Урок-состязание "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока: закрепление знаний и формирование практических навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и закрепить правила вынесения множителя из-под знака корня; внесения множителя под знак корня;
  • отработать навык освобождения от иррациональности в знаменателе;
  • закрепить умение упрощать сложные радикалы;
  • сравнивать выражения, содержащие квадратные корни.

Развивающие:

  • расширение кругозора;
  • быстрота реакции;
  • развитие математической речи при комментировании решений.

Воспитательные:

  • воспитание взаимопомощи в процессе выполнения коллективной работы;
  • воспитание чувства ответственности в процессе индивидуальной работы, от которой зависит общий результат;
  • воспитание внимательности, собранности и аккуратности;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки при выборе отметки за работу на уроке.

Оборудование:

  1. Информация на стенде о знаке «радикала»;
  2. Карточки с индивидуальными заданиями;
  3. Таблица ответов к математическому диктанту;
  4. Некоторые сведения из биографии И.Канта;
  5. Плакат с критериями выставления оценок;
  6. Таблицы с расшифровкой ответов, полученных в процессе индивидуальной работы.

I ступень.

Разминка в форме эстафеты (2 команды).

Внести множитель под знак корня или вынести множитель из-под знака корня (на этом этапе можно обращаться за помощью).

Задания I команде

Задания II команде

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

Проверяем, помогаем, исправляем по ходу решения.

А теперь работаем самостоятельно.

II ступень.

Математический диктант.

Задание по вариантам.

  1. При каких значениях a имеет смысл выражение: ;[]
  2. Сравнить числа: и [ и ]
  3. Сократить дробь: ; []
  4. Освободиться от иррациональности в знаменателе: ; []
  5. Найти значение выражения: []

Соседи по парте проверяют друг у друга, сразу выставляют оценки.

III ступень.

«Конкурс отважных».

Добровольно приглашаются по одному человеку от каждой команды.

Задание: Упростить сложный радикал.

I команде. II команде.

Пока «отважные» обдумывают ход решения.

IV ступень.

Блиц-турнир (с остальными учениками).

Найти ошибку:

После этого вместе с отвечающими у доски, учащиеся оформляют в тетрадях предыдущее задание – «Упростить сложный радикал».

V ступень.

Работа по карточкам.

По найденному значению выражения определить соответствующую букву. В результате должно получиться высказывание известного философа.

1

14

2

15

3

16

4

17

5

18

6

19

7

20

8

21

9

22

10

23

11

24

12

25

13

   

-14

1

2

3

4

5

8

12

15

17

25

48

100

ч

е

ы

н

м

с

л

я

а

д

и

ь

т

о

у

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

н

е

м

ы

с

л

я

м

н

а

д

о

у

ч

и

т

ь

а

м

ы

с

л

и

т

ь

И. Кант

VI ступень.

Конкурс команд (рассчитан на дополнительное время).

  1. Сравнить: и
  2. Освободиться от иррациональности в знаменателе:

VII ступень.

Подведение итогов.

За работу на уроке ребята сами выставляют себе оценки (критерии выставления оценок вывешиваются на доску).

«отлично» - все задания выполнял самостоятельно;

«хорошо» - иногда прибегал к помощи товарища;

«удовлетворительно» - получать верный ответ не удавалось, но было велико желание разобраться в решении.

VIII ступень.

Домашнее задание.

Галицкий, Гольдман, Звавич «Сборник задач»

№№ 4.81 (б,г); 4.100 (а, б); 4.103 (г); 4.121 (а); 4.127.

 Литература.

  1. В.А.Гольдич, С.Е.Злотин «3000 задач по алгебре 5-9 класс»; С.-Петербург, 1997 – НПО «Мир и семья»
  2. М.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение»; Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996 г.
  3. Г.Д. Глейзер «Повышение эффективности обучения математике в школе»; Москва, «Просвещение», 1989 г.
  4. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк «Дополнительные главы к школьному учебнику Алгебра 8»; Москва, «Просвещение», 1996 г.
  5. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С., Орлов В.В. и др. «Методика и технология обучения математике»; Москва, «Дрофа», 2005 г.
  6. Окунев А.А. «Спасибо за урок, дети!»; Москва, «Просвещение», 1988 г.