Мультимедийный урок черчения в 9-м классе с использованием SMART Board по теме "Сечение"

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Изучить основные правила обозначения и выполнения сечений на чертеже.
  2. Научиться выполнять сечения предметов .
  3. Развивать пространственное видение (представления о внешней и внутренней форме предметов).

Оборудование урока: SMARD доска или мультимедийный проектор с экраном, чертежные инструменты, для решения теста (в программе “Конструктор тестов”) компьютеры на каждого ученика или распечатанные тестовые задания.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Объяснение нового материала;
  3. Закрепление нового материала;
  4. Самостоятельная работа;
  5. Подведение итогов.

Ход урока

1. Сообщение темы, постановка цели урока. (слайд №1)
2. Объяснение нового материала.

В быту, технике часто встречаются предметы и детали, форму которых сложно передать на чертеже, представленном одним, двумя, тремя видами и даже наглядным изображением. Посмотрите на предмет, он легко узнаваем. Но попытайтесь определить геометрическую форму, например, полотна столового ножа или его ручки (слайд №2). Это невозможно: чертеж не дает четкой информации о геометрической форме предмета и его частей. А ручка ножа может быть овальной или круглой. Подумайте, какие же изображения использовать, чтобы на чертеже четко показать геометрическую форму элементов ножа. Наглядное изображение не помогло. Может быть, выполнить два вида или три? Проанализируйте их. Вывод: форму элементов ножа установить невозможно. Случайность ли это?

Таким образом, можно утверждать, что увеличение количества видов, использование наглядного изображения не решают рассматриваемой проблемы. Каков же выход? По-видимому, необходимо какое-то принципиально новое изображение, позволяющее “увидеть” конструктивное строение каждого элемента предмета.

В курсе черчения в подобных случаях используют изображения, которые называют сечениями. Суть получения сечения в следующем: часть детали, геометрическую форму которой трудно установить по чертежу, мысленно рассекают секущей плоскостью (слайд № 3). Из этого вытекает определение (слайд № 4).

Давайте рассмотрим типы сечений и образование наложенных и вынесенных сечений (слайды № 5-13). Если секущая плоскость проходит через призматическое сквозное отверстие и фигура сечения распадается на несколько частей, сечение не выполняется. (слайд № 14)

Чтобы на чертеже отличать сечения от других изображений, его фигуру выделяют штриховкой. Согласно ГОСТу 2.306-68, характер штриховки изменяется в зависимости от материала, из которого изготовлена деталь. (слайд № 15).

На чертеже сечение конкретизирует геометрическую форму детали или ее частей, четко раскрывая их поперечное строение. Поэтому сечения применяют в тех случаях, когда возникает необходимость выявить форму отдельных элементов деталей, имеющих отверстия, пазы, углубления и т.д. Рассмотрим наиболее распространенные элементы точеных деталей (слайд №16,17,18). Их названия и отличительные признаки следует запомнить, чтобы в дальнейшем не испытывать затруднений в чтении и выполнении чертежей технических деталей.

3. Закрепление материала:

Используя возможность SMARD Board доски выполнить ряд заданий непосредственно на доске. (слайды № 19-24).

4. Самостоятельная работа:

Каждому даётся возможность на компьютере ответить не вопросы теста по изученной теме (машина сама выдаёт оценку за ответы).(см. приложение 2)
Практическая работа по теме “Сечения” (распечатанные задания выдаются каждому ученику) (слайды № 25,26) или (приложение1)

5. Подведение итогов.