Урок литературы в 6-м классе по теме "Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Журавли»"

Разделы: Литература


Цель урока: знакомство с творчеством Н.А.Заболоцкого, обучение элементам анализа стихотворения.

На доске цитаты из высказываний Заболоцкого:

  1. “Живая человеческая душа теперь осталась единственно ценной”.
  2. “Чем старше я становлюсь, тем ближе мне делается природа. И теперь она стоит передо мною, как огромная тема”.

I. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем знакомство с творчеством писателей и поэтов XX в. Сегодня первый урок по творчеству Н.А.Заболоцкого, на котором мы будем заниматься анализом стихотворения “Журавли”, следующий урок мы посвятим внеклассному чтению. В тетрадях запишем тему урока, а также предлагаю записать цель, которую вы ставите перед собой сегодня на уроке.

Обратите внимание на высказывания Заболоцкого. В чём их смысл?

(В первом автор говорит о ценности души, т.е. его творчество направлено на формирование нравственных качеств человеческой души, во втором он определяет основную тему творчества – жизнь природы, а в той цитате, которую мы взяли для обозначения темы урока, автор говорит о том, что он старается выразить мысль природы, следовательно, для него природа живая, раз она мыслит, а значит, чувствует, переживает).

II. Сведения из биографии (доклад одного-двух учеников).

Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани в 1903 году. Когда мальчику исполнилось7 лет, семья переехала в село Сернур, а в 1913 году в город Уржум Вятской губернии.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твёрдый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

С ранних лет поэт полюбил природу, замечал её красоту. С семилетнего возраста начал писать стихи, а к 12 годам уже хорошо знал русскую литературу, особенно его привлекало творчество Пушкина, Тютчева, Баратынского.

В 1920 г. окончил Уржумское реальное училище (сейчас в нём располагается гимназия). Он твёрдо решил посвятить жизнь писательскому делу.

Центральная тема творчества – взаимоотношения человека и природы.

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клёны от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты – наш первый весенний певец
Из берёзовой консерватории.

Заболоцкий известен ещё и как переводчик. Он успешно переводил произведения грузинской литературы. Популярно его стихотворное переложение “Слова о полку Игореве”. Произведения Николая Заболоцкого отличаются лиричностью и образностью.

Жизнь Николая Алексеевича безвременно оборвалась 14 октября 1958 года.

Запишем в тетрадь: Николай Заболоцкий – известный поэт, переводчик. Одна из главных тем его творчества – взаимоотношения человека и природы.

III. Анализ стихотворения “Журавли”.

Учитель: “Стихотворение подобно человеку,- писал Заболоцкий,- у него есть лицо, ум и сердце. Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более или менее спокойно. Так же спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё игралище ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”. Сегодня мы должны внимательно всмотреться в лицо стихотворения “Журавли” и определить, какое оно?

Чтение стихотворения учителем.

Первое восприятие: Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? Определите его тему.

В этом стихотворении есть сюжет. Автор нарисовал 7 картин. Попробуем выделить главную мысль каждой картины. Для этого разделимся на группы по 3-4 человека. Каждая группа возьмёт для анализа одну строфу. Вы должны в своей строфе найти главное слово, изобразительно – выразительные средства, которые помогают автору в раскрытии темы стихотворения.

Кроме этого я предлагаю вам вжиться в образы героев стихотворения: человека, который стрелял и вожака стаи. Какой вы? Черты вашего характера? Что вы чувствуете?

Несколько минут даётся на групповую работу.

Слово первой группе: (чтение первой строфы) прочитав первую строфу, мы узнали, что журавли вылетели из Африки “к берегам отеческой земли”, то есть домой, туда, где жили их отцы. Автор использует метафору – “утопая в небе”. Она подчёркивает безграничную свободу этих птиц и простор, который их окружает.

Вторая группа: (чтение второй строфы) Главный герой второй строфы – вожак, который ведёт “свой немногочисленный народ”.

