Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Междометие. Правописание междометий"

Разделы: Русский язык


“ Что за прелесть эти сказки!”
(урок по творчеству А.С.Пушкина)

Цели и задачи:

  • знакомство с междометием как частью речи, которая не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи;
  • знакомство со значением междометий;
  • знакомство с правильной постановкой знаков препинания в предложении с междометием;
  • дефисное написание междометий;
  • формирование умения находить в тексте междометия, употреблять их в своей речи
  • умение отличать междометия от звукоподражательных слов.

Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом.

Ход урока.

Содержание урока

1. Организационный момент. Тема урока. Цели и задачи урока. (Запись в тетрадь даты и темы урока)

2. Синтаксическая разминка – введение в тему и повторение ранее изученного:

Беседа с учащимися и запись в тетрадь предложений:

  • скажите, ребята, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

(дети обращают внимание на портрет А.С.Пушкина)

  • чтение стихотворения ( автор: Крючкова Л.А.)

О, Пушкин! Ты живой! Через века, через года
Любовь к тебе не угасает.
В моём воображенье, в моих мечтах
Твой образ снова возникает.
Пленительность твоих стихов
Меня когда - то поразила.
Напевность, мелодичность слов
Однажды душу мне пронзила…
Ты говорил о русской старине,
О притчах, сказках, о поверьях.
Как любо было слушать мне
Рассказ историй сокровенных…

  • Кто он? Кем он был? Составим предложение.

(запись в тетрадь ответов учащихся:

А.С.Пушкин – великий русский поэт, писатель и сказочник.

Задание: выделите грамматическую основу, запишите на доске схему данного предложения, дайте характеристику предложению.)

  • вы читали сказки этого сказочника? (ответ учащихся)

Давайте с вами вместе вспомним эти сказки.

( на доске напечатанные отрывки из сказок А.С.Пушкина (или презентация):

  1. Зажжужал он и как раз
    Тётке сел на правый глаз,
    А ткачиха побледнела:
    “Ай!” - и тут же окривела.
    Все кричат: “Лови, лови,
    Да дави его, дави!..
    Вот ужо постой немножко,
    Погоди…” А князь – в окошко,
    Да спокойно в свой удел
    Через море прилетел.
    “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
    князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
  2. Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врёшь ты мне назло”.
    “Сказка о мёртвой царевне
    и о семи богатырях”.
  3. Ой вы, молодцы честные,
    Братцы вы мои родные,…
    Не сойти живой мне с места.
    Как мне быть? Ведь я невеста…
    “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
  4. Медлить нечего: “ Скорее!
    Люди, на конь! Эй, живее!”
    Царь к востоку войско шлёт,
    Старший сын его ведёт.
    Петушок угомонился,
    Шум утих, и царь забылся.
    “Сказка о золотом петушке”.
  • Обратите внимание на подчёркнутые слова: удел, угомонился. К какому словарю они относятся: к пассивному или активному. Найдите слова – синонимы из активного словаря к данным. ( государство, место жительства; успокоился)
  • как мы, ребята, запишем названия сказок А.С.Пушкина? почему?

(Запись в тетрадь ответов учащихся: Я читал сказки А.С.Пушкина: “Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказку о золотом петушке”.)

  • ребята, что вы заметили во всех отрывках?

(дети говорят о выделенных словах, читают их вслух. Учитель сообщает, что это междометия)

3. Работа по теме урока “Междометие. Правописание междометий”:
  • Чтение стихотворения Ц. Ангелова

Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово Ах!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово Ух!

  • Беседа с учащимися и запись в тетрадь:

- назовите, ребята, междометия, и запишем их в тетрадь в столбик. Что они выражают?

( на доске записать: Ах – страх, восторг

Ох – вздох, боязнь

Ой – беда, удивление

Эй – привлечение внимания

Ух – испуг)

  • Знакомство с теоретическим материалом учебника – стр. 26-27 и беседа:

- назовите, что ещё выражают междометия?

- почему в учебнике их называют особыми? (ответ ученика: потому что они не самостоятельные и не служебные слова, а отдельная группа слов)

- какими знаками препинания выделяются междометия на письме, а как в устной речи?

4. Закрепление материала по новой теме:
  • Чтение отрывка из стихотворения (автор: Крючкова Л.А.)

