"Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


«Виват Россия!»

Сценарий спектакля для дидактического тетра.

Действующие лица:

  • Голиков Иван Иванович  
  • Охранник
  • Алексей Михайлович  
  • Федор Алексеевич
  • Иоанн (маленький)
  • Марфа (маленькая)
  • Софья (маленькая)    
  • Петр (маленький)
  • Петр (взрослый)    
  • Екатерина I
  • Наталья Кирилловна  
  • Франц Лефорт
  • Писарь    
  • Демидов
  • Прокопий Возницын     
  • Исаак Ньютон
  • Крестьянки    
  • Дамы
  • Кавалеры на ассамблее

Сцена I.  В тюрьме.

В камере сидит арестант. К нему входят охранники и читают указ.

Охранник: «Ее императорское величество, Екатерина II, по случаю открытия в столице нашей, Санкт Петербурге  памятника государю, первому императору, Петру Алексеевичу, повелевают: Курского купца Ивана Ивановича Голикова, виноторговца, арестованного за злоупотребления… (Пауза. Купец волнуется, крестится, вытирает пот со лба.) по амнистии отпустить на волю».

Купец падает на колени, благодарит охрану, плачет. Затем выходит на свободу.

Голиков: (Потягиваясь, а затем крестясь) Благодарю тя, господи! И тебя, царь-батюшка, Петр Алексеевич, за великое чудо, за избавление от неволи. Вижу, что и на небе ты заступник наш, и на небе ты - Велик. Хочу я дать обет: за столь чудесное избавление от неволи обещаю написать историю деяний Петра Великого, и посвятить труду этому всю свою жизнь, сколько мне на роду написано, без остатка.

Сцена II.  Рождение Петра.

Музыка. М. Мусоргский «Рассвет на Москва – реке» 

(слайды 2-12) (Приложение 1) .

За столом сидит Голиков И.И. и пишет.

Голос за кадром (Голиков):

Многосемейный царь Алексей Михайлович в 1669 году испытал ряд семейных несчастий. Вслед за кончиной жены – царицы Марьи Ильиничны последовало новое испытание – смерть двух сыновей: Симеона и Алексея.

В тяжелое время семейных огорчений царь близко сошелся с Артамоном Сергеевичем Матвеевым, занимавшим тогда пост Головы московских стрельцов. Стараясь развлечься от семейного горя, царь часто заходил в дом  Матвеева, где не раз встречал племянницу хозяина, Наталью Кирилловну Нарышкину.

Скоро она так понравилась царю, что от разговоров с Матвеевым о приискании его бедной племяннице богатого жениха, он прямо перешел к признанию, что сам желает быть ея женихом, и просит благословить ее на венчание…

Алексей Михайлович ходит взад-вперед по сцене. Пытается кого-то позвать, потом резко передумывает. За сценой слышны женские крики. Затем все смолкает… и раздается плач младенца.

Вбегает дочь Марфа, кланяется царю.

Марфа: Царь-батюшка, государь Алексей Михайлович, хвала богу, царица Наталья Кирилловна разрешилась сыном. Осмелюсь сообщить: мальчик родился таким богатырем, что Симеон Полоцкий предсказывает, будто он наследует ваш престол и будет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

Ой, заболталась я, а ведь меня по делу послали. Нужна отцовская рубаха, чтобы младенца завернуть. Прошу, царь-батюшка, пожалуйте наследнику царскую рубаху.

Оба уходят.

Голос Голикова:

30 мая 1672 года у молодой царицы родился первенец – будущий император и преобразователь России Петр Великий. Но престол едва ли мог достаться новорожденному, ведь у него были два старших брата из рода Милославских.

Музыка. В. Ярушин  «Праздник в современной деревне». 

Сцена III.  Игры царевичей и царевен.

Играют Федор, Иоанн, Марфа, Софья, Петр.

Марфа играет куклами-оберегами. Софья читает книгу. Мальчики сидят в кругу, играя в ножички. Петр вскакивает.

Петр: Братцы-царевичи, давайте устроим потешную баталию, возьмем саблицы, да пойдем войной на турка, разобьем ворога!

Федор: Не могу я, братец, на ножки встать, больно тяжко мне, болят мои ноженьки. Какой из меня вояка!

