Программа элективного курса "Аранжировка цветов"

Разделы: Технология


Выбор данного курса продиктован жизнью. В условиях рыночных отношений овладение умениями и навыками, благодаря данному курсу, поможет учащимся адаптироваться в обществе и реализовать себя как в государственном секторе так и в частном.

Цель этого курса - развитие у учащихся умения видеть прекрасное, умение создавать прекрасное и беречь его.

Задачи курса заключаются в их направлении на реализацию компетентностных подходов в развитии регионального образования и предполагают:

  • выявление и развитие личностных способностей ученика в определенной сфере деятельности, успешной адаптации в социокультурной среде региона;
  • формирование у учащихся технологической культуры, как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для деятельности в новых социально-экономических условиях;
  • создание условий, обеспечивающих включение личности в деятельность, ее максимальной самореализации в соответствии с определенным уровнем;
  • профессионально-ориентированную подготовку к трудовой деятельности, как средство развития личности и ее профессионального самоопределения.

В жизни любого человека большую роль играет эстетическое воспитание, широкое развитие творческой деятельности, разумная и полезная организация досуга. Одно из действенных средств в этом деле можно с уверенностью назвать искусство цветочной аранжировки и изготовление цветов из ткани.

Составление композиций из цветов, изготовление цветов из ткани воспитывает тонкий художественных вкус, помогает почувствовать прелесть естественных форм, линий и красот, развивает наблюдательность. В общении с прекрасным легче и быстрее развивается чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, стремление оберегать и приумножать ее богатства, формирует нравственную и духовную культуру.

Проведение занятий формирует у учащихся познавательную активность, творческие способности, профессиональное мышление, а также способствует развитию научного мировоззрения, нравственного сознания и нравственных идеалов.

На занятиях учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством, обучаются приемам и технике аранжировки цветов, технологии изготовления цветов из ткани.

Занятия помогают закрепить умения и навыки самообразования, воспитывают добросовестное отношение к труду, взаимовыручку, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность.

Данный курс развивает у учащихся мышление, память, наблюдательность, глазомер, воображение.

Теоретический раздел курса включает основные понятия, принципы и правила составления композиций и изготовление цветов из ткани, особенности работы с различными природными материалами и тканью.

Практическая часть поможет учащимся на практике применять полученные знания, выполнять композицию различной тематики, изготавливать цветы из ткани и оформлять композиции с использованием природного материала.

Программа рассчитана на 2 года обучения по 2 часа в неделю:

1-й год - 34 часов, 2-й год - 34 часов. Материал рассчитан на учащихся 8-9 классов, но можно использовать различные разделы программы как самостоятельные курсы для учащихся 6-7 классов с учетом их возрастных особенностей.

Данная программа обеспечивает наполнение вариативной части учебного плана (школьный компонент).

Занятия этого курса можно проводить в кабинете технологии (обслуживающий труд), так как он отвечает условиям, необходимым для организации трудовой деятельности учащихся.

Для проведения занятий требуется следующее оборудование:

рабочие столы, доска, наглядные пособия

В комплекс приспособлений входит: гладильная доска, утюг, вазы, набор инструментов для аранжировки цветов и набор инструментов для изготовления цветов из ткани.

Для выполнения изделий нужен следующий материал и оснащение: рамы деревянные, резиновые подушечки (мягкие, полутвердые, твердые), картон, цветная гофрированная бумага, пластилин, проволока, вата и др.

Контроль знаний и умений учащихся можно проводить в форме творческих, тестовых и групповых заданий, а также в виде выставок работ учащихся в течение года.

1-й год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Особенности сохранения срезанных цветов;

  • Правила обработки растений, приемы;

  • Правила этикета;

  • Правила составления букета;

  • Требования, предъявляемые к выбору вазы при составлении композиции;

  • Разновидности держателей и применение их;

  • Художественно-композиционные принципы;

  • Основные черты икебаны;

  • Технологию изготовления декоративных цветов;

  • Технология изготовления отделочных цветов;

  • Особенности оформления композиции

Учащиеся должны уметь:

  • Организовывать рабочее место;

  • Обрабатывать растения и продлевать жизнь срезанный цветов

  • Составлять букет из живых цветов;

  • Устанавливать (укреплять) растения в вазе;

  • Составлять композиции с учетом основных черт и художественно-композиционных принципов;

  • Видеть и выбирать форму аранжировки;

  • Определять длину и размеры используемых цветов и веток;

  • Составлять зимний букет, выполнять новогоднюю композицию;

  • Изготавливать из материала основные детали (лепестки, листья, стебли и др.);

  • Собирать отдельные детали цветка в единое целое;

  • Оформлять композиции;

  • Изготавливать декоративное панно.

