Защита Отечества - это почетный долг или… принудительная обязанность?

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Создание условий для формирования знаний об обязанности гражданина РФ - “Защищать Отечество”; подвести учащихся к пониманию роли Вооруженных сил в нашей стране.
  2. Развитие логического мышления и способностей учащихся получать знания в ходе активного поиска и коллективного решения проблем.
  3. Воспитание активной творческой личности, умеющей работать в нестандартных ситуациях на уроке.

Задачи:

  1. Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.
  2. Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.
  3. Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.
  4. Проводить представление результатов работы в группе.

Оборудование урока:

Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.

Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.

Вид урока: проблемно-практический урок версионного характера с использованием технологии “мозговой штурм”

Проблемно-практический урок версионного характера предполагает:

  • решение проблемных ситуаций содержащих противоречия;
  • решение проблем в ходе групповой дискуссии с помощью логических аргументов;
  • поисковая деятельность учащихся по самостоятельному изучению источников с целью решения учебной проблемы;

Инновационный подход: предполагает организацию и управление деятельностью учащихся с опорой на активные методы обучения – технология “мозговой штурм”

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, практический;
  • проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
  • аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.

Словарь:

Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.

Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отражения агрессии.

Агрессия- незаконное применение силы одним государством против другого.

Нормативные документы:

  1. Конституция РФ (ст.57-59)
  2. Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
  3. Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.
  4. Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.

Ход урока

1. Организационный этап.

  1. Психологический настрой учащихся - организация рабочего места.
  2. Мотивация учащихся:

Учитель: Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.

2. Актуализация знаний. Приложение 1. (Презентация по теме урока)

Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын,-…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…

Н.А. Некрасов

Понятие “Гражданин” имеет правовой и нравственный смысл.

Задание 1. Слайд 1. Назвать основные качества гражданина, подтверждающие этот вывод.

“Гражданин”

правовой смысл

  • соблюдает законы;
  • имеет права и обязанности;
  • пользуется защитой государства;
  • участник общественной жизни;
  • управление государством.

нравственный смысл

  • любит и гордится Родиной;
  • готов защищать Родину;
  • ответственный перед государством;
  • гражданский выбор.

3. Сообщение темы урока. (На доске тема написана при помощи отдельных напечатанных слов)

Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:

  • “долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)
  • “право” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества)
  • Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)

Я предлагаю вам самим сформулировать тему сегодняшнего урока:

Защита Отечества – это…(почетный долг) или … (принудительная обязанность)?

Учитель. Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?

Учащиеся формулируют цель со своих позиций.

Корректировка цели урока учителем.

Цель урока: (слайд 2)

4. Мотивация учащихся.

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Учитель. К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.

Презентация по теме, подготовленная учащимися класса (4 мин). Слайды № 3-13

5. Работа со словарем урока.

Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.

6. Работа в группах.

Учитель. Инструктаж.

В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ. Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.

(Приложение 2. Таблица №1. Задания и документы для работы в группах)

7. Подведение итогов работы по первой части урока.

Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа.

Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.

Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему

(учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы).

Совместный выбор варианта (слайд 14).

Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?

Учитель. Наша задача сегодня назвать причины этого явления и предложить возможные варианты решения.

Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.

8. “Мозговой штурм”.

Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.

Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. (Приложение3)

Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.

9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.

Вы должны помнить:

  • Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
  • Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

Предлагается учащимся предложить варианты изменения темы урока (можно переставить слова темы)

Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся могут выбрать кружок:

Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
Желтый – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.

Наш урок хотелось бы закончить этими строками:

Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.

Домашнее задание.

Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:

Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.