"Содружество" — программа по работе с семьёй в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Работа с родителями


По выражению Иоанна Златоуста: “Все второстепенно в сравнении с заботой о детях” и если бы это утверждение стало нормой нашей жизни, исчезли бы все многочисленные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Старый афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Это направление в работе нашего учреждения особенно актуально в Год Семьи.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. А в современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  • режим семейной жизни;
  • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе Дома детского творчества. Актуальным становится взаимодействие семьи и Дома детского творчества в интересах развития личности ребенка. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности. Многие семьи Прокопьевска страдают от трудной социально - экономической ситуации. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей их участия в жизни общества;
  • социально – экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
  • технико – гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;
  • демографический – определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, видно, что решающую роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья.

Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители –один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

В Доме детского творчества большое внимание уделяется формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе Дома детского творчества, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с детьми.

Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания обучающихся. Особенность предлагаемой программы состоит в том, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывались мнения и предпочтения родителей и детей.

Цель программы по сотрудничеству с семьей:

Организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.

Задачи:

  1. Изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей.
  2. Организовать семейное воспитание через возрождение семейной досуговой деятельности.
  3. Развивать культуру внутрисемейного общения.
  4. Выявить функции сотрудничества педагогического коллектива и родителей.
  5. Создать творческую группу по поддержке и взаимодействию с семьями, возрождать семейные традиции, утверждать здоровый образ жизни.
  6. Определить формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
  7. Организовать родительский всеобуч в Доме детского творчества.
  8. Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям.
  9. Анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива Дома творчества и родителей по воспитанию обучающихся.

Для возвращения национальной памяти в содержание программы заложены принципы иного, нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь “сито” веков. Организация семейных праздников, основанных на русских народных традициях, обычаях, обрядах реализуют понимание детьми-горожанами быта, обычаев, обрядов русского народа. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такие праздники способствуют и социальному развитию детей.

Воспитательная работа по сотрудничеству с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания мы относим:

  • методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
  • методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
  • методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;
  • метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый)

Главными функциями семьи являются:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бытовая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досугово-творческая;
  • охранно-защитная.

Взаимодействие семьи и Дома творчества направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и Дома творчества являются:

  • информационная;
  • воспитательно-развивающая;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая.

В практике работы Дома творчества определились самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

  • Дни открытых дверей;
  • семейные клубные дни;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • анкетирование родителей;
  • выставки творческих работ;
  • открытые занятия;
  • родительский лекторий;
  • творческие мастерские;
  • семейные праздники;
  • праздничные программы;
  • вечер отдыха;
  • конкурсы;
  • мастер – класс;
  • час общения;
  • тренинговое занятие для родителей;
  • круглый стол;
  • концерты;
  • краеведческая акция;
  • спортивно – игровые программы;
  • экскурсия;
  • фестиваль;
  • бюллетени “Для вас, родители”.

Основные направления организации работы

Дома детского творчества с семьей:

  1. Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
  3. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  4. Разработка тематического оформления по работе с семьей – информационный стенд “Для Вас, родители”.

Таким образом, задействованы следующие группы:

  • дети от 4 до 15 лет,
  • родители детей.

Ожидаемые результаты:

  • педагог – ребенок – родитель выстраивают систему своих отношений по принципу “человек – человек”;
  • оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций в семье;
  • родители оценивают значимость дополнительного образования в жизни ребёнка.

Как и слово, Семья, наша работа по сотрудничеству с семьёй состоит из семи основных компонентов:

Организация совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов

Сентябрь

  • “Семья и педагоги – партнеры в воспитании” - родительское собрание;
  • “День открытых дверей” - презентация творческих объединений;
  • “Как образовалась моя семья” - краеведческая акция (подведение итогов на конкурсе “Моя семья”);
  • “Семья обучающегося” - анкетирование.

Октябрь

  • “Учимся общению” - тренинговое занятие с родителями;
  • “Бабушкины посиделки” - вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека;
  • “Традиции в нашей семье” - семейный клубный день;
  • “Тип семьи” - анкетирование (методика программированного наблюдения);
  • Мастер - класс “Семь Я” - подготовка исполнителей для семейного праздника;
  • “Осенины” - семейный праздник, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах.