Иван: И я не буду воевать, больно шумно пушки палят! А еще, вдруг меня ранят… или убьют. Страшно мне! Я лучше пойду к царевнам, там спокойней.

Петр: Тогда я один войной пойду, буду сам себе царь-государь! Виват, виктория!

Софья (вскакивая, отшвыривая книгу, сведя брови и подбоченясь): Да что ты мелешь, ты, простолюдина! Не бывать тебе царем!!! Ни в игре, ни в жизни!!! Это мы, Милославские, рождены править! А вы Нарышкины обязаны подчиняться, да раболепствовать! Убирайся!

Федор: Полно тебе, Софья. Чего нападаешь на мальца! Он брат нам, а стало быть, такой же царской крови, как и мы с тобой. А кому на роду царствовать написано, про то нам не ведомо. На то воля божья. Вон старший брат наш, царевич Алексей, наследник престола так и не дождался, помер раньше батюшки. Прости меня, господи. (Крестится). Вдруг и Петруша царем станет?

Софья: (Сквозь зубы): Ну, это мы еще посмотрим. А если братья робки, так ведь сестры есть. Чем я не княгиня Ольга?

Голиков: Много позже, после подавления стрелецкого мятежа, побывав в Новодевичьем монастыре, где под именем сестры Сусанны будет заточена Софья, Петр скажет: «Сколь умна, столь и злобна. А жаль, могла быть моей правой рукой!».

Музыка. С. Рахманинов «Рапсодия на тему  Паганини».

Сцена IV.  Учение Петра.

Голиков: (сидя за столом, пишет) Счастливому отцу было отказано в удовольствии видеть, как чудесно развивались великие силы сына. Прежде, нежели исполнилось Петру четыре года, Алексей Михайлович скончался, и осиротевшее сердце печальной царицы всю любовь и нежность обратило на детей своих Петрушу, Наталию и Феодору.

Так в 1676 году от Рождества Христова царем стал девятнадцатилетний Федор. И хоть  был он от рождения слаб здоровьем, не смотря на телесные страдания, душевные силы его были достойны знаменитого отца его.

Исполняя с величайшей точностью царские обязанности, Федор точно так же исполнял и семейственные. Горестная вдова царица Наталия Кирилловна часто была тронута до слез той нежной привязанностью, которую он оказывал к ней и к сыну ея.

Федор Алексеевич: (Входя к Наталье Кирилловне):Нижайший поклон вам, царица!

Наталья Кирилловна: Мое почтение, Ваше величество! Какими хлопотами пожаловали?

Федор Алексеевич: Заботами о крестнике нашем, царевиче Петре. Царевичу пятый год пошел, пора его к наукам определять.

Вбегает Петр, машет палкой..

Петр: Матушка, матушка, мы с войском неприятельскую крепостицу взяли!

Наталья Кирилловна (Прижимая к себе сына): Пощади, царь-батюшка! Малец еще Петруша! Ему мамки-няньки нужны, а не учителя!

Федор Алексеевич: Полно, матушка! Петруше на роду написано царствовать. А стало быть, надобно ему грамоту разуметь, для величия нашего царствия!

Наталья Кирилловна: Ну что ж, не вольна я перечить государю. Прошу лишь, прикажите отыскать человека кроткого и смиренного, божественное писание ведущаго.

Федор Алексеевич: Нашел я такого человека. Это Никита Зотов, подьячий из приказа Большой Казны.

Наталья Кирилловна: Знаю, что он доброй жизни и в божественном писании искусен.

Федор Алексеевич: Пусть патриарх благословит и ученика и учителя. Такова моя царская воля!

Голос за кадром (Голиков): Маленький Петр прошел Никитой Зотовым полагавшийся тогда курс наук – азбуку, т.е. чтение и письмо, выучил назубок часослов и псалтырь, евангелие и апостол.

Пристрастился любознательный царевич и к книжкам с «кунштами». Зотов сам показывал ему картинки, давал пояснения о событиях времен Владимира Святого, Александра Невского, Дмитрия Донского. Так в сознание юного и восприимчивого царевича входили сведения о прошлом Отечества, славных деяниях предков.

