Литературно-музыкальная композиция "Да будет мерой чести — Ленинград"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества».

В.А.Сухомлинский

Цели мероприятия: формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления.

Задачи мероприятия:

  • Создание условий для развития творческого потенциала
  • Ознакомить учащихся с атмосферой военного времени с помощью кадров военной фотохроники.
  • Продолжить формирование системы ценностей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Перед началом звучат позывные звуки военного времени (Приложение, слайд № 1).

Баранова Н.Ю. (слайд № 2)

Емельянов С.:

Война, война, пришла проклятая!
Сынов, ты, лучших забрала
И сколько горя, слёз, отчаянья
Стране, народу принесла

Нестерко Е.: Памяти защитников Ленинграда посвящается!

Звучит песня «Священная война» (слайд №3)

Баранов М.: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашисты напали на нашу страну.

Звучит голос Левитана – о нападении на Советский Союз (слайд № 4)

В сентябре фашисты были уже под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным. В соответствии с планом Барбаросса предусматривалось захватить город Ленинград, уничтожить Балтийский флот. В одном из документов оперативного отдела немецкого генерального штаба говорилось: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим его артиллерией, авиацией. Когда террор и голод сделают свое дело, мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось ценного и важного, вглубь России, сравняем Ленинград с землёй».

(слайд № 5)

Нестерко Н.: Сражение на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Немецкие бронированные полчища яростно штурмовали позиции наших войск, оборонявших Невскую твердыню. Фашистам удалось разгромить продовольственные склады. Город лишился электричества.

Карымова А.:

Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер
В лицо моё закутанное бьёт
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот
Над Ленинградом – смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.

Емельянов С.: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось 2 млн.887 тыс. человек. 8 сентября 1941 в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился ударный налёт вражеской авиации. За период блокады 611 дней город подвергался бомбардировкам.

(слайд № 6)

Нестерко Е.:Сотни, тысячи взялись за оружие, или ушли добровольцами на фронт, в народные ополчения, рыли окопы, сооружали заграждения, чтобы не пропустить врага.

(слайд № 7)

Баранов М.: Горожане создавали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км., построили 1500 дотов и дзотов, 35 км. баррикад.

Нестерко А.: Люди работали по 12–14 часов в сутки, нередко под дождём, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнём.

Карымова А.: Мужчины, женщины, вчерашние школьники – все поднялись на защиту своего отечества.

Емельянов С.: Ленинградцы трудились на заводе, который не раз подвергался атаке вражеской авиации, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и направлялись прямо на фронт.

(слайд № 8)

Нестерко Е.: ленинградцам было тяжело. В связи с истекающими запасами муки снизились нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 гр. хлеба, а неработающие по 125 гр. хлеба в сутки.

Крошечный почти невесомый ломтик;
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.

(слайд – ломтик хлеба, карточка на хлеб, слайды 9–13)

Баранов М.: Начался голод. Вскоре его жертвы исчислялись уже тысячами. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

Нестерко Е.: Январь – февраль 1942 года были самыми чёрными месяцами блокады. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат за «создание невиданной в истории мира блокады» и уверял: «Ленинград, как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам». Всего в ноябре голод унёс свыше 11000 жизней, в декабре почти 53000, январь–февраль унесли в могилу 199187 ленинградцев, март 89096.

Карымова А.: Врачи диагностировали дистрофию – болезнь, совершенно забытую. Те, кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжело раненые и умирали.

(слайд № 14)

Емельянов С.: Люди падали от голода прямо на улице – замерзали, умирали. Покойники были страшными: кости, обтянутые жёлтой кожей, незакрывающиеся рты. Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и ….. мужчины.

(слайды № 15–16)

Нестерко Е.: Хоронить было трудно. По бесконечным длинным улицам между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники.

(слайд № 17)

Баранов М.:

На салазках кокон пряменький
Спеленав, везёт
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метёт.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронён вчерась.
Бог прибрал, и слава господу,
Лучше им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих со 100 грамм».
Труден путь, далёк до кладбища,
Как с могилой быть?
Довезти сама смогла б ещё,
Сможет ли зарыть?
А не сможет – сложат в братскую,
Сложат как дрова
В трудовую ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки, –
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький, легче умереть.

Нестерко А.: Из записок врача: «дверь в комнату была открытой… и я без стука вошла в неё. Глазам моим предстала жуткая картина. Полутёмная комната, на стенах изморозь. На полу замерзшие лужи. На стульях труп мальчика 14 лет, в детской колясочке – второй труп крошечного ребёнка.

Карымова А.: Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось 400 тысяч). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силёнки. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тысяч ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью.

Сценка «В блокадном Ленинграде»

Девочка (Курочкина Н.): Закутанная в шарфы, платки (выходит на сцену и собирает дрова). Кончились у них дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, доски в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы, они жутко кричали. Во время бомбёжек мы все спускались в бомбоубежище, но потом перестали туда ходить. И моя бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Бабушка (Морозова Н.): (во время слов девочки выходит на сцену, ёжась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу).
Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём. (бабушка гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперёд к зрителям).