Ноябрь

  • “Склонности и интересы детей в выборе профессии” - родительское собрание с детьми. Старт поисковой операции “Профессии моих предков”;
  • Мастер - класс “Семь Я” - подготовка исполнителей для праздничной программы;
  • “Мама для мамонтенка” - праздничная программа, посвященная Дню матери;
  • “Мама, мамочка, мамуля” - конкурс рисунков.

Декабрь

  • “Роль отца в воспитании детей” - круглый стол с участием специалистов;
  • “С мамой вдвоем украсим свой дом” - выставка декоративно-прикладного искусства;
  • “Символ года” - мастер-класс для родителей;
  • Мастер - класс “Семь Я” - подготовка исполнителей для семейного новогоднего праздника;
  • “Волшебный сундучок со сказками” - новогодний праздник.

Январь

  • “Крещенский вечерок” - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
  • “Чего родителям делать нельзя” - час общения родителей и психолога;
  • “Мастерилкино – творилкино” - мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта).

Февраль

  • “Семейный калейдоскоп” - конкурс семейных альбомов;
  • Мастер - класс “Семь Я” - подготовка исполнителей для праздничной программы;
  • “Папы могут все, что угодно” - праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества;
  • “Семья, друзья и здоровье” - спортивно – игровая программа;
  • “Роль семейных традиций в воспитании детей” - родительский лекторий.

Март

  • “Тайны семейной кухни” - конкурс хозяек;
  • Мастер - класс “Семь Я” - подготовка исполнителей для праздничной программы;
  • “Проводы русской зимы” - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
  • “От всей души” - праздничная программа;
  • “Событие в моей семье” - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедший в семье.

Апрель

  • “Остров семейных сокровищ” - выставка семейных работ;
  • “Пасхальный благовест” - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
  • “Зажги свою звезду” - отчетный концерт детей творческих объединений художественного отдела.

Май

  • “Терем весёлых затей” - итоговый праздник творческих объединений;
  • “Моя семья” - конкурсная программа;
  • “Отдыхаем всей семьёй” - экскурсия в Зеньковский парк.

Июнь

  • Мастер - класс “Семь Я” - подготовка исполнителей для проведения фестиваля;
  • “Дружат дети всей страны” - фестиваль национальных культур в рамках всемирного Дня семьи;
  • “Мама, папа, я – дружная семья” - спортивно - игровая программа в рамках года Семьи;
  • “Удовлетворенность родителей работой Дома детского творчества” - анкетирование.

Июль – август

  • “Веселый карандаш” - творческие мастерские на базе подростковых клубов “Уголёк”, “Теремок”.

Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов

  1. Создание среды для знакомства, взаимодействия.
  2. Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
  3. Установление постоянного контакта с семьями.
  4. Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
  5. Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
  6. Организация и проведение традиционных встреч – семейных клубных дней.
  7. Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
  8. Проведение конкурса “Моя семья”, где учитывается участие семей во всех конкурсах Дома творчества.
  9. Осуществление обратной связи “В мечтах и наяву”.

Психолого-диагностическая работа

Эта работа включает в себя психолого-диагностический инструментарий и психологическое сопровождение взаимодействия педагогического коллектива с семьёй.

Инструментарий – это набор методик, используемых педагогами Дома творчества для работы с детьми, родителями.

Весь набор методик делится на три группы, различных по назначению:

  1. методики, используемые для изучения семей обучающихся (характеристика семей, “Тип семьи” - анкетирование (методика программированного наблюдения);
  2. методики, используемые для выявления уровня воспитанности обучающихся;
  3. методики, предлагаемые родителям (анкета “Удовлетворенность родителей работой Дома детского творчества”)

Основным критерием результативности воспитательной работы является уровень воспитанности. Это одна из основных характеристик личности, проявляющаяся в ее мировоззрении, установках и ценностях, общественно – значимом поведении и деятельности. В учреждениях дополнительного образования детей, в соответствии с “Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей”, ожидаемые результаты связываются с развитием “мотивации личности к познанию и творчеству…”, а основными задачами являются “…обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга”. Таким образом, воспитательные задачи для учреждения дополнительного образования детей являются основными. Исходя из выше сказанного под уровнем воспитанности наших обучающихся мы подразумеваем следующие критерии:

  • нравственный потенциал обучающихся (тест “Размышляем о жизненном опыте”)
  • коммуникативные склонности (методика выявления коммуникативных склонностей учащихся)
  • творческая активность (методика диагностики уровня творческой активности учащихся)