Музыка. А. Цфасман «Быстрое движение».

Голос за кадром (Голиков): Однако, уроки Зотова продолжались недолго, а вскоре прекратились совсем…Начались тревожные и волнующие события. В 1682 году скончался царь Федор Алексеевич. Наследниками были объявлены его братья: 16-летний Иван и 10-летний Петр. Однако не все согласились с идеей провозгласить царем Петра. Царевна Софья подбила на бунт стрельцов. В итоге объявили сразу двух царей – Петра и Ивана. Единственный случай в нашей истории. Правительницей при юных царях стала Софья.

Петр тем временем рос, учился, создавал «потешные» полки, которые учились брать крепостицы, палили из настоящих пушек. Он восстанавливал старый английский бот – «дедушку русского флота», заболев при этом морем. Однако, пока все это было игрой.

А Россия застыла в ожидании перемен…

Перемены наступили в 1689 году, когда Софья попыталась поднять новый мятеж. Но, оставшись без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. В 1696 году умирает Иван V, Петр становится единодержавным царем. А вскоре последовали и долгожданные перемены…

Прекрасная мысль сделать Россию похожею на просвещенные государства европейские светлела в гениальном уме Петра и ранее. Но только в 1697 году было решено снарядить большую дипломатическую миссию за границу. Возглавили ее три полномочных посла: генерал и адмирал Франц Лефорт, глава Посольского приказа Федор Головнин и думный дьяк Прокопий Возницын. Среди многочисленной свиты под именем Петра Михайлова укрылся и русский царь.

Сцена V. Великое посольство.

Петр: Ну что ж, господа, подведем итоги нашего путешествия. В столицу шведской Лифляндии нас даже не пустили. Позже мы им это припомним. Зато в Голландском городке Саардаме я поработал плотником, посмотрел заводы, верфи, мастерские.

Прокопий Возницын: Прошу прощения, государь. Но, смею заметить, что много зевак Вы собрали вокруг себя. Слухи о том, что русский царь сам машет топором и запросто ходит по улицам города, была воспринята, как диковинка.

Франц Лефорт: Зато пришлось перебраться в Амстердам, о чем Питер, я думаю, не жалеет. Ведь так, Питер?

Петр: Да, там я поработал на верфи Ост-Индской компании над сооружением корабля «Петр и Павел». А вечерами побродил по городу, научился чинить одежду, тачать башмаки, а еще… научился ловко дергать зубы! Правда, Франц?!

Франц Лефорт: Да уж, никогда не забуду доброту твою, Питер! Ну, если тебе так хорошо было в Амстердаме, почему же мы приехали сюда, на сырой, туманный Альбион? Чего ты ждешь здесь? И вообще, куда мы идем?

Петр: Не слишком много вопросов? Подожди, все узнаешь... В Амстердаме я научился топором махать, а я хочу по чертежам корабли строить. А такой премудрости только в Англии научиться можно. Вот поэтому мы и здесь. А сейчас мы прогулялись до Лондонского Монетного двора, где трудится великий ум нашего времени… Исаак Ньютон. Слыхали про такого?

Прокопий Возницын: Кто таков, за что такое звание великое?

Петр: Эх ты, темнота! Учиться тебе надобно! Про ньютоново яблоко слыхал? Ну да ладно, сейчас сам все увидишь.

Далее сцена идет на английском языке.

I N: Much respect to you. I was warned that the Russian tzar himself wants to see me. Glad to meet you, your majester.

Peter: Do not bow to my majester, it is me who bows before your wisdom. Heard about your great discovery.

I N: Many thanks for such close attention to my person. How did you like England?

Peter: It is great. I have been to Portmouth, the main foundation of the English fleet, leasned the theory of shipheilding, attendeed exercises of military ships. The life of the English admiral is merrier than the life of the Russian tzar.

I N: What do you, the monarch, think of our parliament?

Peter: It is funny to listen to subjects telling their crown the truth; there is what we should learn English men.

I N: I have heard how you, the tsar, spied on the meeting of the parliament on the roof from the acoustic room.

Peter: Yes, I did not want to bother the members of the parliament, did not want to confuse them. But now Huy can declare that they have seen the rariest thing in the world – the king on the throne, and the tzar on the roof.

