Урок литературного чтения во 2-м классе "П.Дудочкин" Почему хорошо на свете?"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Почему хорошо на свете?» П.  Дудочкин.

Цель

продолжить знакомство с произведениями о весне;
формировать понятия «добро», «красота», «уважение»;
формирование читательских умений (сравнивать произведения   разных жанров,
составлять схематический план к сказке, выполнять задания по теме чтения).
воспитывать доброе отношение к природе и животным.

Оборудование:

презентация «Скворцы», аудиозапись «Пение скворца», схема «Произведения о весне», рисунки к плану  произведения, заготовки для групповой работы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему.

- Послушайте загадку, о чем идет речь?

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

(Весна).

- Докажите, что речь в загадке идет именно о весне.

3. Работа со схемой.

Дети называют, с какими жанрами произведений они знакомились на предыдущих уроках.

Произведения о весне.

Рассказы.      Стихи.    Фольклор.      Сказки.

Приведите примеры

Викторина.

Угадайте   произведение, к какому жанру оно относится?

.а).

Приходи весна, весна красная,
Приходи Весна, весна с радостью!
Ой-люли-люли, приходи!
Солнце ясное взойди,
Тысячу людей освети.
Неудачу – в XXI век – не пусти!
Ой – люли, не пусти!
\Закличка “Веснянка”\

б).

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов…
\ Рассказ  «Золотой луг».М. Пришвин.\

в). 

Зима не даром злится
Прошла ее пора…
\Стихотворение. Ф. Тютчев\

г) 

Приступила к работе Весна - красна. Не сразу взялась за дело. Сперва призадумалась…
\Сказка. Г.Скребицкий. «Весна- художник».\

4. Освоение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с произведением о весне, которое написал П. Дудочкин «Почему хорошо на свете?».

-Сказка Г. Скребицкого  «Весна- художник» заканчивается словами:

«А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело».

Именно об этих важных делах мы сегодня и поговорим.

1). Чтение учителя.  «Почему хорошо на свете?»

- Понравилось произведение?
- К какому жанру оно относится? Почему?
- Что понравилось?
- Какое настроение вызывает это произведение?
- Кто главный герой?

(СКВОРЕЦ)

На доску вывешивается фото скворца.

2). Демонстрация слайдов «Скворцы». /Презентация

По ходу демонстрации слайдов беседа по вопросам:

- В каком месяце прилетают скворцы? В марте.
- Как называется дом скворца?
- Обратите внимание на его оперение.
- Когда у скворцов появляются птенчики?
- Какую пользу приносят скворцы?

Рассмотрите, как скворец кормит своих птенчиков.

Физминутка.

3). Чтение сказки по частям. Составление схематического плана. Беседа по содержанию.

I часть. Чтение по-цепочке.

- Как начинается произведение?   Молодой скворушка научился летать.
- О чем пел скворушка?    Почему хорошо на свете?
- Кто ответил на его песню?      Солнышко.
- Как?
- Что же солнышко делает хорошего?
- Почему скворушке стало стыдно?     Он еще ничего не умел делать.

На доске вывешивается рисунок солнышка, дети в тетрадях рисуют.

 

II часть.Чтение по ролям.

- Что же происходило дальше?
- Как пел скворушка?
- Кто отозвался на его песню?
- Что же дождик делает доброго?

На доске вывешивается рисунок дождика, дети рисуют в тетрадях.

III часть. Чтение друг другу.

- Кого дальше встретил скворушка?
- Как ответил дятел?
- Как люди называют дятла?

На доске вывешивается рисунок дятла, дети рисуют в тетрадях.
 

IV часть. Самостоятельное чтение.

- Почему скворушка даже спрятался?
- Кто ему встретился на земле?
- Почему скворушка рассердился на червяка?

На доске вывешивается рисунок червяка, дети рисуют в тетрадях.

V часть.

- О чем задумался скворушка?
- Почему он запел так, как никогда в жизни не пел?
- Как заканчивается сказка?
- Что же хорошего делал скворушка?
- А в каком произведении мы читали о пользе, которую приносят скворцы?
(Н. Сладков. Скворец- молодец.)

- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этой части?

Дети самостоятельно рисуют в тетради.

4).Прослушивание песни скворца.

Учитель:

Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг зазвучала радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… каждый из вас услышит в этой песенке  что-то свое… Пусть это будет вашей тайной…
- Какое настроение у вас сейчас?

5. Групповая работа.

Составление стенгазеты из домашних заготовок, защита мини-проекта. «Что мы знаем о скворцах». Ребята разделились на группы и собирали разнообразную информацию о скворцах.

План.

- Общие сведения о скворцах.
-  Скворцы в литературных произведениях и фольклоре.
-  Мое творчество.  (Сочинить стихотворение или небольшую историю о скворцах).

Каждая группа придумала название для своей стенгазеты, которое заранее написали на листах ватмана, на уроках изобразительного искусства.  На уроках туда самостоятельно подготовили листочки в виде лепестков весенних цветов, о которых читали на уроках чтения, на них ученики записывали свои истории. А непосредственно на уроке чтения, оформляли стенгазету и представляли ее классу.

Вот что у нас получилось.

 

      

             
.
Это стихотворение сочинила Юля Т.

На большой орешник
Повесили  скворечник.
По весне у крыльца
Поселились два скворца.
Они нам в огороде помогают,
Вредных насекомых поедают.

6. Инсценировка «Случай»

 Рассказывают подготовленные ученики.

Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира,-
Просвистел ему скворец.

- Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей!-
Прочирикал воробей.

- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр
А не то…

Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.

7. Рефлексия.

У каждого ученика на парте два листика: один красный, другой зеленый, на доске ветка дерева.
Если на уроке было приятно, интересно, то на веточку приклеивали зеленый листик, а если грустно, то - розовый. На нашем уроке распустились зеленые листики!!! Весна заглянула в наш класс!!!

8. Итог. Д./з. Пересказ сказки по плану