Статья "Фактор здоровьесбережения учащихся на уроках физической культуры"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия
Формулировка Всемирной организации здравоохранения

Формирование здорового психолого-педагогического пространства (или среды) в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения.

Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого- педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т.п., общение со сверстниками, внеучебное время, так или иначе заполненное. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые.

Таким образом, на практике необходимо затрагивать следующие направления работы:

  • Формирование экологического пространства, связанного с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов
  • Учет психолого-педагогических факторов, включающих в себя эмоционально-психологический климат в школе, стили взамоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровьесберегающую организацию учебного процесса: использование здоровьесберегающих образовательных технологий
  • Внеурочную воспитательную работу: эстетическое, духовно-нравственное и физическое воспитание учащихся.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе, на мой взгляд, являются:

  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения (Правильная организация урока включает учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Результат урока — взаимный интерес учащихся и учителя, который подавляет утомление)

  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий организация и проведение двигательных перемен.
  • контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Из-за сложной социально-экономической ситуации в нашем государстве в школу поступает все меньше практически здоровых детей, именно поэтому важной задачей школы является содействие в укреплении здоровья учащихся, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности.

В первую очередь, над поставленными задачами работает учитель физической культуры. Так, каждую четверть в нашей школе проводятся Дни Здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди подростков, значительно увеличивают двигательную активность ребенка. Для здоровья школьников необходим двигательный режим с затратой как минимум 2500 кКал, тогда как в реальной жизни этот показатель составляет 600 кКал. Именно поэтому во всех классах нашей школы с 2001 года введен третий час физкультуры, спортивный час в группах продленного дня, а школьный туристический слет является одним из наиболее любимых мероприятий школьной детворы. Продуманной и разнообразной является и внеклассная спортивная работа. Традиционно в школе проводятся спортивные соревнования по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, русской лапте, шахматный турнир и сеанс одновременной игры с директором школы. В июне месяце работает на базе школы лагерь дневного пребывания, а лучшие спортсмены школы второй год отдыхают в палаточном лагере на берегу озера Байкал.

Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма к такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Так как в нашей школе нет бассейна, душа, сауны, то в своей практике я опираюсь на естественные факторы закаливания и большую часть уроков физкультуры провожу на свежем воздухе, температурный предел которых -25 градусов. Уроки на свежем воздухе включают бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол, а также занятия на школьном стадионе, где оборудованы баскетбольная площадка, полоса препятствий, теннисный корт, детская площадка для подвижных игр. О том, что дети стали меньше болеть, можно судить по количеству уроков пропущенных по болезни:

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

1436 пропусков

1283 пропуска

831пропуск

802 пропуска

Регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь школы способствует укреплению физической подготовленности обучающихся нашей школы, о чём свидетельствуют позитивные показатели здоровья учащихся.

Примером урока на свежем воздухе является урок физической культуры в 3 классе «Здравствуй, осень!».

Легкая атлетика. 3 класс. Урок «Здравствуй, осень!»

Задачи урока:

  • Образовательная:
  • совершенствование техники бега в медленном темпе,
  • повторение бега с ускорением в эстафетах.
  • Оздоровительная:
  • содействовать развитию повышения функциональных возможностей организма,
  • формировать представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности,
  • применять на уроке приемы витаминизации.
  • Воспитательная:
  • содействовать воспитанию к самоопределению, взаимопомощи,
  • повысить эмоциональный настрой учащихся занятием на свежем воздухе.

Место проведения:

  • стадион МОУ СОШ№ 2,
  • лыжная трасса в сосновом бору.

Учебный инвентарь:

  • секундомер,
  • свисток,
  • флажки,
  • 2 ракетки,
  • 4 томата,
  • картофель 10 шт.,
  • морковь (помытая, очищенная по количеству детей),
  • обручи,
  • мячи.

Дидактический материал:

  • карточки с загадками.

Ход урока

Часть урока Частные задачи Содержание Д Методические указания
Подготовительная часть

13-15мин

Организовать класс Построение, сообщение задач урока. 30 сек Обратить внимание на форму учащихся
Приветствие.

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети отвечают: осень.

Правильно! И мы сегодня посвящаем наш урок осени!

