Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Упражнения в образовании сложных слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить знакомство с образованием сложных слов, с помощью сложения двух основ и соединительной гласной;
  • Упражняться в образовании сложных слов, определять с помощью основ каких слов они образованы, знакомиться с лексическим значением сложных слов.
  • Развивать логическое мышление, умение работать со словарём.
  • Воспитание самостоятельности, внимания, привитие интереса к русскому языку.

Оборудование: Учебник “Русский язык” 2 класс 2,3 ч (УМК “Перспективная начальная школа”), тетрадь для самостоятельной работы № 2, интерактивная доска или мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня мы продолжим с вами путешествовать по океану Сложных слов с нашими героями Анишит Йокоповной, Асырком, Торком, Машей, Мишей и Летучей Мышью.

Наш весёлый пароходик уже готов к отплытию, приготовьте свои билеты (дом. задание) и занимайте места на пароходе.

Проверка домашнего задания.

Билеты на пароход – шуточные тексты, составленные дома. (зачитывание)

Молодцы и мы отправляемся в путешествие.

Работа по учебнику.

Нас встречают КИТ и КАШАЛОТ. (Значение слов)

Работа со скороговоркой.

Был кашеваром кашалот,
А кашеедом – кит.
Но простудился кашалот, стал сильно кашлять он, и вот –
Стал кашеедом кашалот,
А кашеваром – кит.

Чтение скороговорки, отработка произношения.

Работа со сложными словами КАШЕВАР и КАШЕЕД. (Найти сложные слова, выписать в начальной форме, подчеркнуть соединительную гласную, показать как образованы)

Доказать, что Миша ошибся назвав сложным слово КАШАЛОТ. (Нет двух основ и соединительной гласной)

Работа в тетради на печатной основе.

Выполнение упр. 61 (Т)

Составление сложных слов по его лексическому значению.

Листопад, кораблекрушение, носорог, сухофрукты.

Выполнение упр. 62 (Т)

Нахождение сложных слов, запись их в начальной форме и слов от которых они образовались.

Чернощёкий (чёрные щёки);
Белозубый (белые зубы);
Синеглазый (синие глаза);
Желторотый (жёлтый рот);
Чернослив (чёрные сливы).

Игра “Что лишнее?” (Лишнее слово чернослив, т.к. это слово-название предмета, а остальные слова-названия признаков, другие варианты)

Игры на составление сложных слов.

Игра “Водопад”.

Составить как можно больше сложных слов с основой ВОД, родственных слову вода.

Водопровод, водолаз, водосток, водоворот и т.д.

Прослушивание, подсчёт слов, сравнение с образцом на экране, победители получают открытки с изображением водопада.

Как вы думаете почему эта игра называется “водопад” (Т.К. слов очень много, как падающей воды, так как родственые слову вода и др.)

Итог урока.

Тест “Проверь себя”.

Кашалот кашеед, мореход переход, рудокоп подкоп.

Лесник лесовед, паровоз паромщик, овцевод перевод.

Из пар слов оставить только сложные, выписать. Оценить себя, после проверки.

Домашнее задание.

Поиграть в игру “Водопад” (Подобрать как можно больше сложных слов с любой основой: ВОЗ, ЛАЗ, ЛЁТ, ХОД и т.д.)