Рейтинг@Mail.ru

Активные формы работы с родителями

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Пояснительная записка

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь  искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо;  сам  не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными  формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться:  в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.

Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?»  Ответы, как правило, повторяются:

  1. Высокий уровень образования – 89 %
  2. Сохранение психологического и физического здоровья детей -   76%
  3. Повышение культуры – 43%

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

Направления в работе:

  1. Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся
  2. Пропаганда  здорового образа жизни
  3. Организация работы Академии  любящих родителей

Шаг 3. Реализация поставленной цели и задач.

Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению  как среди младших школьников, так и  среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна.  И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания.  Семейное чтение... от этих слов веет домашним уютом конца 19 - начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать
Формы работы:

Устный журнал «Моя домашняя  библиотека»

Странички:

Самая старая книга в нашей семье (готовят родители)
В моём возрасте мама (папа, бабушка, дедушка) читала

Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают  всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве.

Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг

Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя  любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать

 

Праздник «Посвящение в читатели»

Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем  не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим  сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших.

Поэтическая мастерская
«Любимые басни»

Каждый ученик получает задание:

  1. Выбери понравившуюся басню, запишись в листок – заявку (произведения не должны повторяться)
  2. Создай группу ( вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата), распредели роли.
  3. Подготовьте   выразительное, эмоциональное чтение басни
  4. Запишите

Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей.  В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом  мастерство участников растёт, темы мастерских меняются.

«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее»

Задача: Изготовить  коллаж на тему «Читающая семья».

«Моя любимая книга»
Конкурс презентаций

Задача:  создать такую  рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать  книгу от корки до корки. 

Театральные вечера

Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актёрского мастерства,  игра-путешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки.

Экскурсии

«Знакомьтесь: Городская библиотека»
Литературные  тематические экскурсии

Игра-путешествие
«В мире периодических изданий»

В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно  должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок стремительно развивается, и очень много интересной информации можно оттуда почерпнуть.

Познавательную и воспитательную роль  также выполняют телевидение и Интернет. Но  телеэфир и глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.

Основные формы работы

Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму »

На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей.

 Суд « Обвиняются компьютерные игры…»

Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?

Путешествие по Глобальной сети
Проводится неоднократно,  отличается многообразием тем, проводится , как правило, в кабинете информатики.

Приходит время и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы. Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения.

Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и  работать за компьютером»

Задача:  дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на  медицинские исследования . Помните: Это не лекция! От лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в увлекательную игру.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне , и я  запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.

                                                               Китайская пословица

Академия любящих родителей -  это   форма   психолого-педагогического   просвещенияродителей. Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической  культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

  1. Отношение педагога к родителям как  союзникам в воспитании детей (общение на равных)
  2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
  3. Самостоятельность решения творческих задач
  4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
  5. Умение работать в команде

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Предлагаемые  темы занятий:

Карманные деньги как средство воспитания

Рабочее место не только успех, но и здоровье

День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?

Игра в жизни ребёнка

Режим дня : за и против

Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка

Умеете ли вы наказывать детей?

Семейные традиции

Роль отца в воспитании детей

Стоит ли баловать детей? Теория баловства

Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Технология проведения тренингов

I. Сбор и анализ предварительной информации

Определение стратегических целей и конкретных задач
Согласование времени, места и продолжительности тренинга.

II. Подготовка тренинга

Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.
Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.
Составление поминутного расписания программы тренинга.

III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.

IV. Оценка эффективности:  Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений  как между   родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями.

Тематика тренингов:

Я и группа: толерантность к себе и другим
Пойми и помоги ребёнку
Кто виноват?
Возрастные кризисы
Родительская любовь

Удачи! Буду рада, если мой опыт работы кого-нибудь заинтересует.