Деловая игра "Портфолио на педсовете"

Разделы: Школьная психологическая служба


Портфолио – это набор материалов,
 демонстрирующий умение учителя решать задачи
своей профессиональной деятельности,
 выбирать стратегию и тактику профессионального
поведения и предназначенный для оценки уровня
 профессионализма работника.

1. Делим на группы по принципу «Оглянись и определись»

– Перед вами на столах лежат предметы. Те, которые ближе  вам в вашей трудовой деятельности, к этой группе  вам нужно присоединиться  в работе. (На столах лежат:  учебник начальной школы, учебник старшей школы, игла и молоток, игрушка и игра)

2. «Фейерверк эмоций»

Ведущий делит группу на подгруппы. Представителю каждой подгруппы предлагается вытащить бумажку с названием какой-нибудь эмоции. Эмоции – это душевное волнение, испытываемое человеком в какой-либо ситуации. Задание: каждая подгруппа должна изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (это позы, жесты, мимика).

  • Удивление.
  • Радость.
  • Страх.
  • Злость. (Карточки)

Для того, чтобы вы могли работать в группах, Вам нужно придумать название, девиз, выбрать лидера группы. Все это фломастерами написать на импровизированных листах- афишах. (Лежат листы картона)

3. Психолог: На сегодняшний день накоплен разнообразный и весьма эффективный опыт применения новых форм и методов преподавания и организации учебного процесса в целом. Современные формы обучения предполагают активное использование новых компьютерных технологий, и школа их активно осваивает. Очевидной становится необходимость создания новых форм оценивания, соответствующих новым формам обучения, а главное, новым образовательным целям и ценностям.
Формой такого реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, может стать уже популярный в школах портфолио.
Термин «портфолио» пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как «министерский портфель» или «портфель инвестиций». Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.

Портфолио – это:

  • Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений учителя в определенный период
  • Коллекция работ и результатов педагога, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.

Философия учебного портфолио предполагает: «показать все, на что ты способен».
Из всего сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания труда.
Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • постоянная поддержка трудовой мотивации педагога;
  • поощрение их активности и самостоятельности;
  • расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
  • сознательное формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою трудовую деятельность.

Предлогается несколько структур  портфолио:

1) «Официальные документы», или «Портфолио документов» – Деловой портфолио;
Портфолио оформляется в виде творческой книжки учителя.
2) «Курсы по выбору и творческие работы» или «Портфолио работ»;
3) «Отзывы и рекомендации».

В ходе сегодняшнего занятия предстоит выработать оптимальную структуру портфолио.
Уважаемые коллеги. Задача сегодняшнего семинара теорию соединить с практикой. Хочется, чтобы каждый из нас обогатил свой педагогический арсенал, чтобы мы позаимствовали друг у друга эффективные методы, приемы, формы организации образовательного процесса, способствующие развитию познавательного интереса, созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке..
Для начала, работая в группах, вы должны выбрать те разделы делового портфолио, которые по вашему  убеждению должны быть.

Предлагается список разделов:

  1. Самообразование
  2. Психологическая грамотность
  3. Формы, методы, приемы работы по активизации познавательной деятельности
  4. Работа с родительской общественностью
  5. Работа в МО
  6. Педагогические советы
  7. Конференции, семинары
  8. «Учебная мотивация школьников: психолого – дидактический аспект»
  9. Профессиональная компетентность учителя
  10. Инновации в образовании

Могут быть предложены свои разделы. Все должно быть 5–6 разделов.
(10 минут работы в группах. Выступает спикер группы, обосновывая выбор разделов –нужны листы бумаги)

1. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

  • Как прогнать с урока скуку?
  • Как рутинную работу сделать не скучной?
  • Как сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться?
  • Предложите необычное способы снятия напряжения на уроке из вашего опыта работы.

(Снятие утомления: «Преобразование» – пылесос, кух.комбайн, соковыжималка, компьютер)

2.  Учитель – это лицедей… Вы согласны?  Упражнение «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете»

Тема: Во время урока один ученик задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя Он не может дать на него правильный ответ

Варианты для работы:

  • Учитель своим агрессивным поведение по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. («Мне нельзя показать свою некомпетентность – это признание моего невежества»)
  • Учитель игнорирует вопрос. («Признаться ,что ты  чего-то не знаешь, – это значит расписаться в своей несостоятельности и безграмотности»)
  • Учитель пускается в  рассуждения, пытается уйти от  прямого ответа («Учитель должен быть готовым ответить на любой вопрос»)
  • Ваш вариант выхода из ситуации? Включая девиз.

Необычная наглядность, мимика и жесты приветствуются.

3.  Сейчас реклама это двигатель торговли и не только. Почему бы учителю не прорекламировать себя? Составьте рекламу «Я – педагог!».   Закончить  четверостишье и включить его в рекламу.

Педагог  ведет  урок,
Свесив голову на  бок …

Приходим на собрание,
Словно на свидание…

Если б не было детей,
Не было б игрушек …

На урок иду с надеждой,
Получить глоточек свежий …

4. Защита  реклам. Подготовка к рекламе 10 минут

5. Релаксация

«Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое, голубое  небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

6. Заключительная часть

– Наша игра подошла к концу. И мы должны с Вами подвести итоги сегодняшней работы. Я прошу вас заполнить анкету-интервью, в которой вы выразите  отношение к участию в игре.

7. Анкета

  1. Больше всего мне понравилось …
  2. Самым полезным для меня было …
  3. Мои пожелания и предложения …