Well, then. Thanks a lot for finding the time to come down to the sinful earth, and meet us, common mortals.

I N: Well, your magester. I will retell about this meeting to my grandchildren in my old age. I am proud that. I was honoured to speak to the Great Russian tzar.

Peter: Let’s think that your words will become prophecy. 

Голос за кадром (Голиков): таким ли, а может другим был этот разговор… История умалчивает.18 апреля Петр и Головин нанесли визит английскому королю Вильгельму III. Царь подарил ему алмаз огромной величины. Пребывание его в гостеприимной Англии заканчивалось. Кажется, он посмотрел и узнал все, что его здесь интересовало.

На обратном пути Петр побывал в Дрездене, где встретился с курфюрстом саксонским Августом I, в Вене, где побеседовал с «величайшим государем христианского мира» Леопольдом I.

Музыка. С. Рахманинов «Рапсодия на тему  Паганини».

Но неотложные дела, а именно новое выступление стрельцов заставили его спешно вернуться в Россию. Восстание было подавлено. А далее последовали такие перемены, о которых даже думать не могли…

Сцена VI.  В деревне.

Беседуют три крестьянки.

- Ой, бабоньки, что же это на Руси святой делается? Говорят, царь Петр, как простой работник сам топором машет, у немцев, прости господи, учится, мечтает корабль построить.

- Да не корабль, а корабли! Целую флотилию! Не зря он к нам под Воронеж пожаловал! А зачем ему это, не пойму. Сидел бы как батюшка его Тишайший в Москве, да правил народом.

- Ой, глупы вы, бабы! Ведь его батюшка, Алексей Михайлович тоже корабль строил. Вот сынок и старается по отцовым стопам идти. А старается для того, чтобы турка побить, да к морю Черному выйти.

- Да, уж ты, Авдотья, больно умна! А откуда, не пойму. Школы церковно-приходской не заканчивала, у бар в усадьбе не бывала. Ну-ка, говори, откуда тебе сие ведомо?

- И то, правда ваша, бабоньки. Отец мой с поморами долго жил, умеет ладьи строить. Вот его царь-батюшка и заприметил. К себе звал, расспрашивал, да просил пособить с кораблями-то.

- Ох! Насмешила! Где же видано, чтобы царь у раба своего что просить стал. Ведь все на Руси его. Что захочет, то и возьмет.

- Нет, бабоньки, не похож царь на прежних-то. И росту небывалого, и косая сажень в плечах, и взгляд, что у орла, насквозь пронизывает. А ежели кто много знает, да не тушуется перед ним, больно он доволен - как с барином разговаривает.

- Может то и правда, да нам то от этого не легче. Ходят слухи, что будут мужиков по деревням собирать, да в какие-то рекруты записывать. А как же нам без мужиков. Нам без мужиков никак нельзя! Дом подновить, в поле вспахать, опять же какая, никакая. А защита!

Музыка. Р.Н.П. «Винят меня в народе» в обр. А. Шалова.

Крестьянки сидят,  вздыхают.

- Ну, да ладно, расскажу вам, что от отца даве слышала. Царь решил брать от каждой деревни по 2-3 рекрута для армии, да для флоту царского. Далеко ли до войны с турком окаянным, басурманом неправоверным. А этих рекрутов обучат делу военному, вот они и разобьют ворога!

- Да нам-то что за польза от той войны? Мужиков позабирают, да поубивают, вот вся и польза! Беда одна!

- Да не нам про то судить! Царь выше сидит, дальше глядит! Все, что грядет, ведает!

- И то, правда твоя, Авдотья. Пошли-ка за околицу, скот с пасева встречать, а то прозеваем. Вот тут нам война-то и будет!

Сцена VI.  Петр и Демидов.

Голос за кадром (Голиков): Война с Османской империей была отодвинута на время. А вот война со Швецией стояла на пороге. Война за Балтийское море, война  северная, война, длившаяся двадцать один год. Уже случился «конфуз под Нарвой», когда 34-тысячная русская армия была разбита 12-тысячным отрядом Карла XII. Уже шведы решили, что участь России известна, принялись за Речь Посполитую…

Тем временем Петр развернул лихорадочную деятельность.