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди)

Копылова М.: из воспоминания ленинградцев.

“Старшая сестра”

Самым трудным испытанием в блокадное время дня всех нас была смерть мамы от голода. Нас осталось пять человек детей. Беспомощные, голодные, холодные.
Мы все лежали, сгрудившись в одну кучу на кровати. В зимних одеждах, накрытые одеялом.
Лежали безмолвно, без слез, без сил, как окаменевшие. рядом с нами лежала наша мертвая мама, и мы не знали, что нам делать. Рядом со мной лежала сестренка. Она спросила тихо: “Мы тоже умрем?”.
Я очнулась и поняла – больше не на кого надеяться. Я, самая старшая, должна быть им вместо мамы. Я встала и, шатаясь, пошла, искать дрова, чтобы затопить “буржуйку”. Ходила на Неву, за водой с чайником. Ходила менять вещи на хлеб, чтобы получать рабочую карточку, работала – вязала маскировочные сети, носки, рукавицы шерстяные для бойцов.
В глубине души меня поддерживала мысль, что мы победим, что кончится война.

Чижиков В.: Мы превратились в стаю голодных зверей… Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают.

Рагимова Э.: Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимание, потому что сегодня они, а завтра мы.

Ежов С.: 125 грамм делили пополам, иногда хлеб размачивали в воде, чтобы было, что-то жидкое.

Павлов А.: Бомбёжки продолжались по 20–30 минут. А иногда продолжались целыми часами. Я от страха весь дрожал и бледнел. В ушах что-то звенело и как будто лопалось, ноги слабели, и я был не в состоянии двигаться.

Рагимова Э.: В бомбоубежище было темно, холодно и сыро. И так каждый день, наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников.

Нестерко А.:

На берегу Невы, в музейном зданье, хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня, –
он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
от старца – до наивного мальца, и письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца
Это всем живущим в назиданье
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время возвышает образ Тани
И её доподлинный дневник.

(слайды № 18–22 дневник Тани Савичевой)

Карымова А.: В Ленинграде на Пискаревском кладбище есть дневник маленькой девочки Тани Савичевой. Изо дня в день она записывала.

Выходит Таня Савичева (Уракаева А.) и произносит:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра в 1941 году. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Баранова Н.Ю. (слайды № 19–21)

(слайд № 22, песня «Ленинградский метроном»)

Емельянов С.: Единственным «окном» соединявшим Ленинград с «большой землёй», было Ладожское озеро». Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети и раненые. Это было очень рискованно и невероятно трудно. Но другого выхода не существовало.

(слайды №23–24)

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих и ко многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Баранова Н.Ю. Водители на дороге жизни проявляли чудеса бесстрашия, выносливости и мастерства, работая под постоянным огнём врага и угрозой провалиться под лед.

Нестерко Е.: Не всем удавалось преодолеть этот путь. На выезде из Ленинграда, там. Где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – «Цветок жизни».

(слайд № 25 «Цветок жизни»)

Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

Баранов М.: Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с врагом лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники:

Емельянов С.: Голод

Нестерко Е.: Жажда

Карымова А.: Тьма…

Нестерко А.: Блокада.

Баранов М.: Но они выстояли, выстрадали.

Все вместе: Они победили!!!

Нестерко А.: 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. Блокада была прорвана.

(слайд № 26 «Памятник прорванное кольцо»)

(слайд № 27 – запись голоса Левитана о прорыве блокады)

Емельянов С.: В 1943 году фашисты сбросили более 3 тысяч бомб на Ленинград, выпустили по нему около 67 тысяч снарядов. Ленинград знал, что выстоит, знал, что победит.

Нестерко Е.: прошел ещё год, прежде чем Ленинград был полностью освобождён от блокады. В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев.

Баранов М.: Последние цифры о погибших в блокаду таковы: 1 млн.800 тысяч человек, это 2/3 города на Неве. Целые квартиры, дома были вымершими. Но, те, кто остался в живых, был силён духом и не потерял надежду на освобождение.

Баранова Н.Ю.: 1 миллион 800 тысяч ленинградцев – мужчин, женщин, детей – унесла блокада. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия. Но мы должны о них помнить! Сейчас и всегда! В память о всех погибших в Ленинградскую блокаду объявляется минута молчания.

Нестерко А.: После прорыва блокады им приходилось отстраивать заново разрушенный бомбами город.

Карымова А.: Главное, чтобы прошлое не повторилось, а молодое поколение помнило этих людей и гордилось ими.

Емельянов С.: Главное, чтобы их патриотизм передавался от поколения к поколению, иначе не будет великой России.

Нестерко Е.: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 1 миллион 800 тысяч человек. Это им посвящены торжественные и печальные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища.

(слайды № 31–32)

Баранова:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя,
Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.

(слайды № 33–34)

Баранова Н.Ю.

Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны – горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!