Игровой фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Опытная работа сводился к следующему: определение влияния детского игрового фольклора на развитие речи детей.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, где по специальным методикам был выявлен уровень развития речи детей старшей группы детского сада. Фиксировалась связность речи, уровень развития словарного запаса и правильность произношения грамматических форм слов. Данные фиксировались в таблицы. К сожалению, в детском саду нет группы детей такого же возраста, чтобы данные, полученные в ходе эксперимента, можно было сравнить с контрольной группой.

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка.

Методика №1. “Назови слова”.

Взрослый называет ребенку некоторые слова из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к гой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.

Рели ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребёнка продолжить перечисление.

Оценка результатов.

10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанные с различными группами.
0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Методика №2 “Расскажи по картинке”.

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис.1 и рис.2. (См. приложение). Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки.

Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Результаты исследования фиксировались в таблице, где отмечалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все 10 включенных таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных таблицу фрагментов речи.
0-1 балл - в речи ребенка имеется не более одного фрагментов речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл — очень низкий.

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования Частота употребления
1 Существительные  
2 Глаголы  
3 Прилагательные в обычной форме  
4 Прилагательные в сравнительной степени  
5 Прилагательные в превосходной степени  
6 Наречия  
7 Местоимения  
8 Союзы  
9 Предлоги  
!0 Сложные предложения и конструкции  

На втором этапе с целью проверки эффективности влияния игрового фольклора на развитие речи дошкольников на базе детского сада нами была проведена экспериментальная работа. Был апробирован составленный нами комплекс занятий с использованием различных жанров игрового фольклора. Игры, представленные в приложении, использовались нами как часть занятия по развитию речи, по физвоспитанию, по изо-деятельности и других видах деятельности.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как-то - салки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. (Перечень используемых жанров игрового фольклора и методику работы см. в Приложении). Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим:

- “Кот, кот, на чем стоишь?”
- “На квашне”.
- “Что в квашне?”
- “Квас!”
- “Лови мышей, а, не нас!”

Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч и попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.).

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка,- создают определенный духовный настрой, интерес к народному, творчеству.

Детям были предложены различные подвижные игры.

Разделены они по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.

Представлены также игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, “Коршун”, “Курочка”, “Гуси-лебеди”, “Стадо”).

В играх типа “Лапка”, “Много троих, хватит двоих”, “Горячее место” сюжет и роли отсутствуют, все внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре “Краски” покупатель переговаривается с водящим:

- “Тук-тук!”
- “Кто там?”
- “Покупатель”
- “Зачем пришел?”
- “За краской ”
- “За какой?”
- “За голубой”

В играх типа “Горелки” текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.

Прежде чем проводить любую подвижную игру, были разучены много старинных и современных считалок. В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служили считалки.

Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина и т. д.

Как отмечалось выше – игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка; она должна быть в первую очередь использована в интересах развития речи детей.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие (“Совушка”, “Кони”, “Лохматый пес” и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

ТРЕБОВАНИЯ:

  1. Простота и четкость ритма,
  2. Краткость самого стишка и отдельных строк,
  3. Простота и ясность знакомых детям образов,
  4. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

После проведения формирующего эксперимента на третьем этапе повторно был проведен контрольный срез, где по специальным методикам был вторично выявлен уровень развития речи детей старшей группы детского сада. Фиксировалась связность речи, уровень развития словарного запаса и правильность произношения грамматических форм слов. Он проводился с целью проверки эффективности влияния жанров игрового фольклора на развитие речи старших дошкольников.

Список используемой литературы:

  1. Азадовский М. К. История русской фольклористики. Учпедгиз, М., 1958.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1996.
  4. Аникин В.П. К мудрости ступенька. Очерки о фольклоре. - М: Детская литература, 1988.
  5. Арушарова А.Г. Речь и речевое общение детей. Кн. для восп. дет. сада. –М: Мозаика-Синтез, 1999.
  6. Бахтин В.П. От былины до считалки, Ленинград: Детская литература, 1982
  7. Бородич А. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1988.
  8. Бородич А.И. Методика развития речи. – М.: Просвещение, 1981.
  9. Виноградов Г.С. Материнская. поэзия, и.дети. М,.1984.
  10. Выготский Л. С. Словотворчество. Т.2. М., 1984-с. 80.
  11. Детские игры. Выпуск 4. – Москва, АСТ, 1999.
  12. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор.- М: Флинта, 2001.
  13. Климченко Т. Играем в театр кукол “живая pyкa” /Дошкольное воспитание. -2002,№4,с.18-22.
  14. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1997.
  15. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пос. для восп. дет. сада. –М.: Просвещение, 1986.
  16. Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи. //Дошкольное воспитание. -2000, № 11, с. 49-51.
  17. Мельников М.Н., Русский фольклор, Москва: Просвещение, 1987
  18. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Федоренко Л.П. – М.: Просвещение, 1984.
  19. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. –М., 1989.
  20. Павлова А. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1990.-№4. – С. 43-49.
  21. Павлова А. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1990.-№10. – С. 51-59.
  22. Павлова А. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1990.-№12. – С. 42-48.
  23. Павлова А. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1991.-№4. – С. 38-45.
  24. Павлова А. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1991.-№7. – С. 37-41.
  25. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб, 1994.
  26. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М., 1995.
  27. Репкина Т. Русская народная мудрость о воспитании. //Дошкольное воспитание, N 2, 1990. с.78-81.
  28. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Под ред.
  29. Кравцовой Н.И. - М.:Просвещение, 1971
  30. Русский фольклор - М.: Художественная литература, 1965.
  31. Русский детский фольклор Карелии / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. предисл. С.М. Лойтер. – Петрозаводск, 1991.
  32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пос. для восп. дет.сада /Под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд., -М.: Просвещение, 1981.
  33. Традиции русского фольклора. //Под ред. Аникина В.П. –М., 1967.
  34. Трус Н.В. Русская литература для школьников. - Минск: Литература, 1996.
  35. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972.
  36. Фемицина В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвистический словарь. - М.: Русский язык, 1979.
  37. Хрестоматия “Детская литература”. – Москва “Просвещение” - 1980.
  38. Чуковский К. От двух до пяти. – Минск, 1957.
  39. Шейн П.В. Сборник народных детских песен, игр и загадок / Сост. А.Е. Грузинский по материалам Шейна. – М., 1898.
  40. Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. -М., 1998
  41. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от А до Я. –М.: Педагогика-пресс, 2001; с. 42-44.