Информационно-поисковый проект "Моим стихам… настанет свой черед" (сложная судьба Марины Цветаевой)

Разделы: Литература


Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
В.М. Шепель

В последнее время в школе все более широкое распространение получают современные технологии, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие и осознанные знания, прочные умения и навыки. Привлекают своей демократичностью, возможностью организовать детское сотрудничество, с беспрерывной передачей знаний, новыми возможностями развития и воспитания личности в процессе обучения и, наконец, хорошими результатами. Такие уроки направлены на организацию общения учащихся друг с другом и учителем в учебном процессе. На своих уроках я использую информационно-поисковые проекты, с целью заинтересовать учащихся личностью писателя или поэта, увлечь их чтением литературных произведений как прозаических, так и поэтических. Такая работа учит отбирать материал, соответствующий заданной теме, взятый из разных источников, умению эмоционально рассказывать текст, читать стихотворения. Проекты требуют большой подготовки и имеют определенную схему (Приложение 1)

Информационно – поисковый проект

Тема:«Моим стихам..настанет свой черёд.» (Сложная судьба Марины Цветаевой).

Цель: повысить эффективность обучения, заменяя традиционные уроки новыми современными технологиями, заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой; увлечь их политическим творчеством, в котором и верность России и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь.

Учебные задачи:

  1. Совершенствовать навыки логического мышления и понимания;
  2. Развивать самостоятельность и инициативу учащихся;
  3. Формировать умения работать с книгой, со справочной литературой;
  4. Сосредотачивать внимание учащихся на самом нужном материалом;
  5. Обеспечивать более прочное освоение материала.

Воспитательные задачи:

  1. Вызвать интерес к предмету;
  2. Формировать ответственное отношение к учебному труду, чувство товарищества, коллективизм;
  3. Углубить знания о жизни и творчестве поэтов и писателей, обсудить вопросы, связанные с психологией творчества и человеческими взаимоотношениями.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

(Приложение 2 –слайд 1-2).

Всё понять и за всех пережить
М.Цветаева.

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Всё в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца.
Такой была и судьба М.Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины двадцатого века. Всё в её личности и в поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность её поэтического слова, а вместе с тем и досадная обречённость жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним, вне самых насущных запросов и требований эпохи. Со страстной убеждённостью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самим собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, - обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями личной судьбы.

II. Выступления учащихся

В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале
Политехнического музея проходил «вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг...словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у зрителей. (Приложение 2 –слайд 3).

Это была М.Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали, или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторониться общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчуждении. И поэтому её появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему. (Приложение 2 –слайд 4). Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал...и преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Многие годы и даже десятилетия широкая читательская аудитория была лишена возможности обращаться к её многогранному творчеству - книги Цветаевой практически не издавались. Теперь положение изменилось, но всё-таки мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.

Где же истоки таланта? (Приложение 2 –слайд 5). 26 Сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств и Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки, родилась дочь Марина. В пору ее рождения на излете осени и преддверии зимы, жарко плодоносит рябина. Она станет как бы символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обреченно пылающей высоким багряным костром. (Приложение 2 –слайд 6,7).

Из воспоминаний М.Цветаевой: «Когда вместо желанного, предрешённого сына Александра родилась всего только я, мать сказала: По крайней мере, будет музыкантша».Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма»,мать только подтвердила: «Я так и знала,» - и
тут же принялась учить меня музыки. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, в музыку». Музыка у М. Цветаевой обернулась лирикой. (Приложение 2 –слайд 8,9). Шло время, и Марина из круглолицей девочки превратилась в невысокую
светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери (с 1902 года болела туберкулёзом). У неё появилась более глубокая страсть - книги.

Из воспоминаний матери: «Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?» С шести лет Маруся (так называли её в семье) писала стихи не только на русском, но и на французском, и на немецком языках. Теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. В восемнадцать лет она уже была автором сборника «Вечерний альбом», который привлекает своей непринужденной, ничем не «зажатой» искренностью. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим
впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс.» (Приложение 6)

(Приложение 2 слайд 10, 11). Они встретились - семнадцатилетний - восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на пустынном волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый с поразительными, огромными глазами. (Приложение 2 слайд 12).

Заглянув в них и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он подойдёт и подарит сердолик, выйдет за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих глаз от её зелёных,- и вложил ей его в ладонь, который она хранила всю жизнь. (Приложение 4), (Приложение 2 слайд 13).

Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. В сентябре родилась дочь Аля- Ариадна Эфрон. Удачный литературный дебют, счастливый брак, рожднеие дочери, что так или иначе составляло радость бытия. Талант ее развивается. (Приложение 5)

(Приложение 2 слайд 15). 1913 год. Крым. Рядом с Мариной - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила сё в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её - во внутреннем. 13 апреля 1917 года у М.Цветаевой родилась вторая дочь - Ирина. Начались самые трудные и драматические годы, заполнившиеся «самыми черными, самыми чумными, самыми смертными:

Из дневника: «Живу с Алей(6 лет) и Ириной(2 года 7 месяцев) в чердачной комнате, бывшей Серёжиной». Муки нет, хлеба нет. (Приложение 2 слайд 16, 17). Муж находился в рядах белой Добровольческой армии, от него третий год не было вестей. Лишь позднее выяснилось, что Эфрон волною отступления был унесён в Чехию, став эмигрантом. Положение Цветаевой, жены белого офицера, оказалось двусмысленным и тревожным, а её характер, резкий и прямой, делал такое положение ещё опасным. В голодные годы Цветаева была поставлена перед трагическим выбором: у нее не было возможности прокормить обеих девочек, и младшую Ирину она была вынуждена отдать в приют, где девочка умерла от голода 2 марта 1920 года. (Приложение 2 слайд 18).

Помимо жизненных трагедий Цветаева переживает творческую драму: обе ее книги «Версты» оказались непонятыми читателями. Все это усилило ощущение собственной ненужности в России. Но главной причиной ее эмиграции стало стремление воссоединиться с мужем. Весной 1921 года И. Эренбург одним из первых советских граждан поехал за границу. Цветаева, попросила разыскать её мужа. Удалось узнать, что он жив и находится в Праге.

«Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, - я буду ходить за Вами, как собака».

Начались хлопоты о заграничном паспорте. Цветаева эмигрировала, покинула Россию, направившись в Прагу, где находился муж, порвавший с «белым движением». Начались долгие годы эмиграции. Берлин, Прага, Париж. Духовное одиночество, частичная изоляция, трудное, а подчас полунищенское существование не сломали Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по родине.

Всяк дом мне чужд,
Всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…

В эмиграции родился сын Георгий. В эмиграции Марина была мучительно одинока. За свою предельную искренность и гуманность, за субъективную честность она расплачивается тем, ее перестали печатать в эмигрантской прессе, ограничив возможность зарабатывать на жизнь. Отчужденность от эмигрантской среды была связана и с позицией, занятой ее мужем. В начале 30-х годов С. Эфрон подал прошение о получении советского паспорта. Условием было его участие в работе «Союза возвращения», курируемого органами НКВД. Замешанный в ряде скандалов, С. Эфрон был вынужден бежать из Франции. Эмиграция отшатнулась от жены «агента Москвы», хотя Марина была далека от политики. Она просто разделяла долю своей семьи. Встал вопрос о возвращении в Россию. Она думает прежде всего о близких. В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину (муж и дочь к тому времени были уже на родине).

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и дочери Али. С. Эфрон вел большую организационную работу в Союзе единомышленников, ему помогала дочь Ариадна. Марина фактически ничего не знала о их работе. Эфрон был расстрелян, а Ариадна сослана. Началась война, против своей воли была вынуждена эвакуироваться. Сначала — Чистополь, где не нашлось ни работы, ни жилья, потом - Елабуга, где тоже не оказалось работы. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. Органы НКВД не спускали с нее глаз, ее пытались шантажировать. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. «Жить — это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную, суровую игру слов.).» (Приложение 2 слайд 19). Череда неурядиц преследовала Марину. Найти своё место в этом мире, обрести счастье, ей уже было не суждено. В состоянии одиночества, покинутости всеми близкими, в том числе и сыном, с которым произошёл духовный разрыв, в состоянии душевной депрессии она покончила жизнь самоубийством. В одной из предсмертных записок –строки: «А меня простите – не вынесла». Это произошло 31 августа 1941 года, в свою любимую рябиновую пору, накануне листопада. (Приложение 2 слайд 20,21).

В 1943 году сестре М. Цветаевой - Анастасии - пришла страшная телеграмма: «Марина погибла два года назад, 31 августа». (Приложение 3). Такой черед настал. Теперь М. Цветаева –общепринятый классик русской поэзии, одна из ее вершин. (Приложение 2 слайд 23). Лишь много лет спустя после ее смерти на кладбище (на месте предполагаемой могилы) М. Цветаевой была поставлена надгробная доска: «Низко кланяемся Вам, несравненная Ивановна! Простите нас за всё!» (Приложение 2 слайд 24, 25).

III. Вывод. Слово учителя.

Прослеживая сегодня, жизненный путь М. Цветаевой, переписывая вместе с ней, читая стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. И хочется помочь, и не можешь. И думаешь: может она в чём-то виновата, перед людьми, перед своей страной? Ведь трагический конец - самоубийство! - как раковое наказание, но за что? И нет ответа, как нет ответа на вопрос - мольбу: «Мой милый, что тебе я сделала?» «Песня к милому». (Приложение 2 слайд 26). Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжёлые минуты: что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшим из несчастных, самым обездоленным их всех человеком? О смерти она задумывалась и писала ещё в двадцатилетнем возрасте, писала как о неизбежном, но немыслимом: (Приложение 2 слайд 27). Истинная поэзия, конечно же, волшебница, а волшебство необъяснимо. Чудо, оно и есть чудо. Секрет поэзии - в душе и в разуме, а сердце и в воображении. (Приложение 2 слайд 28, 29).