20 сек  
Ходьба в спокойном темпе, круговые движения прямыми и согнутыми руками, сжимание пальцев в кулак. 1мин Соблюдать дистанцию между собой, амплитуду движения
Движение плечами вверх-вниз, круговые движения плечами 1мин Не втягивать голову в плечи
Сочетание ходьбы на носках, пятках с различным положением рук 1мин Следить за осанкой
Содействовать развитию общей выносливости. В процессе бега поддерживается ритмичный, небольшой темп без ускорения или замедления А сейчас, ребята, мы выйдем на «тропу здоровья» и начнем бег в медленном темпе.

Шаг короткий, нога ставится на переднюю часть стопы или мягко перекатывается с пятки на носок. Плечи слегка расслаблены, а согнутые на уровне пояса в локтях руки совершают ритмичные, спокойные движения.

1000 м

6-7 мин

Следить за дыханием
Восстановить дыхание до 20-22 дыханий в минуту Упражнения на восстановление дыхания в ходьбе

На два шага – вдох, на два шага – выдох

На1,2 –руки вверх – вдох, на 3-4 –наклон вниз, руки опустить – выдох

1-2 мин Дышать носом
И.п. – основная стойка
  1. Ноги врозь, сжатые в кулаки кисти к плечам.
  2. Руки вверх и в стороны, прогнуться на носках.
  3. Руки к плечам.
  4. И.п.
6-8 р Спину держать прямо
И.п. – ноги врозь, руки в стороны на уровне плеч.
  1. Поворот влево.
  2. И.п.
  3. Поворот вправо.
  4. И.п.
8-10 р Стопы ног не отрывать от пола и не поворачивать
Содействовать развитию гибкости И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища.
  1. Наклон влево, коснуться пальцами левой стопы.
  2. И.п.
  3. То же, но в правую сторону.
  4. И. п.
6-8 р Ноги в коленях не сгибать
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
  1. Левую руку вверх, наклон вправо, левая нога сгибается в колене.
  2. Вернуться в и.п.
  3. То же, но в другую сторону.
  4. И.п
6-8 р Вперед не наклоняться
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Бег на месте с высоко поднимаемыми ногами

15-20 сек Спину держать прямо

Основная часть урока

22-24 минуты

  Класс разделить на 2 команды:

1-ая – «Огурец»,

2-ая – «Томат»

   
Содействовать развитию скоростных качеств 1-ая эстафета «Посадка картофеля». Напротив каждой команды стоят флажки (лунки). Флажки стоят один от другого на расстоянии шага. Первым участникам эстафеты дается по мешочку, наполненному картофелем по количеству флажков (лунок) 5шт для каждой команды. По сигналу первый раскладывает картофель по лункам, второй собирает и т.д. 5-6 мин У каждого флажка класть по одной картошке
Содействовать развитию ловкости 2 - я эстафета «Погрузка и разгрузка арбузов». Все участники на расстоянии одного шага стоят боком друг к другу, по сигналу капитан берет «арбуз» (мяч) из обруча, по цепочке передает его. Последний участник складывает «арбузы во второй обруч. Чья команда справиться быстрее, та и побеждает 6-5 мин Следить за правилами эстафеты
Содействовать развитию координации и ловкости

3 –я эстафета Бег с ракетками. Командам раздается по одной ракетке, на них находятся по два томата. По сигналу игрок обегает стойку, держа ракетку за ручку перед собой, стараясь не уронить томаты. Возвращается и передает ракетку очередному участнику.

После каждой эстафеты подводится итог

6 -5 мин  

Заключительным заданием для команд по две загадки

  1. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается (гриб).

  2. В золотой клубочек спрятался дубочек (желудь).

  3. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос). 4. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов (подсолнечник).
4-5 мин  

Заключительная часть

3 минуты

Привести организм в оптимальное состояние А теперь последняя загадка для обеих команд: 20 сек  

Сидит красавица в темнице, а коса на улице? (морковь)

Команда победительница получает в награду морковь, а команда, занявшая 2 место, тоже получает морковь!

2мин  
Общее построение. Д/задание: пресс, сгибание, разгибание рук. 40 сек  

Приложение.