Использование интерактивных форм обучения на уроках обществознания (на примере темы "Глобализация и ее последствия")

Разделы: География


Тема: Глобализация и её последствия.

Цели:

  • сформулировать у учащихся представление о понятии глобализация, её проявлениях в различных сферах жизни, её неоднозначных последствиях;
  • развивать умения и навыки анализировать, делать выводы, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом;
  • формировать у учащихся представление о роли России в процессе глобализации

Тип урока: комбинированный урок отработки умений и навыков решения заданий группы «С» ЕГЭ с использованием интерактивных методов.

На доске эпиграф урока: «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля»  (А.Сент-Экзюпери)

На стенде: газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Известия» от 27-28 октября 2008 года;

Оборудование:

  • учебник «Глобальный мир в XXI веке»;
  • буклет «Ефремову – 370 лет»;
  • сборники заданий ЕГЭ.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему (беседа с учащимися)

– На прошлом уроке мы говорили о многообразии и единстве современного мира. Действительно, современный мир многообразен.
Приведите примеры, доказывающие, что современный мир разнообразен.
Но в то же время при всём многообразии, современный мир един и целостен.
Как вы думаете, какие факторы способствуют формированию современного мира как единого и целостного?
(Предполагаемые ответы: транспорт, средства коммуникации, мировая экономика, современные технологии, общие проблемы и т.п.)

– Если раньше экономические, политические, социальные проблемы считались исключительно внутриполитическими, то сейчас они превращаются в общемировые, международно-политические.
Какая тема вот уже несколько недель подряд остаётся одной из главных новостей во всех СМИ всего мира?
(Предполагаемый ответ: финансовой кризис)

– Это действительно так, стоит только почитать заголовки вчерашних газет.
(Акцент внимания учащихся на стенд со СМИ). «Насколько мировой кризис опасен для России?»,
«Что делать в кризис, чтобы не потерять сбережения, работу, жильё?», «Где «вакцина» от заразы с Запада?»,  «Чем закончится кризисная лихорадка?»
Как вы думаете, последствием какого процесса  является мировой финансовый кризис?
(Один из предполагаемых ответов: глобализация)

II. «Мозговой штурм»

– А что подразумевается под понятием глобализация?

(На основе ответов учащихся на доске рисуется схема, куда вписываются предлагаемые ответы)

Глобализация

– Свяжите эти признаки в одно понятие. Дайте определение понятия глобализация.
(Анализ ответов учащихся и формулировка определения: глобализация – процесс усиления взаимодействия между странами на современном этапе в экономике, политике, культуре и других сферах жизнедеятельности)

III. Рефлексия

– Привлекая знания обществоведческого курса, составьте предложения с использованием понятия глобализация с условием, чтобы эти предложения расширяли ваше представление о глобализации.
(Анализ нескольких предложений)

– Как вы думаете, какое отношение к нашей теме имеет эпиграф сегодняшнего урока «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля»
(А. Сент- Экзюпери)?
– Что хотел сказать автор?
(Анализ ответов учащихся)

IV. Работа в малых группах

– Глобализация проявляется в самых разнообразных сферах в экономике, политике, культуре, в области технологий. Давайте посмотрим, каким образом протекают процессы глобализации в разных сферах.

Задания для работы в малых группах

Привести конкретные примеры проявления глобализации:

  • 1, 2 группе: в области экономики;
  • 3, 4 группе: в области политики;
  • 5, 6 группе: в области технологий;
  • 7, 8 группе: в области культуры;
  • 9,10 группе: в области образования.

Самостоятельная работа в группах (3 минуты). Обсуждение итогов работы.

V. Рефлексия

– Какие признаки глобализации вы можете наблюдать в нашем городе?
– Каким образом глобализация сказывается на процесс обучения в современной школе?

VI. Дискуссия

– Широко распространены две совершенно противоположные точки зрения на процесс глобализации. Одна исходит из того, что глобализация является благотворным и прогрессивным в своей основе явлением, которое будет способствовать решению основных проблем, стоящих перед человечеством. Другая, напротив,  акцентирует негативные последствия глобализации.

– Какая из точек зрения представляется вам более адекватно отражающей реальность и почему? Не забывайте, что свою точку зрения всегда необходимо аргументировать.
(Мнения учащихся, обобщение их выводов)

VII. Подведение итогов

– Таким образом, вопрос о последствиях глобализации – спорный вопрос в современном обществознании. Попробуйте дома поразмышлять на эту тему и написать небольшое сочинение-эссе «Глобализация: за и против».

VIII. Домашнее задание: эссе на заданную тему.