Интегрированный урок (русский язык+английский язык) по теме "Степени сравнения имён прилагательных"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки


Цели:

  • сопоставить образование степеней сравнения в русском и английском языках, выявить черты сходства и различия;
  • выработать практические навыки употребления прилагательных в различных степенях сравнения в обоих языках;
  • формировать умение строить предложения и текст в соответствии с нормами литературного языка;
  • показать учащимся богатство русского и английского языков.

Урок состоится после изучения темы “Степени сравнения прилагательных” в 6 классе, поэтому проводится как повторительно-обобщающий.

1. С учителем русского языка школьники вспоминают, что такое имя прилагательное, знакомятся с темой урока, определяют цели.

2. Учащиеся вспоминают, какие степени сравнения могут иметь прилагательные в русском языке, на что указывают прилагательные в той или иной степени сравнения. Повторить данный материал им помогает таблица, составленная вместе с учителем.

Сравнительная Превосходная

Простая

-ее- (-ей- )
-ше-
-е-
от другой основы
-ейш-
-айш-

Составная (сложная)

+ менее
+ более
+ самый
+ наименее
+ наиболее

3. Учитель английского языка.
4. Учащиеся вспоминают правила образования степеней сравнения в английском языке (односложные и двусложные, многосложные прилагательные, исключения).

Односложные и двусложные прилагательные

Положительная Сравнительная Превосходная
long longer The longest
nice nice The nicest
fat fatter The fattest
happy happier The happiest

Многосложные прилагательные

Положительная Сравнительная Превосходная
beautiful More beautiful The most beautiful

Исключения

Положительная Сравнительная Превосходная
good better The best
bad worse The worst
little less The least

Делается вывод о сходстве и различии в образовании степеней сравнения в русском и английском языках.

5. Закрепление умения образовывать степени сравнения прилагательных.
6. Учитель русского языка и учитель английского языка работают параллельно.

Приведите примеры прилагательных, обозначающих
возраст (старый - молодой; old- young),
размер (большой - маленький; big- little),
силу (сильный - слабый; strong-weak),
скорость (быстрый - медленный; fast-slow),
черты характера (добрый - злой; kind-angry),
и от данных прилагательных образуйте формы степеней сравнения.

7. Чтобы урок был более интересным и насыщенным, обращаемся к игре “Хвастунишка”. Используя различные картинки, учащиеся должны закончить предложения, употребляя прилагательные в различных степенях сравнения на русском и английском языках.

- Я счастливее. I am happier. (Я счастливый. I am happy. Я самый счастливый. I am the happiest)
- Я длинная. I am long. (Я длиннее. I am longer. Я самая длинная. I am the longest)
- Я толстый…I am fat…
- Я плохой…I am bad…
- Я хорошая…I am good…

8. Работа проводится на материале русского языка.

В стихотворной форме учащимся предлагается повторить правило произношения некоторых прилагательных в простой сравнительной степени (красивее, удобнее, спокойнее, свободнее). Затем учащиеся составляют предложения с данными формами прилагательных.

9. Работая параллельно, учителя русского и английского языков предлагают учащимся ответить на вопросы викторины. Выполняя данное упражнение, ребята учатся правильно употреблять прилагательные в различных степенях сравнения, строить предложения.

Знаете ли вы самое высокое животное? Do you know the tallest animal?
Жираф – самое высокое животное. The giraffe is the tallest animal.
Знаете ли вы, кто сильнее: тигр или лев? Do you know what animal is stronger: the tiger or the lion?
Знаете ли вы самое забавное животное? Do you know the funniest animal?
Знаете ли вы тяжелейшее морское животное? Do you know the heaviest sea animal?
Знаете ли вы самое хитрое животное? Do you know the sliest animal?
Знаете ли вы, кто быстрее: черепаха или заяц? Do you know what animal is faster: the tortoise or the hare?

10. Музыкальная пауза. Учащимся предлагается услышать в тексте песни “Улыбка” прилагательные, употреблённые в одной из степеней сравнения, записать их по-русски и по-английски.

11. Учитель английского языка.

Ребятам предлагается прочитать пословицы и найти в них степени сравнения, ответить на вопрос: “Какие русские пословицы соответствуют данным?”

12. Самостоятельная работа учащихся “Проверь себя”.

- Используя прилагательные, сравните певиц по популярности, возрасту, внешнему виду.
- Используя прилагательные, сравните автомобили по цене, скорости, мощности. (данные представлены в таблице).

Цена Скорость Мощность
BMW 8446$ 163км/ч 1986
HONDA 4990$ 166км/ч 1342
MERCEDES 15485$ 195км/ч 2746

В заключении делаются выводы:

  1. В русском языке две степени сравнения, а в английском три.
  2. В русском языке происходит строгое деление на простую и составную степени сравнения, а в английском нет.
  3. В английском языке образование степеней сравнения происходит в зависимости от количества слогов в слове.
  4. В английском языке есть слова, которые образуют степени сравнения не по правилам.
  5. Употребление прилагательных в разных степенях сравнения делает нашу речь ярче, образней, выразительней.

Дома даётся задание на выбор:

“5” – составить текст на русском и английском языке, используя прилагательные в различных степенях сравнения (10 предложений)
“4” – продолжить составление викторины, предложенной на уроке (5-7 вопросов)
“3” – выполнить задание в карточке: найти в предложениях прилагательные в различных степенях сравнения, подчеркнуть, перевести.

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., Просвещение, 1995.
  2. Большой справочник. Английский язык для школьников и поступающих в вузы. –Дрофа, 1999.
  3. Брюсова Н.Г. , Васильева И. М. 2770 упражнений и тестов для школьников и поступающих в вузы. –Дрофа, 1990.
  4. Кауфман К., Кауфман М. “Happy English. ru” для 5 класса. – Титул, 2004
  5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель Круглов Ю.Г. – М., Просвещение, 1990.
  6. Тихонов А.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по английскому языку.- М., Вако, 2004
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. – М., 1992.

Приложение.