Как летят журавли? (Спокойно, величаво, красиво, организованно)

Что мы можем сказать об их состоянии? (Видимо, они испытывают радость и удовлетворение от полёта).

Здесь автор использует эпитеты: “серебряные крылья” и “немногочисленный народ”.

Почему “народ”? Ведь речь идёт о птицах? (Автор намеренно использует это слово, применяя приём очеловечивания природы, в данном случае, птиц).

Что вы представили, прочитав первые строки стихотворения? Какое настроение вызывает эта картина?

Итак, подведём итог работы с двумя первыми строфами: красивые, свободные, величественные птицы во главе с вожаком направляются “к берегам отеческой земли”, “в долину изобилья”.

Слово третьей группе: (чтение третьей строфы) Обратим внимание на эпитет, который характеризует озеро, и на эпитет, который характеризует дуло ружья:

Озеро – “прозрачное насквозь”
Дуло – “чёрное, зияющее”

Мы видим здесь противопоставление природы человеку.

Что такое это дуло? Образ чего? (Это воплощение смерти, трагедии).

Таким образом, светлая, радостная, даже торжественная картина полёта журавлей омрачена появлением чёрного зияющего дула, которое несёт смерть.

Учитель: Ребята, давайте здесь на минутку прервёмся и вспомним весну, солнце и косяки перелётных птиц, возвращающиеся в наши края. Когда я была в вашем возрасте, этих косяков было намного больше. Перелётные птицы в пути встречаются со многими опасностями, главная из которых – человек. Голодные птицы вынуждены делать посадки на поля и водоёмы. Этим пользуются люди, убивая их, беззащитных и уставших.

В стихотворении “Журавли” человек показан как враг птиц, враг природы.

Итак, слово следующей группе: (чтение четвёртой строфы) Это самый напряжённый момент стихотворения. Автор называет журавля “частица дивного величья”: дивное величье – это природа, а журавль – её частица, красивая, гордая, свободная птица, которую убил человек.

Автор делает читателя участником событий, употребляя местоимение “на нас”. Этим он достигает реальности, правдивости описанного. Мы ярко представляем картину, чувствуем вину перед природой за человека, который убил её частичку, чувствуем злость на убийцу.

Пятая группа: (чтение пятой строфы) строфа начинается с самых печальных в стихотворении строк: “Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну…” Что может быть печальнее неподвижных крыльев птицы, ещё минуту назад летящей в синем небе?! Трагичность ситуации подчёркивает эпитет “холодную волну”.

А стая как отреагировала на гибель вожака? (Стая переживает, испытывает страх. Автор это показывает при помощи слов “рыданью горестному вторя” и “рванулись в вышину”. Журавли, конечно, не рыдали, но они, наверное, курлыкали, прощаясь с вожаком, испугавшись выстрела и смерти.)

А какое слово в этой строфе вы считаете главным? (Горе – горе стаи, потерявшей вожака, горе от того, что человек убил красивую птицу).

Обратите внимание, какой звук повторяется в этой строфе, чтобы подчеркнуть горе стаи? (Звук “р” повторяется во многих словах: “рыданью горестному вторя, журавли рванулись…”)

Повторение одного и того же звука в поэтической речи с целью усилить эмоциональное восприятие картины называется аллитерацией.

Слово шестой группе: (чтение шестой и седьмой строфы) в этой строфе противопоставлены мир человека и мир природы: на земле смерть, но природа вернёт птицам “гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе”.

Где птицы находятся в безопасности? (“Только там”, то есть в небе, далеко от людей).

