Открытый урок по русскому языку (4-й класс)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос чем?
  2. Повторить изученное о дополнениях, закрепить умение находить дополнения, отвечающие на вопрос чем? в предложениях.
  3. Продолжить работу над морфологическим разбором, разбором по составу слова.

Оборудование:

  • таблицы,
  • карта,
  • тест,
  • кораблик,
  • ПК.

1. Организационная часть.

  • Психологический настрой: пожелания друг другу добрых слов.

“Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- На этом уроке мы отправимся на корабле “Волна” по грамматическому морю в остров “Чунга – чанга” . Это будет необычное путешествие. Во время путешествия мы узнаем о дополнениях, отвечающих на вопрос чем ? Будем составлять предложения, разбирать слова по составу.

Карта – кораблик. ПК.

2. Фонетический разбор.

- Готовы ? Мы вышли в открытое море.

По морям, по волнам

Нынче здесь, а завтра там.

Мы приплыли к острову “Фонетика”.

- Ой, здесь льет дождь. Давайте остановим дождь.

- Сделаем фонетический разбор слова: льёт.

Если мы правильно разберем слово, то дождь кончится, и мы сможем дальше плыть.

  • Работа в тетрадях.
  • Проверка. (Цепочкой)

3. Объяснение новой темы.

- Путешествие продолжается.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.

По нашему курсу остров “Новый”.

Значит, мы узнаем здесь что – то новое.

  • Работа по таблице.
Заниматься
Болеть чем ?
Чистить

- Составляем словосочетания.

- А теперь предложения. Поставьте вопросы. ( Часть речи, падеж, род, окончание)

- Обобщающая таблица.

Мужской род

Средний род

Женский род

Множеств число

- ом

-ем

- ой; - ей;

- ою; - ею

- ами

- ями

- Они в предложении бывают каким членом предложения ?

Вывод:

Дополнения, отвечающие на вопрос чем? выражаются именами существительными в творительном падеже.

- Что нового мы узнали на острове “Новый”?

4. Закрепление.

- Наше путешествие продолжается. Опять вышли в открытое море. Давайте поработаем на палубе.

  • Работа по учебнику.
  • Составление предложений.

5. Разбор предложений по членам предложения.

А теперь будем сгребать веслами.

- Утром матросы вымыли щеткой палубу.

Моряки славились хорошими делами.

6. Морфологический разбор слова.

У матросов нет вопросов,
У матросов нет проблем.

Сделаем морфологический разбор слова: щеткой.

7. Склонение имен существительных.

- Ой, начинается буря. Мы попали в шторм.

Волны пенятся,
Мачты кренятся.

- Давайте быстро просклоняем слова: шторм и волна.

- Проверка. (цепочкой)

- Молодцы, справились. Буря улеглась.

8. Физкультурная минутка.

- А теперь после шторма отдохнем.

- Танец “Моряки”.

9. Работа по учебнику.

- Тревога! По курсу шлюпка!

- А там рыболовы.

- Упр. 449 “Рыбаки”

- Читаем, открывая скобки.

- Укажите однородные члены предложения. На каком падеже стоят?

10. Разбор по составу слова.

- Мы поможем веселым рыбакам наловить много рыб.

Для этого нужно разбирать слово по составу:

Наловили рыбаки.

11. Повторение.

- Давайте продолжим наш путь. Куда мы плывем?

- А вот остров “Черный”

- Здесь, оказывается, живут больные звери, поэтому он так и назван.

- А ну – ка , матросы, поможем им.

- Открываем учебники, находим упр. 152

Давай определим, какими болезнями заболели звери и вылечим их.

  • Словарная работа: коклюш, корь, воспаление легких.
  • Составление предложений.

12. Мини – тест.

Обведи правильный ответ кружочком:

- Дополнения, отвечающие на вопрос с кем? с чем? выражаются:

а) именем существительным и местоимением.

б) именем существительным и глаголом.

Образуй от данных слов существительные в творительном падеже:

а) брат – с ………………

б) лиса – с……………….

в) ведро – с ……………..

Подчеркни существительное в творительном падеже:

- палка, песней, звезде, душой, друга, морями, домом.

Каким членом предложения является:

- Я пошла с братом в лес.

- Я -

- с братом -

А) Второстепенный член А) Подлежащее
Б) Подлежащее Б) Второстепенный член
В) Сказуемое В) Сказуемое

- Поплыли дальше.

По морям, по волнам
Нынче здесь, а завтра там.

- Вот и остров “Чунга – чанга”.

13. Обобщение.

- Каким у нас получился урок?

- Молодцы ребята, славно потрудились. Всем спасибо за урок.