Статья "Социально-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих школьников во внеурочной работе средствами физической культуры"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Выдающийся психолог и дефектолог Л.С.Выготский писал:
“Настанет время, когда человечество победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически”

Одним из наиболее актуальных направлений тифлопедагогики на современном этапе является реабилитация людей с ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.

Подготовка выпускников специальных коррекционных школ к самостоятельной жизни, преодоление ими полосы отчуждения в обществе — одна из основных проблем реабилитационной работы в системе образования.

Незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Недуг ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются затруднения при ориентировке в пространстве, налаживании коммуникативных связей. Многие дети, поступающие в школу-интернат, педагогически запущенны, имеют низкий уровень физического развития, слабое здоровье. Они скованы и замкнуты, гиподинамичны, в силу своей физической слабости и страха.

Но чтобы достойно войти в социум, человек с патологией зрения должен самостоятельно двигаться, ориентироваться, уметь общаться. К сожалению, родители таких детей, в силу своей педагогической некомпетентности, а, порой, ослеплённые любовью к своему больному ребенку, или не могут ничему научить его и ⁄ или не задумываются о том, как их ребёнок будет жить дальше, самостоятельно, без помощи мамы и папы. Практика доказывает, что и маленький слепой ребёнок может многому научиться, если ему помочь, а не помочь что-то за него делать. Необходимо у ребёнка вызвать желание, потребность, научить быть сильным, несмотря на недуг. Чтобы исправить недостатки, необходимо учитывать сенситивные периоды развития детей. Именно в этот период незрячему ребёнку необходимо “научить своё тело”, “научить свою душу, разум, интеллект”, “слышать”, “видеть” окружающий мир и людей, живущих в нём [1]. Возрастает актуальность организации целенаправленного педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого воспитателями, тифлопедагогами и родителями осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-педагогической реабилитации на всех этапах развития личности ребенка. Проблема реабилитации незрячих требует комплексного решения, определенных усилий и со стороны общества, государства, и со стороны незрячего [2].

Необходимо из беспомощного инвалида сделать полноценного человека. “Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий”. Но успех социальной реабилитации зависит и от того, насколько активна сама личность. Незрячий должен стремиться к тому, чтобы не недуг, овладел им, а он овладел недугом.

Данная проблема отражает назревшие потребности в новом теоретическом осмыслении проблемы реабилитации инвалидов, в усилении ее гуманистической, личностно-реабилитационной направленности, разработке эффективных методов и технологий деятельности педагогических учреждений и специалистов-педагогов.

Смысловым центром современного взгляда на социально-педагогическую реабилитацию человека с ограниченными возможностями является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) в условиях приоритета интересов личности над интересами общества, вне зависимости от того, может ли человек приносить пользу обществу или нет.

Осваивается новая концепция социально-педагогической реабилитации, центром которой являются сам человек, происходит переход от культуры полезности к культуре достоинства, т.е. “ведущей ценностью является ценность личности человека (выделено нами) независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны … и находятся под охраной общественного милосердия” [5].

Такой личностно-ориентированный подход к социально-педагогической реабилитации требует определения принципов, содержания, средств, форм и методов работы, актуализирующих личностный потенциал слепого и слабовидящего ребёнка, способствующих раскрытию социально-психологической полноценности реабилитируемой личности.

На основании данного подхода, необходимо создать педагогизированное реабилитационное пространство в школе-интернате вокруг ребёнка, в условиях которого не педагог, а ребёнок, интересы его развития и становления, определяют содержание и методы работы воспитателя, через насыщение деятельности школьников ситуациями успеха.

Ситуации успеха – это совокупность условий, при которых ребёнок осознаёт и переживает получение результатов деятельности как успешные.

Переживание успеха происходит тогда, когда малыш со зрительной патологией сумеет преодолеть себя, свое неумение, незнание, сможет поверить в собственные силы.

На основе этого состояния происходят существенные изменения в личности, меняется уровень самооценки, появляется самоуважение, уверенность в себе. В таких ситуациях ребенку важно почувствовать и осознать, что он поднялся выше в своем развитии и что можно добиться еще большего.

Чувство успеха в большей степени (или больше всего) дети испытывают в игровой и соревновательной деятельности. В игровой форме ребёнку с нарушениями зрения легче преодолевать себя, своё неумение, незнание, а соревнования помогают поверить в собственные силы.

