Семинар по теме "Влияние семейных взаимоотношений на психологическое развитие детей"

Разделы: Работа с родителями


План семинара.

1 часть. Вступление.

  • Игровой момент «Блиц-опрос»
  • Теоретическая часть: «Как внутрисемейные отношения отражаются на эмоциональном состоянии детей»
  • Практическая часть. «Я-высказывание», «Ты-высказывание»

2 часть. Основная часть.

  1. Практическая часть:
    • «Лучшие в мире родители»
    • «Лучшие в мире дети».
  2. Теоретическая часть:
    • Родительские задачи и функции
    • Родительские установки
    • Как установить глубокий психологический контакт с ребёнком

3 часть. Заключение. 

  • Разбор некоторых ситуаций в общении с детьми.
  • Тест для родителей: «Я и мой ребёнок» Приложение 1.

Ход семинара

1 часть. Вступление.

Сегодня семинар наш называется: «Влияние семейных взаимоотношений на психологическое развитие ребёнка». Прежде чем вплотную начать его обсуждать, давайте познакомимся. (Все участники семинара сидят в полукруге).

  1. Назовите своё имя и свою самую лучшую, на ваш взгляд, черту характера.

  2. Блиц-опрос.

    • Любимые места, где бываете всей семьёй.
    • Хотели бы вы снова вернуться в своё детство?
    • Представьте своего ребёнка через 30 лет (каким он будет, занятия, хобби).
    • Мечтали вы стать взрослым когда были ребёнком?
    • Расскажите о какой-нибудь своей мечте, которая сбылась.
    • С кем из взрослых в семье ребёнок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?
    • Назовите 3 хороших качества вашего ребёнка.
    • Расскажите о ярком воспоминании своего детства.
  3. Теоретическая часть: «Как внутрисемейные отношения отражаются на эмоциональном состоянии детей».

    Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Острый недостаток ласки в семье является причиной повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости, замкнутости, проституции у детей. У таких детей проявляется неуверенность, низкая самооценка и низкий уровень саморегуляции. Дефицит ласки вызывает серьезные психические срывы, ранняя проституция – это голод на прикосновения ( тактильный голод ), который в период полового созревания резко дает о себе знать (теперь ее гладят все)

    Когда маленькому ребенку страшно или плохо он утыкается в подол матери или в ноги отца – а они поглаживают его, успокаивают. Нужно сделать не менее 40 поглаживающих движений в минуту, чтобы малыш быстро успокоился. Доказано, что после такого массажа, дети легче справляются с математическими задачами.

    Даже, если родители завалят игрушками, проблема не решится, да и наблюдения показывают – недоласканные дети играть не умеют, у них нет опыта проявления любви и заботы, они не умеют находить общий язык с другими детьми и со злости ломают игрушки, проявляют агрессию, дерутся. Это так называемый « синдром детдомовских детей». Они не умеют правильно обнять, избегают взрослых, не умеют выразить свои чувства, часто болеют.

    Диагноз – «острый недостаток любви». Специалисты – сексологи и сексопатологи говорят: «Чтобы ребенок вырос здоровым и психически уравновешенным, нужно постоянно удовлетворять его потребности в нежных прикосновениях. Не менее 30 ласковых прикосновений в минуту. Прикосновений матери не заменит никто. Если у ребенка этого не было, для него возможны два пути:

    • Он спрячется под личной агрессивности.
    • Будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки. Такой человек почти обречен вечно скитаться «по рукам», он ненасытен, как Дон Жуан, и также несчастен.

    Недоласканная девочка будет слушаться мать только в период полового созревания, потом будет безразличной как к ласковым прикосновениям, так и к выбору партнера.

    Все маньяки через экспертизы, проведенные психотерапевтами, признались, что в детстве не были нужны своим матерям. ( Н: у Молошенко – мать, когда он плакал до хрипоты, выходила из дома и демонстративно гуляла до тех пор, пока он не замолкал. Он никогда не играл со сверстниками, с 8 лет издевался над животными, а с 13 лет стал насиловать женщин.

