Инновационный проект "Инсайт плюс"

Разделы: Школьная психологическая служба


Разработка способствует созданию условий для продуктивной диагностики психического состояния и адаптации учащихся, склонных к неконструктивным эмоциональным проявлениям и девиациям различного рода, посредством введения в коррекционную работу арттерапевтических приемов.

Сфера использования: образовательное учреждение.

Круг пользователей: педагоги–психологи.

Цель разработки.

Мобилизация личностных, интеллектуальных и творческих потенциалов учащихся, склонных к неконструктивным эмоциональным проявлениям, посредством различных методов и форм диагностической, коррекционной и психопрофилактической работы.

Основные задачи, решаемые посредством внедрения разработки:

  1. Создание условий для эффективной межличностной коммуникации, укрепления личностных границ и развития механизмов активной саморегуляции учащихся, склонных к неконструктивным эмоциональным проявлениям.
  2. Осуществление серии диагностических мероприятий посредством внедрения их в учебную деятельность с учетом возможностей, предоставляемых арттерапевтическими методиками.
  3. Формирование адекватной самооценки учащихся согласно состояния, потребностей в самовыражении и индивидуальных интеллектуально-психических возможностей.
  4. Помощь в овладении навыками стабилизации состояния уверенности школьников в стрессовых ситуациях различного рода.
  5. Поиск путей активизации условий, способствующих более разностороннему, конструктивному эмоциональному общению учащихся.

Ожидаемые результаты от внедрения:

  1. Определение основных направлений социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения в условиях образовательного учреждения.
  2. Активизация условий, способствующих более разностороннему, конструктивному эмоциональному общению учащихся с применением навыков межличностного взаимодействия как в условиях образовательного учреждения, так и вне его.
  3. Предоставление школьникам возможности для выражения своих переживаний посредством арттерапевтических, тренинговых мероприятий и других форм психопрофилактической деятельности.

Обоснование актуальности разработки.

Согласно положениям статьи 14 Закона РФ “Об образовании”, общие требования к содержанию образования включают в себя “формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”1. Формирование человека, обладающего данными качествами, практически невозможно, если он в процессе взросления не сможет овладеть основными навыками эффективного взаимодействия с другими членами общества, навыками саморегуляции и концентрации деятельности, способами коструктивного перевода негативных эмоциональных проявлений в социально приемлемые формы. Поэтому в рамках деятельности психолого-педагогической службы современной школы необходимо вводить специальные программы, предполагающие решение психическо-личностных задач разного рода.

1Закон Российской Федерации “Об образовании”. М., Омега – Л, 2006. 15с.

Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, а как следствие, к неврозам и психосоматическим заболеваниям.

Некоторая деформация институтов социализации, изменения, наблюдаемые сегодня в различных сферах современной жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей и т.п. наиболее болезненно отражаются на значительной части общества, представляемой молодежью. В этих условиях возникают серьёзные предпосылки для зарождения у ряда школьников девиантного поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные факторы, имеющие широкие границы: от психобиологических до социальных. Формы проявления неконструктивных эмоциональных действий и различных видов девиантного поведения также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.

Актуальность данной разработки обусловлена также резким увеличением и продолжающимся ростом подросткового нигилизма, жёсткости, агрессивности, преступности, тенденцией к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табакокурения, токсикомании, наркомании среди подростков. Особое беспокойство вызывает снижение “возрастных границ” детской преступности в сторону омоложения.

Анализируя девиантное поведение подростков, опираясь на концепции возрастных кризисов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., мы можем констатировать тот факт, что формирование девиантного поведения, прямопропорционально связано с проявлением особого типа трансформаций самой подростковой субкультуры. Чувство взрослости, занимающее одно из существенных мест во внутренней личностной позиции подростка, состоит в том, что молодой человек уже не хочет, чтобы его считали ребенком, а претендует на роль взрослого, прибегая к различным проявлениям девиантных форм поведения, как к особому “способу разрешения” кризисной ситуации.

Программа “Инсайт плюс” содержит конкретные способы и приемы конструктивного выхода из сложных психических ситуаций, дает возможность молодому человеку осознать мотивы своей деятельности, а также предлагает формы “выброса” агрессивной энергии в социально приемлемые продукты деятельности.

Новизна разработки – в синтезе различных форм психопрофилактической работы, предполагающей включение инновационных приемов деятельности психолога, направленных на осознание школьниками своих личностных, интеллектуальных и творческих потенциалов посредством создания особого творческого продукта, способствующего выводу неконструктивных эмоциональных проявлений в социально востребованный объект конкретной деятельности.

Содержание разработки.

Программа “Инсайт плюс” содержит ряд специализированных подпрограмм (предназначенных для конкретных возрастных периодов), которые посредством введения в школьную программу в форме элективных курсов, тренингов, деловых игр и других приемов обучения, обеспечивают реализацию системы работы по созданию условий мобилизации личностных, интеллектуальных и творческих потенциалов учащихся, склонных к неконструктивным эмоциональным проявлениям.