Человек убил частицу дивного величья, но гордый дух птиц убить невозможно. Стая птиц продолжает путь, рванувшись в вышину, чтобы спастись. Только частица “дивного величья” убита, но красота вечна. Несмотря на жестокость человека, птицы, преодолев эту трудность, преодолеют и другие. Конечно же, слова “гордый дух, высокое стремленье”, непреклонная воля к борьбе относятся не только к птицам, но к человеку, к читателю. Эти качества должны быть в людях, но, к сожалению, их не было у героя данного стихотворения, у убийцы вожака стаи журавлей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что автор подчёркивает торжество жизни над смертью и вечность красоты.

Казалось бы, после таких важных слов стихотворение могло быть завершено, но тогда образ вожака остался бы незаконченным.

Слово седьмой группе: (чтение последней строфы) эти строки усиливают драматизм сюжета стихотворения. Автор использует такие слова, что, кажется, что погибла не птица, а человек. Используется метафора “в рубашке из металла”, которая подчёркивает весь ужас сюжета.

Какие согласные звуки повторяются в этой строфе? (З., р, л: “и заря над ним образовала золотого зарева пятно”).

Почему же зарево “золотое”? (Это цвет яркий, светлый, жизнерадостный, то есть стихотворение заканчивается всё-таки надеждой на лучшее, торжеством жизни над смертью).

Ребята, вы знаете, летающие птицы на самом деле очень лёгкие и не тонут в воде. После публикации стихотворения к Заболоцкому обратился один учёный-зоолог, который указал на эту неточность и попросил изменить строку, так как собирался включить его в научный сборник, посвящённый птицам.

Для сборника “День птиц. Стихи и проза о птицах” Заболоцкий изменил строку “погружался медленно на дно” на “уплывал, не падая на дно”, но в других изданиях строка осталась прежней. Почему? (Этой строкой, где показана мёртвая тонущая птица, усиливается трагичность и драматизм ситуации).

Автор нам хочет показать, что природа и мы – одно целое. Мы не можем жить без природы, и мы же жестоко губим её.

Запишем в тетрадь главную мысль стихотворения: стреляя в птицу, человек разрушает своё будущее, будущее своих детей. Такой человек – враг не только природе, но и другим людям, нам с вами.

Мы ответственны перед потомками за то, в каком мире им придётся жить, увидят ли они этих красивых, величественных птиц, которых так безжалостно и бессмысленно убивает наш современник.

А теперь послушаем тех ребят, которые пытались вжиться в образ вожака стаи и человека, стрелявшего в него.

Ребята сказали примерно следующее:

Вожак: “ Я – главный в стае, веду её на родину, туда, где тепло и много пищи. В пути нам трудно, мы боимся людей. В меня стреляет человек, мне очень больно и страшно. Я падаю в холодную воду. Я умираю”.

Человек, убивший птицу: “Охота – моё хобби. Я убиваю животных и птиц ради удовольствия. Так я провожу свободное время, отдыхаю. Я метко стреляю, сегодня у меня удачный день: я убил журавля. Я радуюсь, когда попадаю в цель”.

Какое чувство вызывает у нас этот охотник?

Он не чувствует ответственности за окружающую нас природу, мы его осуждаем.

Попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке.

На последнем форзаце учебника нам представлена репродукция картины Рылова “В голубом просторе”. Давайте посмотрим на журавлей, красивых, гордых и свободных птиц. Подходит ли эта картина к нашему стихотворению?

Итак, каково же лицо стихотворения “Журавли”? (Грустное, у него слёзы на глазах).

IV. На следующем уроке мы продолжим изучение творчества Заболоцкого, а сейчас запишите домашнее задание:

Для всех: определить стихотворный размер стихотворения.

На выбор:

  1. Выучить наизусть;
  2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению;
  3. Сочинение-эссе на тему “Какой след оставило в моём сердце стихотворение “Журавли”?

V. Подведём итог урока.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Какой след оно оставило в вашем сердце?
О чём помогло задуматься?
Какое впечатление на вас произвёл урок?
Комфортно ли вы себя чувствовали сегодня на уроке?
Достигли ли вы цели, которая была вами поставлена?

Оцените свою работу на уроке.