Открытый урок по русской литературе XX в. "Незнакомка": реальная женщина или мечта А.Блока?

Разделы: Литература


Цель:

  1. Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во II книге стихотворений на примере стихотворения “Незнакомка”.
  2. Развить навыки анализа лирического произведения.
  3. Привить любовь к русской поэзии, развить эстетический вкус.

Оборудование урока:

  • портрет А. Блока, репродукция картины Врубеля “Демон”;
  • репродукция картины И. Глазунова “Незнакомка”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос по домашнему заданию:

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о I сборнике “Стихотворения о Прекрасной Даме” А. Блока и его особенностях.

- Скажите:

1. Какие факты личной биографии отразились в поэзии раннего А. Блока?

( Ответ ученика. В начале 1900 годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную жизнь и литературную судьбу А. Блока, - любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 год ,увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока - “Стихи о Прекрасной Даме” (1904-1905 г. ), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность , он общается с символистами старшего и младшего поколений.)

2. В чем особенности поэтики первого тома “Стихотворения о Прекрасной Даме”?

(Ответ ученика. Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, или Вечной Женственности. Блок наиболее воспринял тезис о том, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине”. Символ становится “знаком иного мира”. Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности.

“Стихи о Прекрасной Даме” – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему–то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах. Например:

…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.
(“Прозрачные, неведомые тени…”)

3. Какие три облика и три плана лирической героини можно выделить в ранней лирике А. Блока?

(Ответ ученика. В космическом плане – Душа мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – возлюбленная , в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой

III. Новый материал:

Учитель. Посмотрите на тему урока и скажите:

  1. О чем мы сегодня будем говорить?
  2. Что должны выяснить?

(Примерные ответы учеников. Мы поговорим о настроении и тональности блоковской лирики во второй книге стихов на примере стихотворения “Незнакомка”; проанализировать его (стихотворение) и выяснить: “Незнакомка” - реальная женщина или мечта поэта.

Запишите число и тему урока.

Слово учителя. Сегодня мы обратимся ко второму сборнику стихотворений А. Блока “Трилогии Вочеловечения” и поговорим о его стихотворении “Незнакомка”.

Поэтический дебют А. Блока пришелся на годы первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты, и “смутив спокойствие поэта”, который вступил в свой мир – уличный шум. Всего за несколько месяцев он переменился настолько, что близкие друзья перестали его узнавать. Владимир Соловьев, которому А. Блок писал о своих “врубелевских” увлечениях, заговорил об “измене” поэта, называя его лгуном и клеветником. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Новые поэтические диссонансы созревают в поэтической душе, которая потрясена ужасом жизни, одиночеством, но не прежним – в ожидании мистических средств, а мучительным отстранением от действительности. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного.

В начале 1906 г. А. Блок пишет “Незнакомку”. Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо? Давайте послушаем. (Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории создания стихотворения “Незнакомка”).

Ученик. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.

“Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.

Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

Чтение и инсценировка стихотворения учащимися под музыкальное оформление.

(В центре класса маленький стол, на котором стоит фужер со свечой. Ученик садится на стул. Начинает чтение стихотворения “Незнакомка” под музыкальное оформление. В этот момент из “глубины” класса медленно и таинственно выходит ученица в образе Незнакомки (темное платье, шляпа с широкими полями и перьями, на лице черная вуаль) и садится рядом с читающим (А. Блоком). В конце стихотворения Незнакомка также таинственно встает и удаляется.)

(Данное действо происходит с целью создания той сказочно-таинственной обстановки, о которой говорил А. Блок.)

Учитель. А сейчас мы попробуем разобраться в мировоззрении А. Блока и проанализировать его стихотворение “Незнакомка”.

IV. Анализ стихотворения.

- Как построено стихотворение, какова его композиция?

(Ученик. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге. Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.)

- Как вы думаете, только ли о ресторане идет речь в стихотворении?

(Ученик. Вероятно, это не просто ресторан, но - рестораны. Здесь можно узреть тонкий намек на атмосферу всего города, на выжигающую пустоту и безысходность жизни, на глухую, дикую толпу и человеческое бездушие.

- Каковы особенности образов?

(Ученик. Образы оксюмороны: объединены противоположные по смыслу эпитеты - “весенний” и “тлетворный”. Пошлая обыденность изображается иронически.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг…

- Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры.

(Ученик. Лексика первой строфы “И каждый вечер друг единственный…” высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы “А рядом у соседних столиков” - “лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”. Эти две строфы и связывают части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.

- Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?