Подпрограммы, входящие в проект “Инсайт плюс”, представляют собой серию авторских разработок, соответствующих требованиям психопрофилактической и психолого-педагогической деятельности, осуществляемой на базе образовательного учреждения.

Перечень подпрограмм:

  1. “Малыш изучающий”– для предшкольных классов.
  2. “Азы психогимнастики”– для учащихся 1– 4 классов.
  3. “Познаю себя”– для учащихся 5–7 классов.
  4. “Человек успешный”– для учащихся 8–10 классов.
  5. “Антистресс”–  для учащихся 11 классов.
  6. “Инсайт”– для учащихся, склонных к суицидоопасным проявлениям и другим девиациям.

Продолжительность реализации (внедрения) разработки.

Каждая подпрограмма реализуется в течение учебного года в рамках, определенных возрастными параллелями.

Подпрограмма “Малыш изучающий” реализуется в рамках одного учебного года и включает в себя подготовительные занятия, касающиеся развития полезных психических качеств и важных процессов: памяти, внимания, логического мышления, наглядно-образного мышления, творческого мышления, учебных навыков, навыков и упражнений по саморегуляции.

Подпрограмма “Азы психогимнастики” реализуется в рамках начальной школы и предполагает обучение детей навыкам межличностного общения, регуляции эмоциональных проявлений, упражнениям для развития концентрации внимания, памяти: долговременной и кратковременной, навыкам снятия психического напряжения, азам релаксации и пр.

Подпрограмма “Познаю себя” предполагает систему элективных курсов по изучению психических процессов, происходящих в рамках деятельности индивида, а также включает ряд мероприятий коррекционного и обучающего характера, работа с которыми начата в предыдущий возрастной период.

В рамках подпрограммы “Человек успешный” посредством элективных курсов дается теоретический и практический материал по овладению учащимися старших классов позициями, приводящими к ситуации успеха, обеспечивающий мотивационные действия по борьбе со стрессовыми ситуациями, осваиваются методы формирования эффективного коммуникационного процесса, общения в социуме и внутри семьи.

Подпрограмма “Антистресс” также представляет собой курс для учащихся выпускных классов, являющийся разработкой занятий адаптационного и стабилизирующего характера для учащихся старших классов в предэкзаменационный период. Данная подпрограмма составлена с учетом рекомендаций, содержащихся в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и рассчитана на ряд занятий, которые включают в себя различные формы обучения (психологические тренинги, беседы, деловые игры, релаксационные упражнения, тестовые задания), помогающие учащимся выстроить адекватную систему психологической защиты, повышения самооценки и формирования навыков саморегуляции в процессе обучения и подготовки к выпускным экзаменам.

И, наконец, подпрограмма “Инсайт” рассчитана на серию коррекционных и реабилитационных занятий с учащимися, склонными к суицидоопасным проявлениям и другим девиациям различного рода. Подпрограмма предполагает диагностику учащихся, составляющих так называемую, “группу риска” в отношении неконструктивных проявлений эмоционального характера.

Практика показывает, что все перечисленные подпрограммы могут рассматриваться в качестве профилактических к подпрограмме “Инсайт”, и, по нашему мнению, при продуктивном применении данных курсов начиная с самого первого этапа обучения в школе, через несколько лет произойдет значительное снижение количества учащихся, составляющих “группу риска”. Так как работа с нарушениями любого характера начинается не тогда, когда девиации имеют место, а тогда, когда к этому имеются чуть заметные предпосылки. Исходя из этого, более эффективным действием является именно предупреждение и исключение подобных проявлений из нашей жизни.

Дополнительные возможности реализованной разработки.

При условии реализации разработки возможно распространение, внедрение инновационного опыта на всех уровнях и осуществление коррекционной в образовательных заведениях различного типа.

Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта ее реализации

Возможности распространения опыта реализации разработки: выступление на семинарах городского, республиканского и др. уровней, мастер - классы, выставки работ, презентации, - популяризация разработки с применением различных форм деятельности.

Описание выполняемых работ.

Работы, выполняемые педагогом–психологом: диагностика эмоционального состояния, психологическое сопровождение учащихся, курирование творческой и личностной работы, проводимой школьниками, привлечение детей и подростков к активным действиям креативного характера, мотивирование к поиску возможностей конструктивного решения стрессовых ситуаций, конфликтов (в том числе и внутренних), улучшению межличностных отношений в молодежной среде.

Работы, представляющие собой конечный творческий продукт для реализации социально приемлемых форм негативных эмоциональных проявлений, предполагают выполнение учащимися следующих действий: рисование с применением различных художественных техник, лепка из пластики, батик, построение компьютерных творческих продуктов, коллаж с применением цветной оформительской пленки, фотоколлаж.

Уровень проработанности разработки: проектировочно – экспериментальный (практический “запуск” программы автором в образовательном учреждении с учетом возможной корректировки проекта в действии).

Организационный задел по разработке и практическом применении программы осуществляется в рамках психолого-педагогической деятельности в учреждении.

Приложение.