Оценка и формирование самооценочных механизмов в школьном возрасте

Разделы: Школьная психологическая служба


Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и с привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями.

Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов.

Первая учительница – явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью его жизни, личной биографии каждого человека.

От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.

Нынешним первоклассникам предстоит провести в обществе своих учителей первые четыре школьных года. За это время при непосредственном участии учителя начальных классов в каждом ребёнке сформируется множество психологических новообразований: образ первого учителя навсегда “встроится” в структуру личности школьника.

Переживёт ли ребёнок счастье или, напротив, страх от общения с первой учительницей, поверит ли он в свои силы, сможет ли оценить себя – от этого будет зависеть его психологическое благополучие на протяжении всей школьной жизни.

Как правило, поступая в школу, все дети хотят учиться, то есть у них сформирована мотивация на учение, которую необходимо сохранить и постепенно перевести в познавательную активность ( познание окружающего мира и самого себя)

Часто учителям не всегда понятно, на какие критерии психологического состояния ребёнка в школе им следует ориентироваться. Думается, что из одной удачных моделей анализа психологического благополучия – неблагополучия ребёнка в начальной школе может послужить так называемый психолого-педагогический статус школьника. Он представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребёнка, важных для его успешного обучения и развития, это система отношений ребёнка к миру, к самому себе, к своей деятельности.

Можно перечислить составляющие благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы:

  • Отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного много добиться, адекватный уровень притязаний.
  • Отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учителя.
  • Устойчивое эмоциональное состояние – отсутствие противоречий между требованиями школы ( педагога) и родителей, требованиями взрослых и актуальными возможностями ребёнка.
  • Актуальность и автономность поведения ребёнка – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
  • Взаимодействия и отношения с педагогами – проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребёнком личности учителя.
  • Взаимодействие ребёнка со сверстниками – установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём
  • Умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.
  • Сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделять учебную задачу и превратить её в цель деятельности, сформированность внутреннего плана умственных действий.

Неблагоприятное развитие психолого-педагогического статуса ученика начинается с возникновения у младших школьников отрицательного отношения к самому себе как неумелому и в принципе неспособному учиться.

Надо вспомнить известное положение возрастной психологии о том, что личностная самооценка ребёнка в младшем возрасте практически всецело зависит от оценок, даваемых ему субъективно значимыми взрослыми, прежде всего учителями. Дети принимают на веру и без особой внутренней переработки присваивают всё, что слышат от учителя о себе: его оценки учебной деятельности, прилежания, способностей, личностных качеств. Назойливые напоминания со стороны учителя о его ошибках и несостоятельности приведут к тому, что он разуверится в своей способности выполнять полученное задание правильно.

Хорошо известно, что одна из важнейших функций эмоций – регулирующая – способна активизировать или парализовать определённую деятельность. Положительные эмоции радости, удовлетворения от сделанной учебной работы побуждают вновь и вновь возобновлять её. Отрицательные эмоции стыда, страха, обиды, связанные с учёбой, разрушают эту самую деятельность, а отнюдь не способствуют её успешному протеканию. Постепенно школьник трансформирует собственную отрицательную самооценку в эмоционально- отрицательное отношение к школе и учению. И школа из притягательного объекта превращается для ученика в то место, где ему всякий раз напоминают, какой он неумелый, ленивый, глупый. Отсюда недалеко до закрепления у ребёнка крайне неустойчивого эмоционального состояния в школе. И о какой самооценке можно думать. Главное, с нашей точки зрения, что необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитание и обучением детей – эмоциональный компонент взаимодействия учителя и ребёнка находится на первом месте в формировании отношения школьника к учёбе, в его самооценке себя.

Педагоги и воспитатели “прописываются в душах учеников с определённым эмоциональным знаком. Отношение к педагогу может быть эмоционально положительным, нейтрально-отстранённым, отрицательным или противоречивым. Последние два типа отношения к учителю отнюдь не способствуют успешной учёбе.

То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус младшего школьника, зависит от его учителя.