2-й год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила этикета;

  • Основные черты икебаны;

  • Основные стили

  • Основные формы: прямостоячая и наклонная;

  • Правила составления праздничных композиций и аранжировок;

  • Особенности составления зимнего букета;

  • Особенности изготовления цветов из ткани;

  • Технологию изготовления отделочных цветов;

  • Технологию изготовления фруктов и ягод;

  • Особенности оформления композиций.

Учащиеся должны уметь:

  • Организовывать рабочее место;

  • Видеть и выбирать форму аранжировки;

  • Определять длину и размеры используемых цветов и веток;

  • Составлять аранжировки и композиции в определенном стиле;

  • Выполнять композиции и аранжировки в двух основных формах: прямостоячей и наклонной;

  • Составлять праздничные композиции и аранжировки для обеденных столов;

  • Составлять зимний букет, выполнять новогоднюю композицию;

  • Обрабатывать основные детали (лепестки, листья, стебли и др.)

  • Собирать отдельные детали цветка в единое целое;

  • Оформлять композиции;

  • Изготавливать декоративное панно.

Тематический план занятий

Разделы, темы

Общее кол-во

часов

Кол-во часов

На теорию

На практику

 

1-й год обучения

     

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Развитие икебаны

1

1

 

3

Сохранение срезанных цветов, Обработка растений.

1

1

 

4

Искусство составления букета

1

1

 

5

Вазы для цветов. Техника установки растений в вазах.

2

1

1

6

Художественно-композиционные принципы. Выбор названия композиции.

2

1

1

7

Вводное занятие

1

1

 

8

Изготовление декоративных цветов (астра, георгин, пион)

5

1

4

9

Новогодняя композиция.

3

1

2

10

Изготовление отделочных цветов (гвоздика, ромашка)

4

1

3

11

Декоративное панно. Оформление композиций.

3

1

2

12

Пасхальная композиция

3

1

2

13

Изготовление отделочных цветов (нарцисс, ландыш)

3

1

2

14

Творческая работа

4

1

3

 

Всего:

34

14

20

 

2-й год обучения

     

15

Водное занятие

1

1

 

16

Первые шаги в икебане

3

1

2

17

Изготовление отделочных цветов (роза)

8

1

7

18

Зимние букеты и композиции

5

1

4

19

Праздничные композиции

4

1

3

20

Вводное занятие

1

1

 

21

Изготовление фруктов и ягод

6

1

5

22

Творческая работа

6

1

5

 

Всего:

34

8

26

1-й год обучения

Вводное занятие. (1 час)

Дает общее представление о курсе, знакомит с особенностями, структурой проведения занятий, с правилами техники безопасности, организацией рабочего места. Знакомство с профессией флориста

Развитие икебаны. (1 час)

Знакомит с историей развития икебаны, стилями. 4 вида композиции: зимняя, летняя, весенняя и осенняя.

Сохранение срезанных цветов. Обработка растений (1 час)

Знакомит с особенностями обработки и подготовки растений, их сохранения. Научит подбирать растения для композиции, обрабатывать их, поддерживать жизнь растений после срезания.

Цель: обучение учащихся способам обработки растений для придания им более естественной и оригинальной формы

Практическая работа "Обработка растений"

Искусство составления букета. (1 час)

Знакомит с легендами и символическими значениями цветов, с выбором цвета, символикой чисел. Рассказывает о правилах этикета, о том, как дарить цветы. Научит правилам составления букета.

Цель: обучение учащихся основным приемам составления букета с учетом значимости событий

Практическая работа "Составление букета из живых цветов"

Вазы для цветов. Техника установки растений в вазе. (2 часа)

Знакомит со значением правильного выбора вазы: ее формами, размерами, окраски, материала. Научит правильно соотносить растение и вазу.

Знакомит с видами и особенностями различных держателей, с правилами подготовки растений и их установкой в вазе. Научит технике установки растений в вазе.

Цель: обучение учащихся основным приемам установки растений в низкой вазе

Практическая работа "Техника установки растений в низкой вазе"

Цель: обучение учащихся основным приемам установки растений в высокой вазе

Практическая работа "Техника установки растений в высокой вазе"

Художественно-композиционные принципы. Выбор названия композиции. (2 часа)

Расскажет о значении правильного выбора названия или девиза композиции. Знакомит с ХКП: линии в композиции, масса, цвет, акцент, контраст, пространство в аранжировке и фон. Научит видеть в композиции и выбирать форму аранжировки.

