Литературное чтение во 2-м классе. Обобщающий урок по разделу "Сказочные человечки"

Разделы: Начальная школа


(Приложение 1. Слайд №1)

Тема: Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки»

(Приложение 1. Слайд №2)

Цели:

  • обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера;
  • продолжить работу над развитием речи учащихся; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • развивать интерес к литературному чтению.

Оборудование:

  • выставка рисунков «Любимые сказочные герои»,
  • выставка книг – сказок, презентация,
  • песенка Вини-Пуха (песенка о Дружбе).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительная беседа

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы закончили раздел «Сказочные человечки», и сегодня они решили все вместе придти к нам на урок. Но они появятся только тогда, когда вы назовете их имена.

3. Игра-путешествие (Приложение 1. Слайд №3)

1. Загадки

Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник. (Карлсон)

Он весел и не злобен.
Этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мед – особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок – … (Винни-Пух)

А кто распевает такую песню?

– По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлето,
Чиполлочьо, Чиполлото
И, конечно, – я! (Чиполлино)

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

– Все ли человечки пришли к нам в гости? (Нет Хоббита и Мумии-Тролля)
(Все человечки появляются на слайде.)
– Вот сколько веселых гостей пришли к нам на урок.
– Скажите, а каких маленьких сказочных человечков вы еще знаете? (Мальчик с пальчик, Незнайка, домовенок Кузя, Белоснежка и семь гномов, Дюймовочка и др.)

2. Я предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествия по любимым сказкам, пообщаться еще раз с нашими любимыми сказочными героями. Но сначала давайте вспомним названия сказок и их авторов.

(Приложение 1. Слайд №4)

Соедини автора и его произведение:

Т. Янссон
Дж. Толкин
А. Милн
А. Толстой
Д. Родари
А. Линдгрен
«Золотой ключик или приключения Буратино»
«Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
«Хоббит»
«Шляпа волшебника»
«Винни-Пух и все, все, все»
«Приключения Чиполлино»

– Как называются сказки, если их написал писатель? (Литературные)

3. Ну вот, мы определили авторов, а теперь отправляемся в путь. (Приложение 1. Слайд №5) А поведет нас по сказкам хорошо известный вам младший домовой Афанасий. В конце путешествия вы должны ответить на вопрос: что объединяет главных героев этих сказок? Чему они нас учат?

4. Работа парами

(Приложение 1. Слайд №6)

– Куда мы с вами попали? (В лес хоббитов)

Задание №1.

Найдите на листочках описание леса, соответствующее описанию леса, по которому путешествовал Бильбо со своими друзьями.

  1. Нас встретил сказочный лес. Осины стояли, наряженные в зеленные платья, а ели – в изумрудные сарафаны. Кругом пели птицы, а на краю опушки бегали веселые зайчата.
  2. Лес – словно мрачный туннель. Узкая тропинка вилась между стволами. Тишина сделалась столь глубокой, что звук шагов гулко отдавался в лесу, и, казалось, деревья нагибаются и прислушиваются.

(Дети читают тексты, определяют нужный и зачитывают его).

– Что же произошло с нашими героями в этом мрачном месте?
– Что вы можете сказать о поведении Бильбо? (Бильбо проявил себя как герой, спас своих друзей. Бильбо – настоящий друг)

5. – Знаете, уж очень мрачно в этом лесу. Давайте отправимся в другую сказку.

(Приложение 1. Слайд №7)

– Чем необычен этот герой?
– Это взрослый человек или ребенок?

6. (Приложение 1. Слайд №8)

– Карлсон – «взрослый ребенок». Какие черты характера у Карлсона от взрослых, а какие – от детей.

Ребенок


Взрослый
Любовь к шалостям
Житейская мудрость
Любознательность
Взрослый
Ребячливость
Выдумщик
Сластена
Фантазер

– Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (Он очень веселый, любит играть, с ним интересно. Он хороший друг)

7. Отправляемся еще к одному герою, который очень любит сочинять песенки. Кто это? (Вини-Пух).

(Приложение 1. Слайд № 9)

– Что вы можете рассказать об этом сказочном герое?
– Что он больше всего любил делать?
– Давайте послушаем его песенки.

(Дети учили по выбору понравившиеся песенки Вини-Пуха. Спросить 2-3 человека)

– А теперь давайте послушаем песенку Винни-Пуха в исполнении Евгения Леонова, который озвучивал медвежонка в мультфильме.

Запись песенки Винни-Пуха (Приложение 2).

4. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

8. (Приложение 1. Слайд №10)
– Как вы думаете, почему эти два героя оказались вместе? (Родом из Италии, Буратино – деревянная кукла, Чиполлино – луковка)
– Какие черты характера у этих героев сходны?

Задание №2.

На листочках записаны слова, определяющие качества характера. Выберите те из них, которые вы считаете, подходят нашим героям.

Веселый, справедливый, злой, жестокий, добрый, строгий, трусливый, смелый, с чувством юмора, настоящий друг.

– Как вы думаете, какое качество характера самое главное? (Настоящий друг)

9. Все наши герои такие разные, и у каждого из вас есть свой любимый, которого вы и нарисовали. Посмотрите на нашу выставку «Любимые сказочные герои».
– Почему вы нарисовали именно этих героев?

(Спросить несколько учеников)

10. Мы с вами познакомились с отрывками из различных сказок. Для тех, кто хочет поближе узнать о приключениях любимого героя – предлагаю обратить внимание на нашу книжную выставку.

5. Итог урока

– Путешествие наше подходит к концу. Ответьте на главный вопрос нашего путешествия: Чему же нас учат наши любимые герои? (Добру, справедливости, дружбе)

– Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что самое главное в общении не только сказочных героев, но и нас с вами. (Приложение 1. Слайд №11)

  1. Приятель Карабаса – Барабаса, собиратель пиявок. (Дуремар)
  2. Он живет на крыше, у него друг Малыш. (Карлсон)
  3. Деревянный мальчик, который очень любил приключения. (Буратино)
  4. Друг Пятачка, по имени Винни-Пух. (Медвежонок)
  5. Самый смелый Хоббит. (Бильбо)
  6. Друг Карлсона. (Малыш)

(Ключевое слово – ДРУЖБА)

– Какое ключевое слово получилось?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друзья познаются в беде.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Один за всех, а все за одного.
  • Один в поле – не воин.

– А только ли сказочным героям помогает дружба и настоящий друг?
– А кто из вас умеет дружить и имеет настоящего друга?
– Желаю вам быть всегда дружными, никогда не ссориться, всегда помогать друг другу, защищать друг друга. Послушайте песенку о дружбе, и пусть она всегда вам сопутствует в жизни.

(Приложение 1. Слайд №12)