Все средства должны быть направлены на повышение двигательной активности инвалидов и приобретение навыков общения, которые рассматриваются нами как непременное и определяющее условие личностного развития. Т.к. успех социальной реабилитации зависит от мобильности и ориентировки в пространстве, от умения установить контакт с окружающими людьми, а глубокое нарушение зрения, естественно, ограничивает формирование двигательных умений и навыков, свободу передвижения человека в пространстве, затрудняет общение, в результате чего происходит нарушение социальных форм поведения.

Одним из путей социально-педагогической реабилитации, является использование средств физической культуры.

Движение, двигательные действия, способствуют улучшению или восстановлению ряда глазных заболеваний, так как у слабовидящих детей младшего школьного возраста имеются большие потенциальные возможности развития некоторых видов зрения, находящиеся в стадии формирования и обладающие большой пластичностью и податливостью.

Внеурочная деятельность — это особого рода искусство, через которое происходит приобщение инвалида к миру. В этом его ценностная функция, за ним его реальные социальные возможности [6].

Дети с нарушением зрения должны обязательно привлекаться к занятиям во внеучебное время. Эти занятия обеспечивают активный двигательный отдых детей, способствуют коррекции недостатков физического развития, двигательной подготовленности, развивают и совершенствуют ориентировку в пространстве, мобильность, содействуют формированию личностных качеств, навыков социального общения.

Обоснование содержания и форм внеурочной работы в социально-педагогической реабилитации опирается на личностно-ориентированную гуманистическую концепцию отношения к лицам с ограниченными возможностями.

Формы таких занятий разнообразны: сюжетные спортивные игры, физкультурные праздники и досуги, туристические походы, подвижные игры.

Одним из методов, который позволяет младшим школьникам испытывать чувства успеха, является игровой.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность.

С точки зрения Д.Б.Эльконина, “игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе”.

П.Ф.Лесгафт, считает игры весьма выгодной формой физической работы, в которой “проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий” и к тому же обладающей “возвышающим чувством удовольствия”. Он настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей “владеть собой, …сдерживать расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию” [3].

В последние годы в школьной педагогической практике появился новый тип социально ориентирующих игр. Они позволяют создать условия для личностного развития школьников, поскольку им предоставляется подлинная свобода действий в выборе любой деятельности. Дети вовлекаются в деятельность, в которой они не только способны понять то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убеждаются в том, что их успехи в саморазвитии изначально зависят от собственных усилий и решений. Разновидностей социально ориентирующих игр, широко применяемых в педагогической практике, много. Это, прежде всего инновационные, полидеятельностные и ситуационно-ролевые игры, а также игры-эпопеи и игры-путешествия. Практически все они могут выступать в роли системообразующего фактора при организации внеурочной работы. Однако, по нашему мнению, наиболее эффективно применение полидеятельностной игры, которая в большей мере, чем остальные, содействует разностороннему развитию школьников, подготавливает для вступление в социум.

Многие дети, особенно тотально слепые и с остаточным зрением, с трудом самостоятельно перемещаются по прямой линии шагом и бегом и после предварительного прохождения, и на звуковой ориентир. Особенно большую трудность вызывает маршрут с поворотом. У них отмечаются значительные сдвиги в стороны, темп движения очень медленный. У некоторых детей имеется такой дефект походки как широко расставленные ноги (таким детям особенно трудно совершать любые двигательные действия), “шаркающий”, “семенящий” шаг, опущенная вниз голова. У детей нарушены координационные способности, им трудно удержать равновесие, тяжело поднять ногу или подняться на нужную высоту, отсутствует соотношение рук и ног, нарушена правильная поза при ходьбе, беге, в свободном передвижении. Некоторые дети совершенно не умеют бегать, бояться оторвать ноги от земли, отклоняют во время бега корпус назад. Дети плохо умеют прыгать на месте или подпрыгивать. Многим очень трудно присесть на корточки или присесть и найти какой-либо предмет на полу.

Детям сложно установить контакт с людьми. Некоторые дети стремятся к лидерству и доминированию, а некоторые скрыты и застенчивы. В отношениях между сверстниками проявляется конфликтность и агрессивность. Не всегда адекватное и социальное поведение. Для многих детей более комфортное состояние – отгороженность, закрытость, стремление к уединению (наименьший путь сопротивления). Всё это затрудняет общение детей в коллективе сверстников и со взрослыми.

