История русского народного костюма

Разделы: МХК и ИЗО


Краткое описание ресурса:

  • Ресурс является мультимедийным пособием, включающим в себя методические рекомендации для педагога, презентационный материал: иллюстрации, рисунки, задания для учащихся, способствующие развитию творческого мышления и формированию образного представления о древнерусском костюме, а также примеры их выполнения учащимися гимназии №22 г. Калининграда. Зрительный ряд дополнен пословицами, поговорками.
  • Контрольный материал представлен в виде словаря и кроссворда.
  • Активизировать интерес учащихся к теме «История русского народного костюма» позволит занимательное задание с использованием интерактивной доски mimio.
  • Разработка апробирована на уроках изобразительного искусства и занятиях изостудии в 2007-2008 учебном году в МОУ гимназия №22, г. Калининград.

Цель пособия:

  • помочь педагогам в организации урочных и внеурочных занятий по приобщению учащихся к богатству древнерусской художественной культуры, её истокам, национальному своеобразию, самобытности;
  • формированию культурно-исторической памяти, понимания роли русской культуры в мировом художественном процессе;
  • развитию эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма;
  • воспитанию чувства патриотизма, любви к родному краю.

Главная задача:

  • формирование у учащихся эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на явления прекрасного в жизни и искусстве;
  • формирование устойчивого интереса к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;
  • развитие творческой активности, образного и конструктивного мышления учащихся;
  • формирование умения выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;
  • совершенствование навыков работы с графическими и живописными материалами, конструирования из бумаги предметов и украшения их декоративными деталями;
  • введение в активный словарь учащихся «старинных» слов и понятий;
  • развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности.

В результате проведённых занятий учащиеся должны

знать:

  • об истоках древнерусского искусства, его особенностях и значении;
  • и понимать образный язык декоративно-прикладного искусства;
  • названия и смысловое значение элементов народного костюма;
  • смысловое значение традиционных образов и мотивов в народном искусстве;
  • о выдающихся произведениях народного, декоративно-прикладного искусства, произведениях художников, изображающих древнерусские и народные сюжеты;

уметь:

  • выявлять связь художественного образа предмета с его утилитарным назначением;
  • воплощать свой творческий замысел в соответствии с народными традициями;
  • выявлять связь конструктивного и декоративного элементов;
  • владеть навыками использования художественных выразительных средств (композиция, цвет, ритм, форма) в процессе творческой работы;
  • применять навыки владения графическими и живописными материалами, работы с бумагой.

Содержание:

  • Урок №1 «Народный костюм – красота из глубины веков»
  • Урок №2 «Старинные женские головные уборы»
  • Урок №3 «Мотивы узора в традиционной русской вышивке»
  • Урок №4 «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
  • Урок №5 «Коллективное панно «Праздник в русской деревне»

Урок № 1 «Народный костюм – красота из глубины веков»

План урока

1. Беседа по теме урока.
2. Запись в тетради основных элементов южно- и северорусского костюмов.
3. Постановка творческой задачи.
4. Работа над эскизом русского народного костюма: вырезывание из цветной бумаги и наклеивание деталей народного костюма (вариант костюмного комплекса по выбору).
5. Итоги урока: высказывания учащихся о красоте народного костюма, гармоничном сочетании его частей.

ХОД УРОКА

1. Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери. Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи. Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор <Рисунок 1>. Мужчины носили рубаху и порты, дети часто носили только рубахи. Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский. Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник <Рисунок 2>. Головные уборы: сорока, кичка. Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник <Рисунок 3>.
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
2. Ученики записывают в тетради основные части южно- и северорусского костюма.
3. Учащимся предлагается выбрать тип костюма для выполнения эскиза, определить основные цветовые отношения.
4. Выполнение аппликации из цветной бумаги. Уточняем композиционный замысел, пропорциональность основных элементов костюма.
5. Просмотр эскизов, оценка и обсуждение. Работы следует сохранить для завершения на другом уроке.

Урок №2 «Старинные женские головные уборы»

План урока

1. Беседа по теме урока.
2. Постановка творческой задачи.
3. Выполнение эскиза головного убора.
4. Занимательное задание с использованием интерактивной доски mimio.
5. Итоги урока: выставка и обсуждение рисунков.

ХОД УРОКА

1. Головные уборы играли немаловажную роль в костюме женщины. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером <Рисунок 4>.
2. Подводя учащихся к созданию эскиза головного убора, следует обратить внимание на связь формы и декоративного убранства, гармоничное цветовое решение, яркость, нарядность, праздничность.
3. Создание эскиза головного убора по выбору.
4. Занимательное задание с использованием интерактивной доски mimio «Подбери название к рисунку»: для выполнения задания следует переключиться из презентации на Блокнот mimio <Рисунок 5>.
Учащиеся подбирают соответствующие надписи к представленным рисункам старинных женских головных уборов и, выделяя их, перетаскивают под выбранный рисунок.
5. Просмотр и выставка готовых рисунков, определение к какому типу костюма подойдёт головной убор.

Урок №3 «Мотивы узора в традиционной русской вышивке»

План урока

1. Беседа по теме урока.
2. Постановка творческой задачи.
3. Зарисовка в тетради мотива узора вышивки.
4. Обсуждение рисунков, объяснение их значения.

