Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3–4-х классов "Путешествие в страну грамматику". Игра-соревнование

Разделы: Внеклассная работа


Тема: «Путешествие в страну грамматику». Игра – соревнования (3-4 кл.)

Цель:

  1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.
  2. Развивать мышление, смекалку, наблюдательность, внимание.
  3. Прививать интерес к предмету.
  4. Воспитывать чувство товарищество, взаимопомощи.

Оборудование: набор букв, рисунки, карточки со словами, ребусы, карточки спрятанными словами, кроссворд, кругограмма, нарисованные книги, слоговые карточки.

Ход урока

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в страну со строгим название – Грамматика. Но не волнуйтесь! Путешествие будет веселым, интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовила для вас. Я знаю, что здесь собрались настоящие ценители русского языка. Желаю вам удачи и победы! А победителей ждут призы. А теперь позвольте представить наше строгое жюри:……..
И еще: в путь отправляется лишь те, кто успешно пройдет испытание на знание слов русского языка. Итак, начинаем! Вы должны вспомнить слова.

1. «Кто больше?» - игра.

Придумайте слова в которых звук [а] был бы в начале слова. (3 кл.)

(Август, астра, Аня, аист).

Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (4 кл.)

(Январь, февраль, март, апрель, май, август)

Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь.

2. Игра «Слово рассыпалось».

а) 3 кл. А Р С Т А (астра)                        4 кл. А З У Б Р (арбуз)
А Н А К Б (банка )                                    О Ч К А Б (бочка)

3. Игра «Кто внимательный»

Рассмотрите рисунки. Найдите одинаковый звук в словах:

3 кл

 4 кл

[б]

[г]

4.  В школе  дети изучали слоги.

Придя домой,  Вова решил поучить своего пятилетнего братишку читать. Написал на карточках слова, разрезал их на слоги. А потом, предложив брату составить из них слова, пошел гулять. Когда он вернулся, то увидел, что малыш перепутал все слоги. Теперь они вдвоем не могут составить ни одного слова.
Ребята 3 кл., помогите Вове и его брату составить слова, начинающихся с буквы Б, из слоговых карточек: бул, боб, бан, ба, ка, ры, ка, ран.
А ребята 4 кл., помогите составить слова с г, из слоговых карточек: сне, иг, ра, гли, гирь, ра, дуга, на.

5. Игра «Найдите слово в слове».

ВОЛЯ (Оля)                                                       ВЕТЕР (веер)
ВОЛК (Вол)                                                       ВДРУГ (друг)
ВОЛОС (слово)                                                 ВАЛИК (вилка)
Вместе: ВИЖУ ЗВЕРЕЙ (живу резвей)

6. Игра «Отгадай ребусы»

3 кл

 4 кл

Ответы: Слава,корова, вода

Ответы: ворона, весна, диво

                                  
Физминутка.   

Аист.

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

- Аист, аист длинноногий,              Снова – правою ногой,
Покажи домой дорогу                   Снова левою ногой,
Аист отвечает:                                После – правою ногой,
- Топай правою ногой,                            После – левою ногой,
Топай левой ногой                         Вот тогда приедешь домой.

7. Игра «Звук заблудился»

Ребята. Слушайте внимательно. Исправьте неправильный звук.

3 кл.

Жучка будку (булку) не доела
Неохота, надоело
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это

4 кл.

На островок нашел ураган
На пальме остался последний баран (банан)
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой

3 кл.

Сели в ложку (лодку) и  - айда!
По реке туда-сюда

4 кл.

Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей (грачей)

8. Назовите, что изображено на рисунках. Прочитайте по первым буквам имя одного из веселых человечков (Ответ: Буратино)

3 кл. (Буратино)

Разгадайте кроссворд и прочитайте фамилию известной детской писательницы.

4 кл. (Барто)

Какие ее стихи вы знаете?

9. Грамматическая арифметика.

10. Игра  «Будь внимательным»

3 кл. Я буду произносить слова. Если звучит слово с ь знаком в конце, вы приседаете, если в середине слова между двумя согласными, вы топаете ножками, если без ь знака – хлопаете в ладошки.

Пень, мельник, палка, соль, терка, борьба, мел, коньки, тень, писать, пальчик, зорька, пароль.

4 кл. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, если начинается на глухой парный согласный, вы хлопаете в ладоши.

Зайка, сойка, Федя, Вова, справа, дрова, дверь, зверь, деньги, тень, час, фонарь, велосипед, голубь, жить, шить.

11. Игра «Спрятанные слова».

Для каждой команды раздаются карточки

Поставить вместо черточек: в первом столбике согласные буквы, а во втором столбике гласные буквы.

_о_ _ а (кошка)                                        п _ т _ х (петух)
_ о_ а_ а_ (собака)                                   _т к _ (утка)
_о _ о _ а (корова)                                   в _ р _ н _ (ворона)

12. Игра «Путаница»

Для каждой команды раздаются карточки
Подобрать к существительным подходящие глаголы

13. Прочитайте слово

3 кл. Сначала надо прочитать буквы на картинках больших книг, а потом – на маленьких

(Ответ: подарок)

4 кл. Кругограмма. Журнал «?»

14. «Заполнить кроссворд» - игра для всех

Впишите в клеточки кроссворда названия предметов, которые изображены на рисунках, и вы узнаете зашифрованное слово.

Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось. Теперь наше жюри подведет итоги и назовет команду – победительницу.