(Ученик. Вторая часть стихотворения - переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Две первые строфы выражают смиренное отчаяние, одиночество лирического героя.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

- Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? “И каждый вечер друг единственный…”

(Ученик. В классической поэзии вечер - самое поэтическое время суток, пора умиротворения, гармонии и тихой грусти, месяц - один из самых поэтических образов. У Блока же он принимает участие в бессмысленном человеческом хороводе, да это уже и не месяц, не луна - обыкновенный диск. Так постепенно развертывается картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.

Учитель. Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.

-Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?

(Ученик. Чудом, вернее чудовищем, этого мира явилась прекрасная Незнакомка. Само ее видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин возникает как отрицание дисгармоничного мира. Незнакомка- образ иного мира, таинственного и непонятного, странно тревожащего душу.

- Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.

(Ученик. Таинственная Незнакомка – заглавный образ, который появляется лишь во второй части стихотворения. Но кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

- Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?

(Ученик. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

И странной близостью закованный
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

- Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?

(Ученик. Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет.

- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?

(Ученик. Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.

Глухие тайны мне поручены
Мне чье-то солнце вручено.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.

(Ученик. В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет ввиду?

(Ученик. Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.

Пояснение учителя. Кроме того, ребята, вино - и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

- Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Найдите примеры звукописи.

(Ученик. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации.), создающей ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…” ; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, /В тумАнно(А) движется(А) о (А)кне…”. Ассонансы на “у” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(у)т древними поверьями/ Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями,/ и в кольцах Узкая рУка”.

- Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?

(С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны- сон, мечта: “дыша духами и туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка - явь это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.

Пояснения учителя. Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным дачным бытом. А. Блок писал: “Передо мной возникло, наконец, то, что я называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…”

- Этот образ настолько впечатлил современного живописца Илью Глазунова, что в1990 году он берет в руки кисть и пишет “Незнакомку” - иллюстрацию к стихотворению А. Блока.

- Давайте обратимся к репродукции картины И. Глазунова.

(Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию, помещенную на доске “рисунок №1”)

img1.jpg (41394 байт)

Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А. Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

- Насколько точно художник изобразил “Незнакомку” А. Блока и окружающую ее действительность?

- Какие два мира изображены на картине?

(Незнакомка-мир красоты, гармонии, чистоты, все окружающее-мир разнузданной пошлости, “грязи”, смрада.)

- Какой тон картины преобладающий?

(Преобладают сине-лиловые тона.)

- Каково настроение Незнакомки?

(Она загадочна, печальна, задумчива, глаза устремлены вдаль, вероятно, в будущее.)

Пояснение учителя. Блок совершенно недвусмысленно утверждает то, что его стихи и картины Врубеля возникли на некой общей почве.

(Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию и репродукцию картины, помещенные на доске “рисунок №1, 2”)

Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А.Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

Рисунок №2. Репродукция картины Врубеля “Демон”

- Ребята, посмотрите на репродукцию картины Врубеля “Демон сидящий” и иллюстрацию И. Глазунова “Незнакомка”, скажите, что они, по - вашему, могут иметь общего?

(Ученик. Одинаков тон картин: сине - лиловый, настроение героев: печаль, скука, вера в нечто прекрасное, внешняя красота.)

Пояснение учителя. Однажды А. Блок сказал: “Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено”.

-Как вы думаете, что может олицетворять Демон?

(Ученик. “Демон олицетворяет душу человека, которая ищет примирение страстей, но не находит. И поэтому нет ему места ни на земле, ни на небе”.)

- В чем духовная близость А. Блока и Врубеля?

(Жизнь поэта и художника схожа: неудачная личная жизнь А. Блока, социальные перемены; Врубель тоже несчастен: умирает сын, оставляет его жена. Все это отражено в их произведениях.)

Пояснение учителя. Герой, утративший душу и веру, предстает пред нами в разных обличиях: у А. Блока это “Незнакомка”, а у Врубеля - “Демон”. Душевное состояние А. Блока выражено словесно в “Незнакомке”, а у Врубеля представлена наглядно - в цветовых “сплавах” его излюбленных синих и лиловых тонах.

В 1910 А. Блок напишет: “За призрачной Незнакомкой, за фантасмагорией Снежной Девы и Фаины, за всеми стихами “второго тома” и “Лирическими драмами” - разумеется, глубине, на самом дальнем фоне – но все-таки неизменно – Врубель”.

V. Итог урока.

- О чем мы поговорили?

(Ученик. Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)

- Что выяснили?

(Ученик. Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения, и мечта поэта о прекрасном будущем.

Учитель. Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.

VI. Оценивание учащихся.

VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение “Незнакомка”.