Роль книги в развитии интеллектуальных умений учащихся младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Литературное образование младших школьников занимает особое положение в курсе литературного чтения. Работа над отношением к творческому процессу общения с автором, к искусству слова начинается уже с первого класса. Детские произведения направлены на развитие творческих способностей детей. Литература является одним из самых  мощных  средств  приобщения  детей к общечеловеческим ценностям. Для того чтобы книга стала для детей другом, необходимо в первую очередь пробудить у них интерес к чтению, а также помочь учащимся овладеть книгой как инструментом  познания человеческого опыта. Исходя из этого, целью обучения чтению в начальных классах, является формирование интеллектуального читателя. Для этого в процесс обучения чтению заложена реализация немаловажных задач:

1. Мотивационная сторона читательской деятельности, которая позволяет формировать  устойчивое желание читать  доступную   литературу.
2. Техническая сторона процесса чтения, при которой совершенствуется навык чтения, его сознательность, правильность, а также, что очень важно, выразительность.
3. Содержательная сторона чтения, позволяющая формировать способность к адекватному и всестороннему восприятию литературного текста.
4. Активная форма усвоения прочитанного выражается в выразительном чтении, творческом пересказе, словесном рисовании, использовании фрагментов театрализации и др.
5. Обогащение  читательского опыта посредством накопления литературных впечатлений и на этой основе освоение литературоведческих понятий.
6. Выход из рамок учебника в мир книг.

Проанализировав вышесказанное, под оптимальным чтением подразумевается чтение, характеризующееся тремя аспектами: осмысленностью, беглостью, выразительностью. Остановимся на каждом из них подробнее.

Технику чтения можно считать делом второстепенным по отношению к общим задачам развития ребёнка в обучении. Но, однако, отрицать её важность было бы неправильно.
Изменившиеся социальные условия предъявляют новые, более высокие количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Есть ряд технологических приёмов, научно подтверждённых, апробированных, которые помогают методической литературе.

Напомню лишь некоторые из них:

  • ежедневные частные тренировки («жужжащие чтение»);
  • чтение перед сном;
  • самозамеры;
  • многократное чтение коротких отрывков.

Если читать таким образом ежедневно, то прибавка скорости чтения за две недели составит не менее 10-15 слов в минуту. К тому же эти упражнения дают положительный заряд эмоций.

Второй  аспект – это выразительность. Иногда бывает, что эмоциональный ребёнок читает не выразительно. Это свидетельствует о том, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения. Чтобы их устранить, надо в первом случае использовать многократное чтение небольшого отрывка, во втором – читать в темпе скороговорки.

После такой тренировки легко возрастает не только выразительность, но и скорость чтения.

И, наконец, осмысленность чтения достигается применением традиционных упражнений: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов по тексту. Пусть ребёнок уже научился бегло читать, но он всё еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном в тексте и выслушивали его взволнованные замечания.

Почему же многие дети неохотно и мало читают?

Существует ряд причин, в том числе и социальных. Общий спад интереса к чтению, обилие источников информации, помимо книг, и т.д.

Как же в этой ситуации воспитывать интерес к чтению? Большое место в решении данной проблемы занимает чтение в семье. Самостоятельное чтение ребёнком книг доставляет ему много впечатлений, открывает ему глаза на мир, заставляет задумываться над вопросами жизни, отношение людей. Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребёнка, чем беседа или рассказ взрослого. Во время чтения ребёнок остаётся наедине с самим собой. То, о чём он читает, глубже им переживается, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою.

На практике же воспитания детей, в семьях довольно часто применяются рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречаются реже, в то время как чтение ребёнка должно занимать существенное место в воспитании. Выбор книг для детей очень разнообразен.

Чтобы успешно руководить детским чтением, необходимо знать литературу, создаваемую для детей. Как же в семье следует приобщать ребёнка к книге?

Ребёнок должен видеть любовь к книгам, к чтению всех членов семьи. Если ребёнок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной. Приобщение ребёнка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждение прочитанных произведений. Немаловажное значение для приобщения ребёнка к чтению играет также наличие в семье библиотеки для детей и взрослых, совместное приобретение детских книг. Бережное отношение к книге также способствует формированию у него благоговейного отношения к книге, к чтению. Будучи еще в дошкольном возрасте ребёнок ходит  за родителями с просьбой почитать. Не стоит отмахиваться от него, выговаривая: «Как же ты мне надоел со своими книжками! Как будто у меня других дел нет!» Такой раздражительный тон отца или матери может задержать процесс воспитания у ребёнка любви к книгам, а иногда и отлучить его от чтения на долгое время.

 

А.С.Макаренко придавал большое значение, в развитии детского воображения, рассматриванию иллюстраций. Рассматривая картинки, дети много спрашивают, выясняют подробности. Особенно они любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств ребёнка: не надо спешить утешать его, если он из жалости к собачке расплакался. Некоторые родители, утешая своё дитя, начинают приговаривать, что это только в книжке написано, а в жизни всё не так, и что не следует по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру в то, что написано в книге. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители сами начнут удивляться, как могло случиться, что ребёнок ударил кошку, разорил гнездо и т.д.

Во время чтения ребёнок должен понимать прочитанное, уметь пересказывать, выделить главную мысль. Хорошо если он после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление, будет делать пометки о прочитанных книгах в отдельной тетради.

Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребёнок научился читать, но сам читать не хочет. Как тут быть?

Уметь читать и хотеть читать – это не одно и тоже. К умению необходимо добавить желание, радость каждой встрече с книгой. Эта радость будет тогда, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребёнок в семье не только  потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книгу по очереди, подбадривают ещё неумелого младшего чтеца.

Устраивают среди детей конкурсы чтецов с небольшими домашними сувенирами.

Ребёнок, у которого ещё не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи.

Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется приём « прерванного чтения»: взрослый дочитывает до самого интересного места и прекращает чтение, ссылаясь  на занятость, предлагает ребёнку самому дочитать до конца. С этой же целью можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда родители заняты делами (вяжут, шьют) или болеют и почитать сами не могут.

Младшие дети легко приобщаются к книге, если в семье есть читающие брат или сестра.  Пример их самостоятельного, грамотного и выразительного чтения в совместных  вечерних встречах с книгой. Особенно дорог малышу своей близостью сопереживания.

При чтении, особенно совместном, семья имеет возможность оказывать влияние на формирование у ребёнка культуры чувств, умения радоваться, печалиться. Для этого важно соблюдать возрастной подход при выборе книг для детей, не позволять читать книги не по возрасту. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так  как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать. Пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

 

Следя за чтением детей, надо обязательно следить за тем, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно нужно обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-познавательной литературе.

И конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения к ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Таким образом, встреча ребёнка с книгой в раннем детстве. Любовь к ней в школьные годы, дружба с чтением в зрелые годы способствуют формированию характера человека, помогают ему в выборе жизненного идеала, уберегают от пустого времяпрепровождения. Великий  педагог современности В.А. Сухомлинский говорил. Что нельзя быть счастливым, не умея  читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

Недаром народной мудростью даётся высокая оценка книге: « Испокон века книга растит Человека».