Для коррекции и преодоления выявленных недостатков, была теоретически обоснована и разработана система внеурочной работы с незрячими и слабовидящими школьниками в виде социально-ориентирующей комплексной игры “Спортландия”. Структуру этой игры составляют подвижные игры, соревнования, эстафеты, спортивные сюжетные игры, праздники, досуги, туристические походы.

Социально ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все, как ученики, так и учителя. В этих играх создаются ситуации выбора, когда школьник выбирает способ не только своего участия в игре, но и достижения цели. Он может идти к цели один, со своим другом, с большой группой детей.

Главная цель полидеятельностной игры состоит во включении школьников в проводимые во внеучебное время физкультурно-массовые мероприятия. Причем каждому ученику предоставлялась возможность не только быть их зрителем или участником, но и выступать в роли организатора и судьи игры.

Основная задача “Спортландии” заключается в создании игровой модели, позволяющей школьникам посредством выполнения различных физкультурных заданий (коллективных или индивидуальных) наиболее полно реализовать свой личностный потенциал.

Главный педагогический смысл этой игры — создание условий для социальных проб учащихся в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социальная проба — это всегда преодоление, и поэтому ее основу составляет волевой компонент. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его успеха или неуспеха в решении социальной проблемы, имитируемой в игре.

В качестве объединяющей идеи использовали популярное название “Спортландию” [7] зародившееся в Белорусском институте физической культуры в начале 60-х гг. прошлого столетия.

При организации “Спортландии” используются принципы построения социально-ролевых игр:

1. Принцип индивидуальной системы роста каждого участника. За победы и призовые места в различных конкурсах, соревнованиях, творческих заданиях и т.д. команда или участник (не зависимо от возраста) получает от 1 до З шагов т.е. “степов”. Такое количество “степов” учащиеся могут получить за активное участие в организации спортивно-массовых мероприятий.1 или 2 “степа” можно получить также за помощь в судействе мероприятий и 1 — за исполнение роли болельщика. По итогам физкультурной деятельности за учебный год школьникам присваивается одно из трех званий: любитель, мастер, профессионал.

Звание “любитель” присваивается тем, кто в течение учебного года сделал З0 шагов (“степов”) к своему самосовершенствованию. Звание “мастер” требует выполнения 50 шагов, а для того чтобы стать “профессионалом” необходимо пройти путь в 80 шагов.

Особо необходимо отметить полное отсутствие со стороны преподавателей какой-либо системы наказаний или осуждения. Поощряются только положительные поступки, отрицательные (то есть не участие) игнорируются.

2. Принцип самоуправления. В течение всей игры опросом общественного мнения, обработкой и наглядным представлением информации, определением победителей, распределением “степов”, подведением итогов и награждением участников занимается главная судейская коллегия, состоящая из преподавателей и школьников.

3. Принцип сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. Так как в содержание игры “Спортландия” входят не только коллективные игры и соревнования, но и индивидуальная деятельность (помощь в организации и проведении мероприятий), у каждого участника для осуществления личностного роста, исходя из своих возможностей и интересов, существует право выбора того или иного вида деятельности.

Дефект, по своей сути явление биологическое, но его результат всегда социален.

Жизнь и здоровье, развитие и подготовка всецело зависят от микросоциума и среды, в которой воспитывается человек.

Использование во внеурочной работе социально-ориентирующих игр, с включением средств физической культуры, является эффективным средством социально-педагогической реабилитации слепых и слабовидящих школьников.

Литература:

  1. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. // ж. Дефектология, 2003, №5, с.38-44.
  2. Куприянов Б.В., Подобий А.Е. Ситуативно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. – Кострома, 1988.
  3. Малеев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2002.
  4. Плаксина Л.И. Проблема реабилитации лиц с отклонениями в развитии средствами образования. // ж. Школьный вестник, 2003, №4, с.1-5.
  5. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр Академия, 2001.
  6. Столбова О.Г. Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние слабовидящих школьников 7-9 лет. // ж. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, №3, с.49-52.
  7. Якимович С.В. Социально-ориентирующие игры. // ж. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, №3, с.2.