Петр (диктует писарю, сидящему за столом): Первое: повелеваю все старые пешие и конные части распустить, на их основе создать полки новые: солдатские, рейтарские и драгунские. Второе: Полки Преображенский и Семеновский, как самые надежные и не дрогнувшие в бою преобразовать в гвардейские. Третье: увеличить производство ружей, пушек, сабель и различного солдатского снаряжения …

Писарь: Осмелюсь заметить, Ваше Величество, чтобы ружей больше выпускать, мало одного слова, даже Вашего.

Петр (в гневе): Молчи, собака! (Успокаиваясь): Да неужто я сам не ведаю того?! Да только, что прикажешь делать, мастеров у нас толковых нет, как в Англии-то.

Писарь: Ой ли, царь-батюшка? А помнишь ли ты, как в Туле месяц назад был? Да как аглицкие сломанные пистолеты отремонтировать велел?

Петр: Как не помнить, мастер там один дюже сильный был, рубль серебряный пополам сгибал. Как бишь, его зовут? Никита Демидов?

Писарь: Никита Демидович Антуфьев – мастер-оружейник. Да он сегодня прибыл, аудиенции просил, говорит, пистолеты-то отремонтировал.

Петр: Так что ж ты молчал-то, дурья твоя башка!? Зови его скорее сюда.

Писарь уходит.

Музыка. Троцюк  «Звени, звени, златая Русь!»

Писарь возвращается с Демидовым.

Демидов (кланяясь протягивает пистолет): Изволь, царь-батюшка! Выполнил я работу, как и обещал, в срок!

Петр берет, смотрит пистолет, нахваливает: Хороша работа аглицкая! Просто загляденье! Куда нашим мастерам до них! Ладно хоть отремонтировать могут. Посмотрите, какая тонкая работа!

Демидов: Не гневись, царь-батюшка, Петр Ляксеевич. Изволь-ка взглянуть вот на эту работу. (Подает другую шкатулку). Вот те пистолеты, которые ты мне ремонтировать дал. А первые я сам по аглицким образцам сделал. Вот так.

Петр (обнимая мастера, радостно): Вот так плут, вот так чертяка! Порадовал ты мое сердце! Утешил ты мою душеньку! Ну-ка расскажи о себе, кто таков, какого роду – племени.

Демидов: Я – мастер-оружейник. Пару лет назад построил свой первый завод на реке Тулице. Сам, без казенной помощи. Думаю я, что надобно больше заводов по Россее строить, так как война много металла потребует. А прознал я, что за Уральским хребтом руды найдены. Да только места там неосвоенные, дикие.

Петр: А если я передам тебе те земли, просто так, возьму, да подарю!? Сможешь ли и там, за Уралом завод построить?

Демидов: А почему нет? Сила в руках имеется, голова пока на плечах держится. Можно рискнуть!

Петр: Ай да Никита, Демидов сын. Такого не страшно и в ад отправить, все сделает, с любым заданием справится! Эй, писарь, пиши-ка скорее указ: «Передать в вечное владение Никиты Демидова и его наследников заводы, которые он построит на земле Уральской.

Рудному приказу, созданному для организации работ по сыску руд золотых и серебряных и иных, оказывать ему всяческую помощь и не чинить препятствий. Так повелел я, самодержец Российский, Петр Алексеевич».

Демидов: Благодарю за доверие, Ваше Величество, живота не пожалею, чтобы доверие ваше оправдать.

Голос за кадром (Голиков): И Петр не прогадал. К 1720 году правительство основало на Урале четыре завода, а частный капитал – пять, из которых три были пущены Никитой Демидовым и его сыном Акинфием.

Музыка. Троцюк «Звени, звени, златая Русь!»  (Слайды 60-66).

За эти годы много воды утекло, много нового в России создано. Развивается промышленность и торговля. Построена новая столица – Санкт-Петербург. Изменился образ жизни высшего сословия.

В конце 1718 года население столицы было извещено о введении ассамблей.

Сцена VII. Ассамблея.

