Сравнительный анализ стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (факультативное занятие по словесности в 9-м классе)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формировать умения и навыки сопоставительного анализа лирических произведений разных авторов;
  • развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, выставка книг, толковый словарь под ред. С.И. Ожегова.

План урока.

  1. Слово учителя.
  2. Анализ стихотворения “Узник” А.С.Пушкина.
  3. Анализ стихотворения “Узник” М.Ю.Лермонтова.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы сопоставим два стихотворения разных авторов с одинаковым названием – “Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Опрос по основным литературоведческим понятиям с записью на доске (словарная работа): метафора, гипербола, эпитеты, сравнения, антитеза и т.п.

  1. Анализ стихотворения “Узник” А.С.Пушкина.

Звучит стихотворение А.С. Пушкина “Узник” (читает заранее подготовленный ученик).

Учитель: Давайте обратим внимание на первую строку пушкинского “Узника”. Какую эмоциональную окраску несут здесь существительные? (Они передают мрачное, тяжелое положение узника – лирического героя стихотворения).

Учитель: Звучат слова о неволе: нет тепла, уюта, (“сырой”), нет свободы (“за решеткой”), нет движения (“сижу”), нет света (“в темнице”). Какое чувство нарастает в первой строфе? (Ощущение неволи; движения второго узника-орла – тоже однообразны, скованны: “махая крылом”, “клюет”, “бросает”…)

 - Какое значение здесь имеет слово “гуляет”? (Работа с толковым словарем. “Гулять” - двигаться свободно, избирать путь по своему желанию).

- Мы видим, что на смену напряженной интонации второй строфы приходит интонация возвышенно напевная. Благодаря чему? (Благодаря параллельной связи предложений: (2,3,4 строки раскрывают содержание первой, усиливая чувство) и повторам лексическим (пора туда, где), повторам синтаксическим (сходство предложений), повторам фонетическим (пора - брат – пора- гора – края – ветер да я).

Учитель: Все это позволяет читателю ощутить, что лучше свободы ничего нет, что это естественное состояние мира и что человек – частица его – должен быть свободным. Это стихотворение приобрело народно – песенный характер, стало песней, которая выражает стремление к свободе.

Вывод. Итак, стихотворение было написано в 1820 году, в пору подъема общественного сознания, Пушкиным-романтиком, воплотившим мечту человека о свободе. Это его желание естественно. Прошло 17 лет, и другой поэт, М.Ю.Лермонтов, пишет свое стихотворение “Узник”.

  1. Анализ стихотворения “Узник” М.Ю.Лермонтова.

Звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова “Узник” (читает заранее подготовленный ученик).

- Каков размер этого стихотворения? (Четырехстопный хорей, автор подчеркивает пессимистическое начало в настроении лирического героя).

- Какова интонация начала стихотворения? Обратите внимание на глаголы. (“Отворите”, “дайте”, “поцелую”, “вскочу”, “полечу” - отмечается динамичность происходящего).

- Найти значение слова “динамичность” в толковом словаре (Динамичность – быстрота, скорость).

- Какой эмоциональный смысл несут слова: “сиянье дня”, “черноглазую девицу”, “черногривого коня”, “красавицу”, “сладко”? (Положительный).

- Какой художественный прием лежит в основе этого стихотворения? (Антитеза).

Красота, воля есть в мире, но не для узника, а во 2 и 3 строфах показано то, что окружает узника: “окно высоко”, “дверь тяжелая с замком”, “стены голые кругом”, “тускло светит луч лампады”, “мерными шагами ходит …безответный часовой”.

- Как меняется эмоциональная окраска лексики? (“Одинок”, “нет отрады”, “тускло”, “умирающим”).

- Есть ли здесь связь с пушкинским стихотворением? В чем она проявляется? (Появляются символы свободы, гармонии с миром: “черноглазую девицу”, “красавицу младую”, “черногривого коня”, “в степь, как ветер, улечу”).

  1. Самостоятельная работа.

- Чем же является “свобода” для узников Пушкина и Лермонтова? (Важнейшим благом, человеческой ценностью. Это у них общее).

- А различие проявляется в чем?

  1. Подведение итогов урока.
  • А.С. Пушкин “Узник”. Сначала – тоска узника по воле, затем – реализуемая мечта о свободе; стихотворение заканчивается на мажорной, радостной ноте. Мы понимаем, что поэт верит в возможность свободы, торжество которой в конце стихотворения вполне реально.
  • М.Ю. Лермонтов “Узник”. В начале стихотворения поэт воспевает свободу, а в конце появляется чувство безнадежности; лирический герой абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал. Свобода здесь предстает как недостижимая мечта, которая сталкивается с жесткой реальностью.

 Учитель: Итак, сопоставление двух стихотворений с одинаковым названием “Узник” Лермонтова и Пушкина помогло нам понять чувства и мысли каждого поэта, увидеть разницу в их мироощущении.

  1. Задание на дом.

Прочитать стихотворение А.Фета “Узник”. Сравнить это стихотворение со стихотворением А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Отметить, чем различаются стихотворения и что у них общего.

 Литература:

  1. Альбеткова Р.И. “Учимся читать лирическое произведение”: (Книга для учащихся). – М.: “Дрофа”, 2003. –(За страницами школьного учебника).
  2. Лермонтов М.Ю. “Избранные произведения”.- М.: “Художественная литература”,1987.
  3. Маймин Е.А. “Опыты литературного анализа”.- М.: Просвещение, 1972.
  4. Пушкин А.С. “Сочинения в трех томах”. Том 1.- М.: “Художественная литература”, 1985.
  5. Я иду на урок литературы”: 10 класс: Книга для учителя.- М.: Изд-во “Первое сентября”, 2000.