнении нежного голоса арфы и солирующего гобоя, кульминацией эпизода становится торжество света и красоты, медные ведут торжественную мелодию.

Подведем предварительные итоги нашей работы.

  1. Над чем мы сегодня работали? (разрабатывали совместный проект)
  2. Что мы узнали нового? Помогла ли вам работа по группам в ознакомлении с новым материалом?
  3. Почему мы вновь и вновь обращаемся к сказкам Пушкина?
  4. В чём состоит привлекательность сказочных персонажей Пушкина?
  5. Чем привлекают нас и чему учат сказки Пушкина?
  6. Какими мы увидели образы героев сказки Пушкина, воплощённых в произведениях разных искусств?

Итогом работы над проектом может стать предложение на телевидение о создании детского мюзикла по сказкам Пушкина.

- Кто за данное предложение?

На этом наша работа над разработкой совместного проекта на сегодняшнем уроке закончена, дальнейшую работу мы продолжим на следующем уроке.

Приложение - Рисунки.