Место и роль дидактической игры на уроках литературы

Разделы: Литература


Сегодняшняя школа встаёт перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать детей, способных продолжать учиться в течение всей жизни.

Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, школа пытается развлекать.

Некоторые игры общеизвестны, другие придуманы автором или родились в процессе обучения с детьми, рассказаны кем-то из знакомых. Иногда возможно установить авторство игры, чаще нет. Многие игры представляют собой значительно переработанные варианты известных.

Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

В любой игре, используемой на уроке литературы, должны быть установлены следующие моменты:

  • возраст участников, для которых предназначена игра,
  • желательное количество участников,
  • необходимый реквизит,
  • описание хода игры,
  • обязательно-методические цели игры, то чем она будет полезна учащимся.

Несколько слов о методическом принципе, как более важном при проведении игр на уроке – принципе открытой методики. Любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, то есть обсуждать с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра. Развиваются творческие способности и мышление ребёнка, и кроме того, закладывается фундамент игровой культуры.

Поэтому, можно сказать, что обсуждение правил равно по значимости самой игре.

Успех игры зависит от атмосферы, которая сложится внутри группы. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-либо момент не соответствует настроению игры, лучше отложить игру. При этом, чем чаще дети будут играть, тем меньше будут воспринимать игру как неожиданный “перерыв” в учебе и тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.

У словесных и литературных игр большая история. Некоторые дошли до нас от древних греков и римлян, другие придумали французы, третьи – русское изобретение. Игра в слова и со словами развивает человека, заставляет с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляет знание родного языка. Игра требует находчивости, дает простор чувству юмора.

Иногда такие игры входили в историю. Так в Петербурге в 1815 году было образовано литературное общество “Арзамас”. Члены этого литературного общества называли друг друга веселыми прозвищами. Жуковский назывался Светланой, Д. Блудов – будущий министр внутренних дел, звался Кассандрой, поэт Пушкин носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас.

Это была увлекательная игра. В ней утверждалось новое литературное направление и остроумно развенчивалось старое. Каждый, вступая в общество, произносил “надгробную речь” об одном из литературных противников, а Жуковский вел протоколы заседаний в веселых стихах.

В 1854 году поэт А.К. Толстой и братья Жемчужниковы придумали другую игру. Они напечатали стихи, якобы принадлежащие поэту-чиновнику Козьме Пруткову. Тупой и самодовольный Козьма Прутков с важным видом судил обо всем на свете. Его стихи вошли в историю русской литературы как остроумная сатира на пошлость и тупость.

Игра на уроке предстает не только как определенная структура одного из вида человеческой деятельности, но и как таковой вид этой деятельности, который способствует более раскованному, более творческому решению вопросов деятельности, при котором важен сам ее процесс, деятельности в условиях не только права, но и необходимости выбора деятельности, которая насыщена импровизацией…

Что же даст учителю-словеснику игра на уроке? Изменится ли отношение учащихся к литературе как учебному процессу, если школьник окажется в обстановке, где действовали герои Лермонтова и Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстова, если у ног Татьяны Лариной (ученицы современной школы) на коленях будет стоять с любовным признанием Онегин (одноклассник).

Думается, что именно урок литературы как будто создан для того, чтобы на нем часто и органично использовать игры.

Ведь можно предложить ученикам найти эпитеты, а можно объявить конкурс на поиски того эпитета, который наиболее важен для данного героя. Можно перечислить сравнения, которые характеризуют Герасима, которые помогают его представить, но выписать их столбцом и спросить, какой из них был использован в первой, а какой в последней главе. Конечно, можно спорить, что перед нами в каждом конкретном случае – познавательная задача или игровой момент. Только если есть привычка играть на уроке литературы, то привычка обращаться к слову во время игры приучает ученика с большим интересом “вслушиваться” в звучание каждого слова, развивает то чувство стиля, которое свидетельствует о высокой читательской квалификации, яркости восприятия художественного произведения.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.

Многие учителя – словесники используют в своей деятельности различные виды дидактических игр. Обучающие игры требуют не только наличия определенной суммы знаний, но и умение свободно и творчески их использовать. Остановимся на характеристике дидактических игр.

Игры-загадки. Эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий, развивается память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику, повторяют необходимый материал. Решение подобных познавательных игр-загадок целесообразно начинать с коллективного анализа их содержания, в ходе которого создаются разнообразные деловые отношения вызванные обменом информации среди учащихся. К играм такого вида можно отнести словесные игры: ребусы, кроссворды, шарады и др.

Цель таких игр – привить интерес к слову, научить правильно произносить его.

Ребусы. Для того чтобы правильно назвать загаданное слово в ребусе, нужно разгадать сначала его части, каждая из которых представляет собой отдельную часть слова, из которых нужно составить загаданное слово.

Кроссворд. Название одной из игр, которые требуют большого внимания к слову. Буквальный перевод этого слова с английского языка: кросс – крест, ворд – слово. Правила игры в кроссворд всем известны – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки.

Для того чтобы быстро научиться играть в кроссворд, предлагаются “подсказки” - это несколько слов, одно из них выбирается не только по смыслу, но и по количеству и по расположению букв.

Играя с “подсказками”, можно овладеть той игрой, которую каждый день можно увидеть на страницах журналов и газет. Работа со словом – обогащает.

Графическое изображение можно сделать самостоятельно.

Особым видом игры является викторина. Она представляет собой ряд вопросов, которые требуют ответа в письменной или устной форме. Главная задача викторины – активно повторить пройденный на уроке материал.

Игры-аукционы дают возможность углубить и расширить возможные понятия литературы, воспитывать познавательную активность, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога. В ходе такой игры у учащихся развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала.

Элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают широкую возможность само реализоваться в процессе игрового действия. Кроме закрепления полученных знаний, умений и навыков в ходе данной игры учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия (общения), коллективистической направленности.

Игры-путешествия – развивают интерес школьников к урокам литературы. Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный мир. Игра-путешествие, требующая поиска различных путей решения развивает воображение, актуализирует познавательную активность учащихся и протекает в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.

В этом виде дидактической игры ученики в воображаемой ситуации представляют себя путешественниками по какой-либо стране, местности. Игра такого типа развивает внимание, мышление, воображение.

Игры-соревнования. В ходе такой игры учащиеся получают не только навыки самостоятельной работы, углубляют и расширяют знания по теме, но и приобретают опыт общения, сотрудничества. Игры – соревнования проводятся, как правило, как состязания двух команд. Примером такой игры, широко используемой в практике, является эстафета. В ходе ее учитель, во-первых, видит работу всего класса и, во-вторых, может сразу и безошибочно определить того ученика который допустил ошибку. В форме такой игры заложен элемент соревнования. Учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения заданий. Самое главное, чтобы ученики выполняя эстафету думали.

Приложение.