ХОД УРОКА

1. Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы. Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце <Рисунок 6>. Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов. Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ древней богини Макоши – матери хорошего урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли <Рисунок 7>. Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях символизировало растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия.
Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, солнца, олицетворял мужское начало. Красные узоры как земля, получившая энергию солнца. В узорах русских народных вышивок предстаёт образ земли, воскресшей под лучами весеннего солнца, и само солнце, дающее свет и тепло всему живому на земле.
2. Перед началом работы в тетради учащиеся выбирают мотив узора, определяют его основную геометрическую форму. Рисунок выполняется в тетради в клеточку, что удобно для построения рисунка узора.
3. Выполнение мотива узора по выбору.
4. Просмотр, обсуждение и оценка выполненных работ.

Урок №4 «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

План урока

1. Повторение темы урока №1. Решение кроссворда «Русский народный костюм».
2. Постановка творческой задачи.
3. Завершение работы над эскизом костюма: дорисовка орнамента на аппликативных элементах, выполненных на уроке №1.
4. Выставка и обсуждение рисунков.

ХОД УРОКА

1. Для повторения типов и основных элементов русского народного костюма сначала проводится «разминка» в виде вопросов и ответов <Рисунок 8>. Затем учащимся предлагается самостоятельно решить кроссворд <Приложение 1, слайды 18–19>.
2. Перед началом практической работы определяем мотивы узора, композицию, цветовое решение.
3. На аппликативные эскизы костюмов наносим узоры графическими материалами (фломастеры, восковые мелки).
4. Работы выставляются на доске для отбора наиболее удачных для завершения коллективного панно «Русская деревня», созданного ранее.

Урок №5 «Коллективное панно «Праздник в русской деревне»

План урока

1. Беседа об образах русских красавиц по произведениям художников.
2. Постановка творческой задачи.
3. Завершение коллективного панно «Русская деревня».
4. Подведение итогов завершающего урока.

ХОД УРОКА

1. В начале урока обращаемся к произведениям художников, изображающих женщин в русских народных костюмах.
Самые известные портреты И.Аргунова, Д.Левицкого, А.Венецианова сохранили для нас реальные и поэтические образы русских красавиц. Ученикам можно предложить определить и назвать детали костюмов и головные уборы, изображённые на картинах.
Далее рассматриваем крестьянские образы, созданные З.Серебряковой:
«Зинаида Серебрякова создавала образы, раскрывавшие её представление о прекрасном, изображая свой народ и родную землю. С юных лет наблюдала она за крестьянами в поле, знала, насколько тяжела и изнурительна страдная пора. Открылось ей в деревне и другое: серьёзное, уважительное отношение крестьян к труду. Труд в представлении Серебряковой стал мыслиться естественным призванием человека, залогом духовной и физической красоты, сферой подлинно высокой поэзии. Художница ищет характерный русский типаж. Русские поселения … сохранили старинный бытовой уклад. И одевались русские не так, как другие. Особенно отличались своеобразием и красочностью женские костюмы, состоявшие из длинной белой сорочки, яркого сарафана и кофты (излюбленные цвета – зелёный, красный, синий), онучей, лаптей. Ей позируют, в основном, молодые рослые крестьяне, сильные и ловкие в работе». [Князева В.П. «ЗинаидаЕвгеньевна Серебрякова»]
Самые лучшие наряды надевали крестьянки на праздники. Праздники отмечали всей деревней, устраивали гулянья, игры, катание на качелях, водили хороводы и пели песни. Особенно широко отмечали такие праздники, как Масленица, Пасха, Троица.
2. Перед практической работой учащиеся выбирают тему: «Праздник в деревне», «Ярмарка».
3. Коллективное панно: наклеивание фигур в русских костюмах на фон коллективной работы «Русская деревня». Следует обратить внимание учащихся на композиционное решение: фигуры можно объединить в группы (гуляние, хоровод), более мелкие по размеру разместить на втором плане <Приложение 1, слайд 16>
4. Изготовленным панно можно украсить кабинет или использовать при проведении внеклассных мероприятий по соответствующей теме.

Список литературных и электронных источников, использованных при разработке ресурса:

  1. Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос. 2004
  3. Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974
  4. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2003.
  5. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2003.
  6. Детская энциклопедия. Т.12. Искусство. М., Издательство «Педагогика», 1977
  7. Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М., Изобразительное искусство. 1979.
  8. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М., Астрель. АСТ. Люкс. 2005.
  9. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., Правда,1991.
  10. Неменский Б. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы. М., Просвещение, 1991.
  11. Неменская Л.А. Каждый народ – художник. 4класс, М., Просвещение, 2003.
  12. Неменская Л.А. Твоя мастерская. 4 класс. М., Просвещение, 2002.
  13. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение,1990.
  14. Пословицы. Поговорки. Загадки. М., Современник, 1986.
  15. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа. М., Дрофа,2001.
  16. Рисунки в графическом редакторе Paint Лищенко М.З.
  17. Рисунки учащихся МОУ гимназия №22, г. Калининград.