    Агрессивность отверженного – это единственный способ общения с миром и с самим собой. Он ничего не знает другого, он не мстит другим за свое несчастье, он социально опасный страдалец и это его способ выживания.

    Нужно беречь ребенка от семейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у него повысится успеваемость, улучшится здоровье, психическая уравновешенность, он избавится от страхов, он будет сопереживать другим людям.

    Упражнение: Нарисуй свой страх и победи его.

    Предложить ребенку нарисовать свои страхи, поговорить с ним по поводу нарисованного, затем разорвать (разрезать) на мелкие кусочки и поджечь, пепел сразу выбросить. Повторить через неделю. Таким способом можно вытащить из-под сознания часть страхов, заложенных даже с эмбрионального состояния. Повторять до тех пор, пока предложение «нарисуй свой страх» не вызовет недоумение у ребенка.

    С другой стороны, родители должны знать, что некоторые страхи, иногда полезны, они защищают от излишнего риска, уводят от опасностей, регулируют поведение. С некоторыми страхами ребенок может справиться сам.

    Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Доказано, что дети лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

    Потребности каждого человека выражаются в «Я-мыслях» ( я хочу есть, я люблю это делать…) Однако, мы не всегда решаемся высказать свои желания, опасаясь что нас могут счесть эгоистами, поэтому «Я-высказывание» в разговоре превращаются в «Ты-высказывание»... Вместо того, что я чувствую, что со мной поступают несправедливо, мы говорим партнеру «Ты плохой», т.е. ответственность мы перекладываем на собеседника.

    Неумение превратить «Я-высказывание» в « Ты-высказывание часто является одной из причин создания барьеров в общении. Самое опасное состоит в том , что ответственность перекладывается на собеседника. Это вызывает неприятие им вашего утверждения. Давайте потренируемся.

  4. Практическая часть: «Я-высказывание», «Ты-высказывание».

    Например, при невыполнении некоторых домашних обязанностей распространённым является следующее « Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестал что-либо делать по дому!» , для того чтобы получить «Я- высказывание», необходимо дать определение своего чувства и указать причину, что его вызвало. «Я последнее время не чувствую искренней заботы от тебя. С чем это связано? Может, ты обиделся, что я не отпустила тебя на дискотеку?»

    Перевести «Ты-высказывания» в «Я-высказывание».

    • «…почему всё должна делать я …»
    • « …ты выполнил свои домашние задания?»
    • «…когда ты перестанешь поздно приходить домой?»
    • «..Где ты был?»
    • «…Тебе всё равно, что я думаю?»

    Мы с вами решили сегодня несколько трудных вопросов, возникающих в процессе общения. Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех в работе и личных отношениях с другими. Хочется эту часть закончить мнением героев повести Г. Михасенко «Милый Эп»

    «Конечно откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов…. Ясновидящими и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь если я этого хотел». Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей.

2 часть. Основная часть.

  1. Практическая часть. «Самые лучшие в мире родители. Самые лучшие в мире дети».
    Идеальные родители. Идеальные дети.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.

    Родителям предлагается разделить лист бумаги на две колонны. В первой написать 10 качеств, которыми должны обладать идеальные родители, а в другой 10 качеств, кот. Должны быть наделены идеальные дети.

    Затем отметить галочкой какими качествами обладаете вы, как родитель и рядом отметить какими качествами обладает ваш ребёнок. Каждая галочка это 1 балл. Подсчитываются отдельно колонки.

    Вывод: Идеальных родителей и детей нет. У каждого родителя свой взгляд на идеальность. Все и всегда знающие родители «идеальные» ребёнку не нужны. Давайте же разберёмся какими же тогда должны быть родители, как очертить направления поисков в чём должны совершенствоваться родители, сформулировать основные правила.

  2. Теоретическая часть.

    Все родители не похожи друг на друга, как и дети. Невозможно расписать требование, которые подходили бы абсолютно всем. Отношения с ребёнком индивидуальны и неповторимы. Повышенная родительская уверенность, излишняя тревожность никак не содействуют успешному родительству. В родительском труде возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, победы , которые сменяются поражениями.

