Урок географии в 7-м классе по теме "Страны Восточной Азии. Япония"

Разделы: География


(Тема “Япония изучается после темы “Китай”)

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях;
  2. Продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации;
  3. Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;
  4. Развивать у учащихся познавательный интерес;
  5. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.

Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, “Строение земной коры”, климатические карты, “Плотность населения и народы”, компьютер, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии.

Учащимся было дано опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о традициях Японии.

Ход урока

Учитель (на фоне тихо звучащей японской мелодии):

Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. Страна, с которой мы сегодня познакомимся, расположена на четырёх крупных и почти четырёх тысячах мелких островов. Эту страну можно назвать также и страной гор. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. И даже находясь посреди самой большой равнины, их всегда можно увидеть на горизонте. Здесь начинается новый день на планете, солнце поднимается из-за моря, поэтому называют её Страной восходящего солнца. Красный солнечный круг на флаге и круглая хризантема на государственном гербе также символизируют восходящее солнце. О какой стране идёт речь?

Итак, тема нашего урока: “Япония”.

Сегодня мы познакомимся с Японией, изучим её географическое положение, особенности природы, население, хозяйство, узнаем о некоторых традициях и обычаях японцев.

Географическое положение страны.

Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.

Давайте совершим путешествие вокруг Японии. Учащиеся работают с физической картой Евразии.

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица - Токио.

– Определите по карте, какой остров самый большой? – Какими морями и океанами омывается Япония? (На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем). – С какими государствами граничит Япония? (На севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей). – Сравните географическое положение Японии и Китая.

В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…

Работа с контурной картой

Задание. На контурной карте укажите:

  • Названия островов;
  • Столицу Японии;
  • Моря;
  • Проливы;
  • Течения.

Особенности природы

Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островками, покрытые лесом горы, которые занимают ? её площади. Низменные равнины расположены вдоль побережий. Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте. Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м. Каждый житель и каждый гость Японских островов стремится совершить восхождение на Фудзияму. Пеший подъём продолжается с трёх часов дня до трёх часов ночи, и поднявшиеся на вершину люди восхищаются удивительно красивым зрелищем – восходом солнца над Страной восходящего солнца.

Работа с картой “Строение земной коры”

Учащиеся определяют, что граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов, следовательно, для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов. На востоке от Японских островов находится глубоководный желоб.

Приложение 1

Работа с климатическими картами

Учащиеся работают с климатическими картами. Здесь можно провести игру-минутку “Волшебная шляпа”. Учащийся, желающий быть волшебником, выходит к карте и надевает “волшебную шляпу”. Другой учащийся даёт характеристику климата Японии, куда бы он хотел попасть.

Ученик. Я хочу попасть в такой климат, где средняя температура января от 0 до -10?С, а средняя температура июля +16?С. Осадков должно выпадать 700 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на остров Хоккайдо, там как раз умеренный муссонный климат.

Ученик. Я хотел бы оказаться там, где средняя температура января +8?С, а средняя температура июля +24?С. Осадков должно выпадать 1200 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на южное побережье островов Кюсю и Сикоку, там субтропический муссонный климат.

Большая протяжённость Японских островов с севера на юг определяет различия в климате северных и южных островов. На острове Хоккайдо холодная зима, часты обильные снегопады, метели. Холодные воздушные массы иногда проникают на юг до острова Кюсю. Снег на Фудзияме лежит до середины августа. Летом с Тихого океана приходят тёплые и влажные ветры. Тёплое течение Куросио также смягчает климат Японии. Осадков выпадает много, в 2-3 раза больше, чем на соседних частях материка. В конце лета над островами часты тайфуны, прохождение которых сопровождается сильными ливнями и ураганными ветрами. Тайфуны вызывают наводнения на реках, порой губят посевы, принося жителям островов немалые убытки. В Японии много рек, но они короткие, с бурным течением, с порогами и водопадами, поэтому на них строят гидроэлектростанции и используют для орошения полей.

Задание. Сравните природные условия Японии и Китая.

Работа с картой “Плотность населения и народы”

По карте “Плотность населения и народы” учащиеся определяют, что Япония – одна из наиболее плотно заселённых стран мира. Численность населения – 127,3 млн. человек, средняя плотность – 342 чел на 1км2. 99% жителей – японцы, на острове Хоккайдо живёт малочисленный народ – айны.

Задание. Проанализируйте данные карты и сделайте вывод о плотности и размещении населения Японии и Китая.

Работа с комплексной картой Евразии. Просмотр видеофильма о Японии

По комплексной карте и из видеофрагмента учащиеся определяют основные черты хозяйства страны. Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.

Задание. Составьте сравнительную характеристику Китая и Японии, заполнив таблицу:

План сравнения

Страны

Китай

Япония

Географическое положение    
Природные условия    
Население    
Хозяйство    

Представьте, что вы совершили путешествие в Японию. Расскажите о своих впечатлениях.

Сообщения учащихся

Приложение 2

Приложение 3

Учащиеся в ходе сообщений записывают в тетрадь основные понятия: икебана, чайная церемония, бонсай, татами, сумо, ханами, кимоно, хаси, хасибукуро, аоймацури.

Закрепление

Домашнее задание: § 76, с. 288-291, разгадать головоломку: вписать в клеточки названия семи японских городов, которые оканчиваются на - ЯМА.

Список использованной литературы

  1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. Москва: Дрофа, 2004
  2. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенёва.
  3. А. Тарасов. География. Весёлый урок. Смоленск, 1999
  4. Справочник для эрудитов и путешественников “Страны мира”. Харьков, 2006
  5. Ресурсы Интернета.