Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок развития речи в 7-м классе по теме "Сочинение-письмо по впечатлениям от картины И.И. Бродского «Летний сад осенью»"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом описания картины;
  • помочь увидеть пейзаж глазами художника и выразить свои впечатления в сочинении-письме;
  • развивать творческую самостоятельность, умения излагать свои мысли в письме;
  • воспитывать любовь к искусству.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Бродского и его картины.
  2. Учебник 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
  3. Требования к сочинению-письму.
  4. Презентация к уроку.

На доске предложение:

Его картины привлекают пронзительной правдой и щемящей душу поэзией.

I. Организационный момент. Интрига.

1. Ученица читает отрывок из стихотворения “Осень” А.С. Пушкина.

…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(На слайдах появляются репродукции картин известных художников).

Учитель комментирует.

2. Вопрос:

- Что объединяет стихотворение и картины? (Пейзаж, тема осени).

II. Объявление темы урока.

III. Чтение задания упражнения 44 по учебнику 7 класса.

Обсуждаем задание и рассматриваем репродукцию картины И.И. Бродского на цветном вкладыше учебника.

IV. Знакомство с художником И.И. Бродским и его творчеством.

1. Ученик рассказывает о художнике.

Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование он получил в Одесском художественном училище, где в 1896 – 1902 годах занимался у таких известных живописцев и педагогов, как Г.А. Ладыженский и К..К. Костанди. В 1902 – 1908 годах он учился в петербургской Академии художеств, в стенах которой молодой Бродский испытал благотворное влияние великого русского художника – реалиста И. Е. Репина. В конце жизни он писал: “От Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни”. Глубокий след в дальнейшей творческой биографии Бродского оставили его поездки от Академии художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911). В эти годы окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского.

2. Рассказ учителя о творчестве И.И. Бродского и его картинах. (Картины на слайдах).

Уже студенческие работы молодого художника свидетельствовали о его ранней творческой зрелости и привлекали к себе внимание любителей искусства. Он много работал в жанре портрета и пейзажа. Уже во время учебы в Академии художеств ярко проявилось дарование И. Бродского – пейзажиста. Значительная часть ранних пейзажей И.Бродского написаны с натуры. Постепенно он перешел к работе по воображению. Великолепными образами пейзажиста являются такие известные произведения: “На даче”(1906), “Золотая осень”(1907), “Сквозь ветви”(1907). В картине “Сквозь ветви” художник совместил два пространственных плана. На первом – кружевной древесный стол и ветки, на втором - безбрежные привольные просторы. Мы любуемся каллиграфической четкостью прихотливого узора ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли. Пейзаж рождает не лишенное романтической окрашенности желание вырваться за пределы пространства картины. Не менее замечательны картины “Зима” (1919 – 1922), “Аллея парка” (1930 г). Главную задачу художник видит в том, чтобы раскрыть устойчивые качества природы, показанной в определенное время дня и года.

Еще одна работа “Л.М. Бродская на террасе” (1908). Здесь присутствует пейзаж, который написан в мягкой пастельной гамме. Умиротворенная гармония образа женщины с природой создает определенное настроение.

Картина “Летний сад осенью” написана в 1928г., когда художник достиг больших успехов в своем мастерстве.

3. Работа с предложением, которое записано на доске.

Вопрос:

- Как вы понимаете эти слова?

V. Формулируем цели и задачи.

Итак, наша главная задача – подробно описать картину И. Бродского “Летний сад осенью” и написать о своих впечатлениях в письме другу.

VI. Построение сочинения.

Письма бывают разные, и они определяются содержанием. Это письмо– радость, письмо – скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо – впечатление.

- Что будет составлять содержание письма?
- Вспомним, как строится письмо?

(Работа над основными требованиями к письму, вступлением и заключением.)

Основные требования к построению сочинения - письма. (Лежат на столах)

1. Вступление. Обязательное обращение к другу в начале сочинения. (Добрый день,здравствуй, дорогой, уважаемый, милый…). Не забудь написать имя друга.
2. Основная часть сочинения. Излагай свои мысли, впечатления точно и ясно, чтобы твоему другу было интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.
3. Концовка. (До свидания, до скорой встречи, желаю удачи…). Дата, укажи свое имя. Тон письма должен быть вежливым, доброжелательным.

VII. Работа над содержанием основной части сочинения – письма.

Основная часть письма – это ваши впечатления от картины. Чтобы их выразить, необходимо понять замысел художника и передать свое отношение к изображенному на картине, те чувства, мысли, желания, которые вызывает этот пейзаж.

- В каком стиле будем писать сочинение?

1. Определение темы:

- О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине?

2. Определение основной мысли:

- Каков, по – вашему, замысел художника? Какое чувство вызывает природа?

3. Цветовая гамма картины:

- В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? О чем говорят краски, использованные художником?

4. Описание картины:

- Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине. Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал.

Работа в группах.

1 группа. Аллея сада.

Задание:

Написать сочинение – миниатюру (10-12пр.), используя в описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь:

- Какими нарисованы деревья?
- Стволы деревьев, какими мы их видим?
- Какого цвета листья? Почему их мало?
- Цветовая гамма?

2 группа. Беседка.

Задание:

Составьте 5 -6 словосочетаний для описания беседки.

3 группа. Люди.