Цель: обучение учащихся видению в композиции линии, массы, правильному подбору цвета, контраста, выбору основных и дополнительных элементов, фона

Практическая работа "Определение основных черт икебаны"

Вводное занятие. (1 час)

Рассказывает об особенностях проведения занятий. Организацией рабочего места, подготовке к работе, правилах изготовления основных деталей цветов.

Изготовление декоративных цветов. (5 часов)

Знакомит с особенностями изготовления декоративных цветов. Научит приемам изготовления декоративных цветов.

Цель: обучение приемам изготовления и обработки лепестков, листьев и соединения деталей цветка

Практическая работа "Изготовление декоративных цветов"

Новогодняя композиция. (3 часа)

Знакомит с особенностями выполнения новогодней композиции. Научит правильному выполнению композиции.

Цель: знакомство с природой зимнего леса и выбор темы для предстоящей работы. Экскурсия в зимний лес.

Изготовление отделочных цветов. (4 часа)

Знакомит с особенностями изготовления отделочных цветов. Научит приемам изготовления отделочных цветов.

Оформление композиции. Декоративное панно. (3 часа)

Познакомит с особенностями оформления композиции. Научит приемам изготовления декоративного панно.

Цель: обучение приемам выполнения декоративного панно в виде композиции.

Практическая работа "Изготовление декоративного панно. Оформление композиции"

Пасхальная композиция. (3 часа)

Познакомит с народными традициями и праздниками. Научит приемам выполнения пасхальной композиции.

Цель: обучение приемам выполнения пасхальной композиции

Практическая работа "Выполнение пасхальной композиции"

Творческая работа. (4 часа)

Закрепить полученные знания, умения и навыки при выполнении работы.

2-й год обучения

Вводное занятие. (1час )

Дает общее представление о курсе, знакомит с особенностями, структурой проведения занятий, с правилами техники безопасности, организацией рабочего места. Знакомство с профессией флориста.

Первые шаги в икебане. (3 часа)

Знакомит с методикой Согецу. Научит правильно определять длину и размеры цветов и веток. Изучить и освоить основные стили, принятые в школе Морибана (аранжировка в низких вазах) и Нигеире (аранжировка в высоких вазах). Их формы - основная прямостоячая и основная наклонная.

Цель: обучение учащихся правильному соотношению при выборе растений и вазы

Практическая работа "Определение длины и размеров с выбранной вазой"

Цель: обучение учащихся технике выполнения композиции в высоких и низких вазах

Практическая работа "Аранжировка в низких и высоких вазах"

Цель: обучение учащихся технике выполнения каскадных форм

Практическая работа "Каскадные формы"

Изготовление отделочных цветов. (8 часов)

Знакомит с особенностями изготовления отделочных цветов. Научит приемам изготовления отделочных цветов.

Цель: обучение приемам изготовления и обработки лепестков, листьев и соединения деталей цветка

Практическая работа "Изготовление отделочных цветов"

Зимние букеты и композиции. (5 часов)

Познакомит с особенностями изготовления зимнего букета. Выбор материала и способами его крепления. Научит технике засушивания цветов, веток, листьев и технике составления букета и его крепления.

Цель: обучение учащихся технике выполнения зимних букетов (композиций)

Практическая работа " Составление зимних букетов (композиций)"

Праздничные композиции. (4 часа)

Познакомит с правилами составления праздничных композиций и аранжировками для праздничного и обеденного стола.

Цель: обучение учащихся приемам выполнения праздничных композиций и аранжировок для стола

Практическая работа "Выполнение праздничной композиции для стола"

Вводное занятие. (1 час)

Рассказывает об особенностях проведения занятий. Организацией рабочего места, подготовке к работе, правилах изготовления основных деталей фруктов и ягод.

Изготовление фруктов и ягод. (6 часов)

Познакомит с основными приемами изготовления фруктов и ягод. Научит приемам изготовления фруктов и ягод.

Цель: обучение учащихся приемам обработки кожи и изготовления из нее изделий, технике изготовления ягод и фруктов

Практическая работа "Изготовление фруктов и ягод"

Творческая работа. (6 часов)

Закрепить полученные знания, умения и навыки при выполнении работы.

Список литературы

  1. Клевенская Т.М, Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. - М.: Агропромиздат, 1988. - 175 с.: ил.
  2. Кияткин А.К.Искусство составления букета. - изд. ЦК Компартии Узбекистана, 1982г.- 35с.
  3. Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь / Автор - составитель В.М. Федосеенко. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 736 с.
  4. Стельмащук Л.Н. Цветы из ткани. - М.: Легкая индустрия, 1977г. - 65с.
  5. Цветы в интерьере / Автор - составитель И.Ю. Вачаева. - М.: Евразийский регион, 1998. - 176 с.

Приложение.