Использование мультимедийного конспекта на уроке физики

Разделы: Физика


Мы живем в XXI веке, который является веком информационных технологий. Наши дети сегодня гораздо лучше нас умеют обращаться с различными электронными устройствами, а через некоторое время может оказаться, что мы с ними разговариваем на “разных языках” и попросту не понимаем друг друга. А это непременно скажется на результатах учебной деятельности учащихся. Достижение ребенком нового качества образования в условиях информационного общества невозможно без использования информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: “Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится”.

В решении данной задачи помогает мультимедийный конспект.

Мультимедийный конспект – документ, соединяющий в себе полное цифровое видео, события, текст с иллюстрациями, и разнообразные информационные материалы, связанные между собой системой перекрёстных ссылок. Позволяет оперативно ориентироваться в совершившемся событии, иметь быстрый доступ к любому элементу структуры, будь то видео, текст или другой материал.

В структуру конспекта входят: управляемый с помощью компьютера демонстрационный эксперимент, интерактивная модель, раздел “Формула” требует составить формулу самому учащемуся. Программа сама осуществляет проверку составлений формулы и выводит на экран сообщение. В разделе “Задача” решение осуществляется в интерактивном режиме с проверкой каждого действия, начиная с составления “Дано”. В разделе “Контроль” даются вопросы с вариантом выбора ответа. Для демонстрации многих опытов мной используется современная цифровая лаборатория “Архимед”, которая можно запустить из мультимедийного конспекта.

Интерактивный мультимедийный конспект позволяет организовать активную мыслительную деятельность учащихся, как на уроке, так и в неурочное время. С помощью интерактивного мультимедийного конспекта и интерактивной доски работа учащихся оживает. Учащиеся проверяют свои знания, работая в режиме контроля, имеют возможность провести самостоятельно эксперимент, решить задачу и сразу же проверить правильность решения.

Мультимедийный конспект может быть использован и при индивидуальной работе с учащимися, что будет способствовать дальнейшему развитию мотивации учения.

Примером использования мультимедийного конспекта является разработка конспекта урока физики по теме “Испарение и конденсация” 8 класс.

Урок физики, 8 класс

Тема “Испарение и конденсация”.

Тип урока – объяснение нового материала;

Роль данного урока - раскрывает физическую сущность данных явлений.

Цель: раскрыть физическую сущность испарения и конденсации

Задачи урока

  1. образовательная
  • повторить понятия: агрегатное состояние вещества;
  • повторить элементы знаний: характер движения и взаимодействия молекул вещества в различных агрегатных состояниях;
  • сформулировать у учащихся новые элементы знаний: парообразование, определение процесса испарения, конденсации, механизм испарения и его энергетическое объяснение, условия, от которых зависит испарение.
  1. развивающая
  • способствовать расширению знаний у учащихся о природе вещества, взаимных превращениях вещества;
  • развивать мышление учащихся путем решения качественных задач.

  1. воспитательная
  • способствовать воспитанию культуры умственного труда.

План урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Решение качественных задач.
  4. Задание на дом.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Запустить приложение испарение/index.

    В ходе повторения изученного материала используется фрагмент мультимедийного конспекта Задача. В этом разделе находятся вопросы:

    1. По графику, изображенном на рисунке, ответьте на вопросы:

    Определите температуру плавления. (Выберите правильный ответ, щелкнув мышью на кнопке с его номером.)

    2. По графику, изображенном на рисунке, ответьте на вопрос.

    Определите по таблице, что это за вещество. (Выберите правильный ответ, щелкнув мышью на кнопке с его номером.)

    3. По графику, изображенном на рисунке, ответьте на вопрос.

    Определите количество теплоты, переданное телу при его нагревании. (Выберите правильный ответ, щелкнув мышью на кнопке с его номером.)

    При использовании интерактивной доски на свободном поле возможно решение задачи одним из учащихся.

  3. Изучение нового материала.

Объявление темы урока вкладка Главная.

  1. Наблюдение процесса испарения капли спирта, нанесенной на стеклянную пластинку, и капли воды, нанесенной на нагретую поверхность. Чем отличаются эти два процесса?
  2. При изучении процесса испарения используем фрагмент конспекта Испарение.
  3. img5.jpg (33308 bytes)

  4. На свободном поле можно записать вспомогательные уравнения и ответы на вопросы.

    Вопросы для обсуждения:

  • Что называется испарением?
  • Какая молекула может покинуть жидкость
  • Какие молекулы остаются в жидкости?
  • Изменяется ли при испарении энергия жидкости?
  • (Проведем эксперимент, для этого обратимся к фрагменту Эксперимент.)

    Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении?

    Методические рекомендации: следует обратить внимание учащихся на то, что при испарении молекула должна совершить работу против сил молекулярного сцепления и против внешнего давления образовавшегося пара. Работа совершается за счет кинетической энергии теплового движения молекулы.

    1. При изучении процесса конденсация используем фрагмент конспекта Конденсация.

На свободном поле можно записать вспомогательные уравнения и ответы на вопросы.

Вопросы для обсуждения:

  • Что называется конденсацией?
  • Какая молекула может вернуться в жидкость?

Методические рекомендации: следует обратить внимание учащихся на то, что при конденсации, молекула теряет энергию при взаимодействии с молекулами пара и воздуха. И в конечном итоге возвращается в жидкость.

  1. При изучении процесса сублимация используем фрагмент конспекта Сублимация.

    Вопросы для обсуждения:

  • Что называется сублимацией?
  1. Решение качественных задач.
  • Почему в жаркий день человек, выйдя из реки, ощущает холод?
  • Зачем закрывают попоной вспотевшую лошадь после длительных переездов зимой?
  • Почему на ветру белье сохнет скорее, чем в помещении?
  • Почему скорость испарения разных жидкостей при одинаковых условиях разная?
  • Почему при повышении температуры испарение происходит быстрее?
    1. Домашнее задание: § 3.6, создать презентации “Объяснение процесса испарения с точки зрения МКТ”, “Объяснение процесса конденсации с точки зрения МКТ”.