    Представим себе, что родители во всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос. В этом случае вряд ли они смогут осуществить главную родительскую задачу- воспитать потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

    Можно очертить направленность поисков, чтобы совершенствоваться в родительской роли.

    1. Родители выполняют свои функции в семье. Задача мамы – эмоциональная подпитка ребёнка, доверие, понимания, близости. Папа выполняет функцию контроля, создание системы оценок, осуществляет регуляцию поведения.( Какой я папа зависит от детства.). Ребёнок лучше развивается если у него положительный эмоциональный фон, отношения между родителями гармоничные.

    2. Создание уверенности в том , что ребёнка любят. Многие считают, что нельзя показывать любовь к детям –приведут к избалованности, эгоизму, себялюбию. Категорически отвергнуть это утверждение. Все неблагоприятные личностные черты возникают при недостатке любви.

      Внушить ребёнку , что его любят и о нём заботятся, не зависят:

      • ни от времени, которое ему уделяют
      • ни от того ходит ли он в сад или воспитывается дома
      • ни связано с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных затрат
      • многочисленными занятиями

      Важно создать глубокий психологический контакт с ребёнком.

    3. Создать глубокий психологический контакт с ребёнком.

      Основа – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни.

      Диалог: Занять позицию не «над» ребёнком, а на «равных». Признание активной роли ребёнка. Равенство позиций, не значит что родитель должен опуститься на уровень ребёнка, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

      Принятие: Формула: «Не люблю потому что ты хороший», а «люблю потому что ты есть, люблю такого какой ты есть». Любое высказывание: «вот бестолковый!» и т. д. наносит глубокий вред в отношении с ребёнком.

      Независимость ребёнка: Связь между ребёнком и родителями самая сильная связь. Без неё не может быть родителя. Раннее прерывание, угроза для жизни. Вместе с тем связь ребёнка с родителями внутренне конфликтна. Дети взрослея отдаляются от родителей, а родители стараются их удержать.

    Родительские установки и эмоциональное развитие детей

    Все родители по-разному относятся к своим детям. Их отношение может быть: внимательным, боязливым, тщеславным, сердитым, раздраженным, приспособляющимся, общительным, сенсационным, уравновешенным, уклончивым, упорным, настойчивым, постоянным, уверенным, обнадеживающим. Поведение родителей никогда не обнаруживается в чистом виде, но дает бесчисленное множество сочетаний. Создавшаяся в семье система отношений к ребенку называется родительскими установками. Родительские установки очень важны в эмоциональном развитии детей.

    Предлагаем упрощенный способ определения родительских установок и возможные последствия этих установок в эмоциональном развитии детей.

    Типы установок Словесная характеристика Способ обращения с детьми Последствия в развитии ребенка
    Благосклонность, доброжелательность и любовь «ребенок – центр всех моих интересов Ласковое обращение, непринужденная игра с ребенком Чувство безопасности, нормальное развитие личности
    Явное отчуждение «ненавижу детей, не стану из-за них расстраиваться» Отчуждение, избегание контактов, жесткие поступки Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие
    Чрезмерная требовательность (максимализм) «Не хочу иметь такого ребенка, можно было бы сменить на лучшего» Никогда не хвалят, отсутствует система поощрений, часто ругают Неуверенность в себе, страх
    Чрезмерная опека «делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему» Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности Замедленная социализация, неспособность проявлять самостоятельность, инфантильность.

3 часть. Заключение.

В заключении решим педагогическую задачу, используя ту информацию, которую вы сегодня получили:

Ситуация: Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу тебе рассказать что-то важное.

Мама: «Отстань, очень болит голова.»

– Как вы бы ответили на месте мамы, что сделали. (Родители приводят примеры).

А теперь закончи фразы:

  • Теперь я знаю…….
  • В вопросах общения с ребёнком я буду……
  • Мне больше всего запомнилось………
  • Я нашёл ответ на…….

Тест для родителей: «Я и мой ребёнок».