Петр: Повелеваю устраивать в столице ассамблеи. Слово это французское. Оно означает некоторое число людей, собравшихся вместе для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи должны являться высшие офицеры, вельможи, корабельные мастера, богатые купцы вместе с женами и дочерьми на выданье. Хозяева, к которым съезжаются гости должны предоставить помещение, легкое угощение, столики для игр, свечи.

Зала, в которой собираются дамы и господа. Гости беседуют, играют в шахматы.

Группа девушек.

- Вы слыхали, что на Красной площади в комедиальной храмине намедни конфуз приключился? Незадолго до первого апреля немецкие актеры объявили в афишке своей, что в этот день будет ими представлена невиданная доселе пьеса. Собрались зрители, говорят, сам государь приехал…

-Ну, и что? Не томи!

- А, ничего! Прозвучала увертюра…

- Что?

- Ну, вступление музыкальное. Поднялся занавес… А там только белая стена, на которой написано «Первое апреля!»

- Могу себе представить, как осерчала публика! Какая неуместная шутка!

- Ничего подобного. Потому, что сам государь не сердился, а смеялся, объясняя это тем, что в Европе празднуют день одураченных. А выходя из театра сказал: «Вот вольность комедиантов!»

- Ох, больно добр наш государь! Всех прощает, над всем посмеивается.

- (Шепотом) Не скажи. Вспомни, в июне закончилось дело опального царевича Алексея. А каков приговор? Смертная казнь. Сына родного не пощадил.

- Свят, свят. Да ведь он о пользе Отечества старается. Что было бы, если бы Милославские старые порядки вернули?

- Сидеть бы нам опять в терему, да вздыхать тайком. А сейчас мы на виду, с нами мудреные беседы ведут, танцы заморские танцуют.

- Да ведь оно и понятно, посмотрите-ка, как держится государыня Екатерина. Не боится мужу перечить.

- Да что там перечить, говорят, что только она может буйный нрав государя усмирить. Не слышали историю с орденом Святой Екатерины?

- Нет… Ну-ка, расскажи!

- Давненько это приключилось, еще в 1711 году, во время Прутского похода. Говорят, Екатерина отправилась в поход вместе с мужем. Около реки Прут наша армия была окружена 200-тысячной армией турок. Для переговоров с турками отправили известного дипломата Петра Павловича Шафирова. А Екатерина отдала ему все свои драгоценности для подкупа визиря. Шафиров подписал нужный договор и турки выпустили русскую армию из окружения.

- Вот это любовь! А что потом?

- А государь в 1714 году повелел создать орден Святой Екатерины: овальный медальон в алмазной оправе. И девиз «За любовь и Отечество». И первый орден возложил на Екатерину Алексеевну.

Входит слуга.

Слуга: Пожаловали государь с государыней.

Входят Петр и Екатерина. Все кланяются.

Петр: Приветствую вас, господа! Благодарю радушных хозяев, не пожалевших свечей и угощения.

Екатерина: Полно, Петр Алексеевич, все танцев заждались, пора ассамблею открывать.

Петр: И то правда. Музыканты! Начинайте!

Музыка. И.С. Бах. Менуэт.  

Присутствующие исполняют менуэт.                    

Екатерина: Как хорошо, государь, вы это придумали, с ассамблеями.

Петр: Ну, до Парижских балов  нам еще далеко. Хотя начало уже положено.

Вбегает слуга.

Слуга: Срочная депеша, ваше величество. Из самого Ништадта!

Петр: Давай скорее, не томи! (читает). Господа, радость! Шведы подписали мир! Северная война, длившаяся 21 год, закончена! Балтийское море наше! Да здравствует победа! Да здравствует Россия!

Все: Виват Россия!

Музыка. Н. Малыгин  «Колокола Ипатьевского собора»

Литература.

  1. Балязин В.Н. Тысяча занимательных сюжетов из русской истории. М.: 1995.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: 1989.
  3. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала. Екатеринбург. 2005.
  4. История России. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М.: 1996.
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: 1994.
  6. Мельчакова О.А. Демидовы – творцы материальной культуры Урала. Екатеринбург.: 1999.
  7. Трехсотлетие дома Романовых. М.: 1991.
  8. Черникова Т.В. История России  XVII- XVIII в.в. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.:2000.

Приложение 2.