Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме "П.П. Ершов. "Конек-Горбунок"

Разделы: Литература


Тема урока:  П.П. Ершов «Конек - Горбунок».

Цели урока: знакомство с фактами биографии П.П. Ершова; с сюжетом и героями сказки «Конек - Горбунок»; развитие интереса к литературной сказке.

Оборудование: портрет писателя, видеосказка «Конек - Горбунок».

Словарная работа: Конек – Горбунок, оковы, смекнули, детина, суседки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме.

1. Вступительное слово учителя.

- Нет, наверное, такого человека, который не любил бы читать сказки. С замиранием сердца следим за развитием событий, переживаем за сказочных героев, которые преодолевают препятствия, защищают слабых. А еще, читая сказки, мы осуждаем и смеемся над такими чертами, как жадность, лень, трусость.  Сегодня на встречу со сказкой Ершова «Конек - Горбунок» мы пригласили известного Ученого – литературоведа, знатока творчества Ершова, и артистов – скоморохов. Мы решили рассказать о «Коньке – Горбунке» и серьезно и весело. А вы нам поможете. 

2. Итак, начинает сказка сказываться…

Первый скоморох.

За горами, за лесами,
За широкими морями.
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.

Второй скоморох.

У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Третий скоморох.

Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.

Первый скоморох.

В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.

Второй скоморох.

Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать.

Третий скоморох.

Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.

Учитель. А что произошло дальше? Поймали ли «злого вора»? И кто это сделал, как вы думаете, ребята? (Ответы детей).

Учитель. Да, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушечка – конек ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами».

Ученый. А вы знаете, что Ершов выдумал этого конька сам? Такой «игрушечка – конек» в литературе появился впервые из-под пера Ершова. Конек – Горбунок недаром говорил, что
Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня другого;
Как пущусь да побегу.
Так и беса настигу.

Учитель. А вы помните, какие дела – подвиги свершили два друга, Иванушка и Конек – Горбунок?

Первый скоморох.

Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,
Находясь на службе царской
При конюшне государской.

Второй скоморох.

Как в суседки он попал.
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу…

Третий скоморох.

Как он ездил за кольцом,
Как на небе был послом,
Как он в Солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье…

Первый скоморох.

Как, числу других затей,
Спас он тридцать кораблей…

Второй скоморох.

Как в котлах он не сварился…

Третий скоморох.

Как красавцем учинился…

Скоморохи (хором).

Словом: наша речь о том,
Как он сделался царем.

3. Знакомство с биографией П.П. Ершова.

Учитель.

Самое удивительное, что сказка была написана совсем молодым человеком. Как удалось юноше создать такое удивительное зрелое произведение?
Рожденный в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов.
Питомец северной природы
И горе тягостных оков.
Я был приветствован метелью
И встречен дряхлою зимой,
И над младенческой постелью
Кружился вихорь снеговой…
Так позже о своей родине, огромной и суровой Сибири, писал Ершов.

Ученый. Да, он родился в Сибири, в селе Безруково Ишимской губернии, в феврале 1815 года. В семье Ершовых было 12 детей, но все они умерли в детстве, кроме двух мальчиков – Николая и Петра. Маленький Петя тоже страдал припадками, пока его болезнь не «продали» нищему. Был такой старинный сибирский обряд.
Мальчик выжил. Он был послушным, тихим, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака.

Учитель. Очень много событий, обычаев сибирской жизни Ершова нашло отражения в сказке.

Ученый. Иванушка – герой смелый, отважный, находчивый, честный. Он весел, добродушен, верен слову, никому не желает зла, поэтому очень удачлив.

Третий скоморох. А дурачком он вовсе не был. Это маска, укрывающая Ивана от докучливых и злых.

Ученый. Но мы отвлеклись от нашего разговора о самом Ершове. В детстве он вместе со своей семьей много ездил по Сибири. Потом была учеба в Тобольской гимназии, в Петербургском университете. В 1834 году девятнадцатилетний Ершов сочинил сказку «Конек - Горбунок» и сразу стал знаменитым, его сказку читали все.

Второй скоморох. А что с Ершовым стало после создания сказки?

Учитель. После окончания университета Ершов преподает в родной Тобольской гимназии.

Ученый. П.П. Ершов претерпел много тягот. Бедность, неудачи, смерть детей.  Болезни преследовали его.  Он умер в 1869 году, 53 лет от роду.  Хоронил его весь город. Бессеребреник Ершов умер бедным, но оставил народу сокровище – сказку «Конек - Горбунок».

Учитель. За игровой склад, за удивительные приключения, за красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька – Горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку.

III. Просмотр  видеосказки «Конек - Горбунок».

IV. Беседа по восприятию:

Учитель:

- Сказка «Конек - Горбунок» - какая сказка?
- Какие художественные признаки литературной сказки вы сразу можете назвать?
- В сказке «Конек - Горбунок» можно выделить положительных и отрицательных героев?
- Кто здесь положительный герой?
- Он похож на положительного героя народных сказок?
-  А кто отрицательные герои в этой сказке?
- Во всех литературных сказках положительные герои отличаются главными чертами: добрый, любит свою родину, приветливый, справедливый, храбрый, сообразительный – все эти качества положительного героя роднят литературную сказку с чем?
- А вот зло – это плохие качества человека: жадность, глупость, зависть, подлость, лживость. Они могут быть в каждом человеке в большей или меньшей степени, и сказка П.П. Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, если хочешь быть хорошим человеком
- достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены  не в каких - нибудь фантастических существах, а в простых (да и не в простых – в царе!) людях. Поэтому сказка такая живая.
- Какие моменты сказки вам наиболее понравились?
- Можно ли встретить такого Ивана в настоящее время?
- Каким вы представляете себе автора этой сказки?
- Таким образом, мы вновь убеждаемся, что народное творчество прекрасно, оно выработало общенародный идеал, нацеливало молодое поколение на воспитание в себе лучших качеств. Но литературное творчество богаче, глубже, значимее. Оно отражает идеалы писателя или поэта, показывает его мастерство и талант. П.П. Ершов, несмотря на то, что написал всего одну сказку – показал себя гениально талантливым сказочником. Поэтому его произведение читали,  читают и будут читать еще многие – многие поколения.

V. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.