Методическая разработка урока внеклассного чтения "Весна-красна" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: воспитание у детей интереса к явлениям природы, познакомить со стихотворениями русских поэтов о весне, развитие мышления и умения высказывать свои мысли, развитие внимания, ловкости, умения аргументировать свои мысли, воспитание любви к литературе.

1. Орг.момент.

2. Объявление темы и цели урока.

Ведущий. Сегодня мы посвящаем свой необычный урок-сказку – весне, самому замечательному, самому долгожданному времени года.

Многие поэты и писатели воспевали весну в своих произведениях.

1-й ученик.

Ветер принёс издалёка
Песни весенний намёк.
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.

(А. Блок)

Ведущий. Собралась в наши края Весна-красна. Но не всё так просто, не хочет зима уходить. Очень ей у нас понравилось.
Весна. Когда же ты к себе на север уйдёшь?
Зима. Подожди. Твоё время ещё не пришло. (По Г. Скребицкому)
Ведущий. Ждёт, ждёт Весна, да и ждать уже устала. Давайте, ребята, ей поможем. Разгадайте весенние загадки.

1.

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

(Весной.)

2.

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.

(Гнездо.)

3.

Сначала блеск,
За блеском треск.
За треском плеск.

(Молния, гром, дождь.)

4.

Поднялись ворота –
Всему миру красота.

(Радуга.)

Зима. Да, вас много! Я одна. Старая я стала, все месяцы перепутала. Разложите, ребята, карточки по порядку.

(На карточках даны названия зимних и весенних месяцев. Два ученика раскладывают названия месяцев по порядку.)

Зима. Это для вас лёгкое задание. А ну-ка посложнее. Назовите птиц, которые вместе со мной зимуют.

(Дети называют зимующих птиц.)

Ведущий. Молодцы, ребята. Посмотрите, и Зима обрадовалась, что вы её птиц знаете.

Весна. Ребята, но ведь есть птицы, которые прилетают весной. Мы хотим, чтобы они порадовали своим пением, а Зима их не пускает. Назовите, пожалуйста, этих птиц.

(Дети называют перелётных птиц.)

2-й ученик. Жаворонок.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

(В. Жуковский.)

3-й ученик.

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
“Как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё весною пахнет”.

(А. Майков.)

4-й ученик.

Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

(И. Никитин.)

Весна. Вот, Зима, как хорошо и радостно всем весной, они меня ждут. Пора тебе уходить.

Зима (махнув рукой). Посмотрим, сможешь ли ты вступить в свои права.

Ведущий. Ребята, давайте поможем Весне, тогда Зима отступит! Назовите приметы весны.

(Дети называют приметы весны.)

5-й ученик.

Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

6-й ученик.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая в прекрасное дитя.

7-й ученик.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

(Ф.И.Тютчев.)

Зима. Нет уж, просто так я не уйду! Пусть теперь ребята отгадают мои зимние загадки.

1. Не зверь, а воет. (Ветер).

2.

Прозрачен , как стекло,
А не вставишь в окно.

(Лёд).

3. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

(Зима садится расстроенная, потому что ребята всё отгадали).

Ведущий. Посмотрите, ребята, как Зима расстроилась, не хочет уходить от нас. Давайте с ней поиграем.

(Листочки в форме льдинок разложены на полу в классе. Два ученика перебегают с одной стороны класса в другую, а Зима проваливается. Весна её спасает.)

Весна. Видишь, Зима, какой слабый лёд, тебя не выдерживает. Придётся тебе уходить.

8-й ученик.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

(А. Плещеев.)

Зима. Ладно, ребята, ухожу я, но скоро опять вернусь. Вернусь после осени и снова накрою всё белым покрывалом снега. А сегодня радуйтесь Весне-красне и солнышку ясному.

9-й ученик.

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

(Ф. Тютчев.)

(Зима уходит.)

Ведущий. Все звери и птицы рады весне. И мы радуемся вместе с ними. И говорим: “Здравствуй, Весна-красна!”

Все (хором). Здравствуй, Весна-красна!

(Все желающие могут рассказать стихотворения о весне.)