У Лукоморья я была с тобой
И видела Людмилу и Руслана.
Но вдруг картина изменилась предо мной,
И очутилась я у вражеского стана.
Мне страшно, Пушкин! Демоны кругом.
Они танцуют, веселятся и пируют,
Грозят мне расплатиться не добром,
Избавь меня от них, пускай уйдут и не пугают.

  • Выполним задание: по сюжетным картинкам из сказок А.С.Пушкина составьте предложения:
  1. Встреча Гвидона с Лебедью (Ах, это что за красота? - восторг)
  2. Царевна с царевичем в бочке плывут по морю (Ой ты, море, не волнуйся.- сожаление о происходящем с приказом)
  3. Белка песенки поёт (Ну и чудо! – удивление)
  4. Обращение к ветру и месяцу (Эй – призыв к вниманию)
  • Работа на карточках: Спишите и вставьте междометия на месте пропусков

(отрывки из сказок А.С.Пушкина):

“Дети, други!
Я помню прежние заслуги:
…,сжальтесь вы над стариком!
Скажите, кто из вас согласен
Скакать за дочерью моей?”
(О – восклицание и просьба)

…,витязь, то была Наина! (Ах – сожаление, досада)

А голова ему вослед,
Как сумасшедшая, хохочет,
Гремит: “…, витязь!..., герой! (Ай – восхищение)

….,дрожишь!

Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле! (Ага – восхищение, восторг)

(слова для справок: Ага, о, ай, ах)

5. Усложнение темы:

  • Междометия из повторяющихся частей, их правописание и отличие от звукоподражательных слов – теоретический материал на стр. учебника 28
  • Выполнение упр. 34 (устно)
  • Выполнение задания: распределите по столбикам междометия и звукоподражательные слова – 1. Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? 2. Вдруг раздался лёгкий звон,И в глазах у всей столицы Петушок вспорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился: ку-ка-ре-ку. 3.Царевна хочет Выйти к ней и хлеб взяла, Но с крылечка лишь сошла, Пёс ей под ноги и лает: гав-гав. 4. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха… 5. Ох ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел…

6. Подведение итога урока по теме: “Междометие. Правописание междометий”:

  • Беседа по теме урока
  • Выполнение теста:

1 вариант

  1. Междометия – это _______________________________________________________________
  2. Почему междометия – особые слова? _______________________________________________
  3. На письме междометия выделяются _______________________________________________
  4. Междометия надо отличать от ______________________________________________________
  5. Стрелками укажите, что выражают данные междометия

Увы - Призыв к тишине

Ай - Призыв откликнуться

Эх - Сожаление

Фу - Боль

Айда - Чувство решимости

Тс - Отвращение

Алло - Побуждение к движению

2 вариант

  1. Междометие выражает _______________________________ , но _______________________________________
  2. Какой частью речи является междометие
  1. самостоятельная
  2. служебная
  3. не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи.
  1. В устной речи междометия выделяются _____________________________________________________________
  2. Междометия и звукоподражательные слова
  1. одни и те же слова, то есть одинаковые
  2. разные слова
  1. Стрелками укажите, что какие чувства соответствуют междометиям

Призыв к тишине - Увы

Призыв откликнуться - Ай

Сожаление - Эх

Боль - Фу

Чувство решимости - Айда

Отвращение - Тс

Побуждение к движению - Алло

  • Чтение стихотворения “Посвящается Пушкину…” (автор: Крючкова Л.А.)

Любимы мой поэт! Мой добрый друг!
Убережёшь меня от всех тревог и зла.
Приятным ожиданьем вдруг
Я утомлюсь в стихах твоих надежды и добра.

Мир сказок и поэм меня зовёт,
Стихи, рассказы и романы тоже.
Душа моя наполнилась, поёт,
И я поэтом стану, может.

Ты спутник мой, путеводитель!
Прямой дорогою ведёшь.
Любовь к тебе не иссякнет, учитель.
В мир новых открытий меня ты зовёшь.

  • Беседа: Ребята, А.С.Пушкин нам сегодня открыл страну Междометию. Понравилась она вам? Чем понравилась?

7. Домашнее задание: *** 14, упр. 31.