Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке "Обитатели речных глубин"

Разделы: Работа с дошкольниками


  • расширять представления детей о рыбах реки Обь;
  •  закрепить представления детей о разнообразии обитающих на поверхности воды и вдоль берега реки водных и околоводных организмов;
  • развивать внимание, зрительную память при определении внешнего вида рыб;
  • активизировать в речи детей слова: осетр, сазан, судак, налим, лосось, чешуя;
  • учить использовать в своей деятельности бросовый материал, закреплять приёмы сглаживания, нанесения пластилина на поверхность, использование стеки при оформлении;
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию;
  • дать детям возможность почувствовать радость от активной помощи и участия в полезном деле.

Демонстрационный материал.

Карточки с изображением рыб: осётр, сазан, судак, налим, лосось, карась, щука, сом, лещ.
Игрушки: утка, гусь, стрекоза, улитка, невод, Золотая рыбка.

Раздаточный материал.

Маски: «Волк», «рога оленя»; пакетики с чешуёй, мехом, пером; пластилин, футляры от киндер – сюрприза, стеки, клеёнки, баночки с водой, салфетки.

Оборудование.

Ванночка с водой, наборное полотно, ширма.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель организовывает хантыйскую подвижную игру «Важенка и оленята».
(Воспитатель берёт на себя роль важенки).

«Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Всё, что не понятно…
Под снегом колючим
Ягель растёт.
Кто копытцем потрудится,
Тот обед себе найдёт.
Будьте осторожны,
Милые оленята!
Волк гуляет рядом,
Следит, где оленята.
Волк!

(Дети убегают к важенке).

Важенка: Ой, как хорошо, что мы все спаслись от злого серого волка! Давайте отдохнём. Рассаживайтесь на камушки. Куда это мы попали?

Оленята: На берег реки.

Важенка: Что за широкая река перед нами?

Оленята: Обь.

Важенка: Через Обь мост большой протянулся, а на берегу город красивый виднеется. Что это за город?

Оленята: Сургут.

Важенка: Как легко дышится у воды, вдохните поглубже, какой лёгкий, свежий воздух. Вы, наверное, знаете, кто у реки живёт. Сейчас я проверю, найдёте ли вы ответы на мои загадки. (Дети отыскивают ответы на загадки на реке и у реки).

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.

(Утка)

Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богатая,
Хозяюшка рогатая.

(Улитка)

Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик.

(Стрекоза)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный белый…

(Гусь)

Важенка: Молодцы, оленята, на все загадки нашли ответы. Хотите я вам расскажу очень      интересную историю? Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. В некотором царстве, водяном государстве, жила-была Золотая рыбка, и была у неё большая свита. Днём они охотились, резвились, а к вечеру ложились спать. Интересно, где же спит рыбка? Кто нам расскажет?

Ребёнок читает стихотворение И.Токмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Важенка: Где же спит рыбка?

Оленята: В реке, в иле, в зарослях травы.

Важенка: Хотите узнать, какие рыбки находятся в свите у Золотой рыбки? Посмотрите, может вы каких-то из них узнали?

(Дети выбирают карточки со знакомыми им рыбами, выставляют их на наборное полотно и называют: сом, карп, щука, лещ, карась).

Важенка:  Правильно назвали рыб. Теперь я вас познакомлю с рыбами, которые тоже находятся в свите Золотой рыбки и обитают в реке Обь.

Хищные рыбы, которые питаются другими рыбами: судак, налим, сом, щука.
Рыбы, которые питаются личинками, насекомыми, водорослями, рачками: сазан, карась.
Морские рыбы, заплывающие в реку на нерест, чтобы отложить икринки: осётр, лосось.

(На полотне рыбы выставляются в три ряда).

Важенка: Теперь я посмотрю, какие вы внимательные, закройте глаза, открывайте и скажите, какой рыбы не стало?  (Игра проводится 3 раза)

Важенка:  Молодцы, оленята, вы запомнили всех рыб. История наша продолжается. Пригласила на бал Золотая рыбка своих подданных. Все рыбы приплыли в дорогих искрящихся нарядах. А из чего же сшит их наряд: из меха соболиного или пера страусиного?

Оленята: Из чешуи.

Важенка: Правильно, посмотрите, Золотая рыбка приготовила нам загадку:
Определите, из чего рыбки шьют себе наряд?

(Детям предлагается по 3 пакетика, в которых лежат: чешуя, мех, перо).

Важенка:  Молодцы, оленята, справились с загадкой. Кому принадлежит перо, мех?

Оленята: птицам, животным. 

Важенка: В реке, оленята, рыбкам не всегда безопасно, одна из опасностей – это хищные рыбы. Каких хищных рыб вы запомнили?

Оленята: Щука, сом, судак, налим.    

Важенка: Давайте представим, что мы рыбки в реке. По считалке выберите  хищницущуку, она очень голодная и хочет поймать карася. Но караси ловкие, проворные, не хотят попасть в зубы злой щуке и прячутся за камушки. Если не успеете скрыться, щука вас поймает и уведёт к себе. Как только я скажу: «Щука!», вы прячьтесь за камни.

(При помощи фишек разделить детей на две подгруппы: зелёные - камушки, синие - караси). 

Важенка: Молодцы, оленята, ловкие из вас получились караси.  

2 часть. Появляется Водяной с песенкой, несёт через плечо невод, здоровается с оленятами.

Я Водяной, я Водяной!
Поговорил бы кто со мной,
Мне в речку так охота,
Вокруг меня болото.
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка,
Да ну её в болото!
Живу я как поганка,
А мне дружить, а мне дружить охота!

Водяной: Ах, бедный я, несчастный, так хочется перебраться в тихую речку. А, говорят, в реке рыбы не стало. Ведь и правда, проходил мимо маленькой речушки, закинул невод и вытянул непонятно что. Куда же делась рыба, с кем буду дружить, играть и веселиться. И куда только смотрит Золотая рыбка? Кто же мне поможет с бедою справиться?

Оленята: Мы поможем.

Водяной: Давайте посмотрим, что же я выловил? Какие-то коробочки, футлярчики. Что с ними делать, как из этого рыбок сотворить?

Дети предлагают свои варианты, Водяной предлагает слепить карася. Во время обсуждения выясняются основные части рыбы: голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, чешуя.

Водяной: Ну что ж, я надеюсь на вашу помощь.

Дети рассаживаются за столы и приступают к работе, по необходимости оказывается индивидуальная помощь. По окончании, работы рассматриваются и анализируются.

Водяной: Давайте отпустим карасей в воду на радость мне, вам и Золотой рыбке. Теперь то я знаю, как сделать себе друзей, этих рыбок я оставлю вам. А у себя дома, со своими подружками пиявками да лягушками ещё сделаем таких карасей. Я их всех научу, заодно и речку очистим. До свидания, оленята, спасибо вам за помощь, за науку.

Водяной уходит, появляется из-за ширмы Золотая рыбка и молвит человеческим голосом:

Спасибо вам, оленята, что научили Водяного делать рыбок, теперь в моих владениях: озёрах и речушках чище станет, рыбы больше будет, и заживём мы дружно и весело.
А за вашу помощь, вот вам подарок.

Оленята: Спасибо, Золотая рыбка.

Важенка: Вот и подошла к концу моя история, прилягте на берегу, закройте глазки, отдохните.

В это время воспитатель снимает с детей маски и они снова становятся детьми.

Воспитатель: Ребята, открывайте глаза, мы снова с вами в детском саду. Кем вы сегодня были? Что вам запомнилось?