Урок окружающемо мира в 3-м классе по теме "Животные леса"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о животных.
  2. Развивать монологическую речь, внимание, память.
  3. Воспитывать любовь к природе, любовь к родному краю, аккуратность в выполнении работ.

Оборудование: учебник, картины животных леса, сообщения детей о некоторых животных, таблицы со словарными словами, предметные картинки, бумага, карандаши.

Все дети сидят по группам: 4 группы по 7 человек.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

- Начнем урок с проверки домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Лес. Растения леса)
- Что такое лес? (Лес – это семья различных растений, растущих строго по этажам)
- Сколько этажей в лесу? (Три этажа)
- Какие растения растут на нижнем этаже? (Травы, цветы)
- Какие растения растут на среднем этаже? (Кустарники)
- Какие растения на верхнем этаже? (Деревья)
- Почему растения в лесу растут этажами? (Борьба за свет и тепло)
- На какие группы можно разделить все деревья леса? (Лиственные и хвойные деревья)

- Я вам загадаю загадки о деревьях, а вы назовете отгадку и определите, к какой группе относится дерево.

В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

(Береза – лиственное)

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб – лиственное)

Её всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

(Ель – хвойное)

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки.

(Лиственница – хвойное)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

(Липа – лиственное)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.

(Сосна – хвойное)

- Назовите лиственные и хвойные деревья, которые растут у нас в Кузбассе? (Лиственные деревья – береза, тополь, липа, осина, клен, карагач, яблоня, рябина; хвойные – кедр, сосна, лиственница, ель)

- Живая природа нашего края очень разнообразна. Жизнь зверей, птиц и растений во многом зависит от того, как к ним относится человек. Животные и растения, которых осталось очень мало, занесены в Красную книгу Кемеровской области. В нашей области есть заповедник “Кузнецкий Алатау”. Здесь не добывают полезные ископаемые, нельзя рубить лес и пасти скот, запрещено охотиться.

А в Горной Шории на реке Мрассу располагается национальный парк, по территории которого можно проплыть на лодке или плоту. В таких местах в неприкосновенности сохраняется наша природа.

III. Сообщение темы урока:

- Кроме растений в лесу живут животные.
- Тема нашего урока: “Животные леса”.
- Сегодня на уроке мы узнаем о животных леса, научимся определять, к какому виду они относятся.
- Назовите животных леса от самых больших до самых маленьких. (Медведь, волк, муравей, олень, лиса, синица, ворона, ястреб, лось, заяц, комар, бабочка и т.д.)
- Все они очень разные, но давайте подумаем, нельзя ли их разделить на группы? (на доске хаотично прикреплены предметные картинки с изображением животных)

Звери Птицы Насекомые
кабан сова муравей
медведь сокол комар
белка ястреб бабочка
заяц снегирь
лось ворона
рысь
лиса
волк

1. Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадь тему урока и три группы животных, но обратите внимание на правописание слов из словаря (кабан, медведь, заяц, ворона, снегирь, комар)
- Какие из этих животных живут в наших лесах? (медведь, белка, заяц, лось, рысь, лиса, волк, сова, снегирь, ворона, муравей, комар, бабочка)

2. Физминутка.

Кузнечики.

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели – травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

- А кузнечика в какую группу животных можно определить? (насекомые)

3. Практическая работа.

- Подумайте, и картинки тех животных, которые висят на доске, распределите в три группы. Один представитель от каждой группы крепит на доску:

1гр. – выбирает зверей и прикрепляет в колонку “звери”;
2 гр. – выбирает птиц в колонку “птицы”;
3 гр. – выбирает насекомых в колонку “насекомые”;
4 гр. – проверяет правильность выбора.

- Кроме того, что все животные делятся на три группы, они еще делятся на три вида, по их отношению к пище.
- Как вы думаете, на какие три вида?
- Первый вид – это травоядные или растительноядные животные.
- Второй вид – это хищные животные или хищники.
- Третий вид – это всеядные животные.

- Как вы думаете, чем питаются травоядные животные (травами, растениями), хищные животные (питаются животными, более слабыми, чем сами), всеядные животные (питаются и травами и более слабыми животными)?

Сообщение о травоядных животных (белка, снегирь).
Сообщение о хищниках (волк, сокол).
Сообщение о всеядных животных (кабан, сова).

- Вы прослушали сообщения о представителях каждого вида, а теперь подумайте и распределите всех животных, картинки которых есть на доске, в группы в соответствии с их отношением к пище (каждая группа записывает на своем листе бумаге).

После обсуждения на доске появляются три вида:

Травоядные Хищники Всеядные
белка рысь кабан
заяц лиса медведь
лось волк ворона
снегирь сокол сова
бабочка ястреб комар
муравей

- Запишите в тетради все виды и их представителей.

IV. Итог урока.

- Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

Выставление отметок.

- Спасибо за урок.

V. Домашнее задание: в тетради составить кроссворд по теме “Животные леса”.