Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок развития речи в 7-м классе по теме "Сочинение-письмо по впечатлениям от картины И.И. Бродского «Летний сад осенью»"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом описания картины;
  • помочь увидеть пейзаж глазами художника и выразить свои впечатления в сочинении-письме;
  • развивать творческую самостоятельность, умения излагать свои мысли в письме;
  • воспитывать любовь к искусству.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Бродского и его картины.
  2. Учебник 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
  3. Требования к сочинению-письму.
  4. Презентация к уроку.

На доске предложение:

Его картины привлекают пронзительной правдой и щемящей душу поэзией.

I. Организационный момент. Интрига.

1. Ученица читает отрывок из стихотворения “Осень” А.С. Пушкина.

…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(На слайдах появляются репродукции картин известных художников).

Учитель комментирует.

2. Вопрос:

- Что объединяет стихотворение и картины? (Пейзаж, тема осени).

II. Объявление темы урока.

III. Чтение задания упражнения 44 по учебнику 7 класса.

Обсуждаем задание и рассматриваем репродукцию картины И.И. Бродского на цветном вкладыше учебника.

IV. Знакомство с художником И.И. Бродским и его творчеством.

1. Ученик рассказывает о художнике.

Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование он получил в Одесском художественном училище, где в 1896 – 1902 годах занимался у таких известных живописцев и педагогов, как Г.А. Ладыженский и К..К. Костанди. В 1902 – 1908 годах он учился в петербургской Академии художеств, в стенах которой молодой Бродский испытал благотворное влияние великого русского художника – реалиста И. Е. Репина. В конце жизни он писал: “От Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни”. Глубокий след в дальнейшей творческой биографии Бродского оставили его поездки от Академии художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911). В эти годы окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского.

2. Рассказ учителя о творчестве И.И. Бродского и его картинах. (Картины на слайдах).

Уже студенческие работы молодого художника свидетельствовали о его ранней творческой зрелости и привлекали к себе внимание любителей искусства. Он много работал в жанре портрета и пейзажа. Уже во время учебы в Академии художеств ярко проявилось дарование И. Бродского – пейзажиста. Значительная часть ранних пейзажей И.Бродского написаны с натуры. Постепенно он перешел к работе по воображению. Великолепными образами пейзажиста являются такие известные произведения: “На даче”(1906), “Золотая осень”(1907), “Сквозь ветви”(1907). В картине “Сквозь ветви” художник совместил два пространственных плана. На первом – кружевной древесный стол и ветки, на втором - безбрежные привольные просторы. Мы любуемся каллиграфической четкостью прихотливого узора ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли. Пейзаж рождает не лишенное романтической окрашенности желание вырваться за пределы пространства картины. Не менее замечательны картины “Зима” (1919 – 1922), “Аллея парка” (1930 г). Главную задачу художник видит в том, чтобы раскрыть устойчивые качества природы, показанной в определенное время дня и года.

Еще одна работа “Л.М. Бродская на террасе” (1908). Здесь присутствует пейзаж, который написан в мягкой пастельной гамме. Умиротворенная гармония образа женщины с природой создает определенное настроение.

Картина “Летний сад осенью” написана в 1928г., когда художник достиг больших успехов в своем мастерстве.

3. Работа с предложением, которое записано на доске.

Вопрос:

- Как вы понимаете эти слова?

V. Формулируем цели и задачи.

Итак, наша главная задача – подробно описать картину И. Бродского “Летний сад осенью” и написать о своих впечатлениях в письме другу.

VI. Построение сочинения.

Письма бывают разные, и они определяются содержанием. Это письмо– радость, письмо – скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо – впечатление.

- Что будет составлять содержание письма?
- Вспомним, как строится письмо?

(Работа над основными требованиями к письму, вступлением и заключением.)

Основные требования к построению сочинения - письма. (Лежат на столах)

1. Вступление. Обязательное обращение к другу в начале сочинения. (Добрый день,здравствуй, дорогой, уважаемый, милый…). Не забудь написать имя друга.
2. Основная часть сочинения. Излагай свои мысли, впечатления точно и ясно, чтобы твоему другу было интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.
3. Концовка. (До свидания, до скорой встречи, желаю удачи…). Дата, укажи свое имя. Тон письма должен быть вежливым, доброжелательным.

VII. Работа над содержанием основной части сочинения – письма.

Основная часть письма – это ваши впечатления от картины. Чтобы их выразить, необходимо понять замысел художника и передать свое отношение к изображенному на картине, те чувства, мысли, желания, которые вызывает этот пейзаж.

- В каком стиле будем писать сочинение?

1. Определение темы:

- О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине?

2. Определение основной мысли:

- Каков, по – вашему, замысел художника? Какое чувство вызывает природа?

3. Цветовая гамма картины:

- В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? О чем говорят краски, использованные художником?

4. Описание картины:

- Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине. Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал.

Работа в группах.

1 группа. Аллея сада.

Задание:

Написать сочинение – миниатюру (10-12пр.), используя в описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь:

- Какими нарисованы деревья?
- Стволы деревьев, какими мы их видим?
- Какого цвета листья? Почему их мало?
- Цветовая гамма?

2 группа. Беседка.

Задание:

Составьте 5 -6 словосочетаний для описания беседки.

3 группа. Люди.

Задание:

Отвечая на вопросы, составьте предложения для описания людей? Вопросы в помощь:

- Чем они заняты?
- Помогает ли пейзаж понять настроение людей?
- Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?

4 группа. Небо.

Задание:

Составить словосочетания, используя художественные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь:

- Какое оно?
- Что вы можете еще сказать о небе?
- Какие краски использует автор для описания неба?
- Какую роль играет оно в картине?

Индивидуальные задания.

(3 стихотворения об осени – 3 ученика).

Задание к каждому стихотворению:

1. Прочитать выразительно стихотворение.
2. Ответить на вопросы:

- Какова тема стихотворения?
- Какое настроение звучит в стихотворении?
- Созвучно ли оно с настроением картины?

3. Выписать словосочетания, которые мы можем взять для описания картины.

Тексты стихотворений.

1.

Осыпаются листья в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.

(И. Бунин.)

2.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

3.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

(А.С.Пушкин.)

5. Впечатления от картины.

Вопросы:

-Какое впечатление производит картина?
- Какие чувства вызывает этот пейзаж?
- Как пейзаж картины созвучен с твоим настроением?
- Какие чувства, желания появляются у вас от увиденного.

VIII . Творческий диктант.

Тона золотой осени, производит впечатление, лирически задушевный пейзаж, чудесная пора, прекрасное и будничное, последние лучи солнца, теплый день, тянутся вверх, голые ветки, волнует душу, чувствовать красоту природы, ощущение свежести, неповторимая красота осени, разноцветные листья, радостное настроение, одетые люди, меняют наряд, искренность и красота, земля покрыта листьями, любуются природой, отдыхают душой.

IX. Составление плана.

Примерный план.

1. Приветствие другу.
2. Картина И.И. Бродского “Летний сад осенью”. Впечатления от увиденного на картине:

а) общее впечатление от пейзажа картины;
б) описание неба, деревьев;
в) своеобразие красок аллеи сада осенью;
г) люди, наслаждающиеся красотой осеннего дня;
д) настроение, которое вызывает картина.

3. Прощание с другом.

X. Домашнее задание.

Написать сочинение- письмо по личным впечатлениям. Упражнение 44.

Литература:

1.Альбом. И.И.Бродский. Составитель: С.М.Иваницкий. М., “Изобразительное искусство”. 1986г.
2. Пейзажная живопись. В.Н. Пилипенко. Санкт-Петербург. “Художник России”.1994г.