Урок-салон по творчеству А.С. Пушкина "В тот год осенняя погода…"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Провести урок-обобщение по творчеству А.С. Пушкина в нестандартной форме (урок-салон);
  2. Воспитание любви к родному краю, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись;
  3. Выработка навыков выразительного чтения.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, свечи, подсвечники, проигрыватель, пластинки: П.И. Чайковский “Времена года”, “вальс снежных хлопьев”, стихи поэта в грамзаписи: “В тот год осенняя погода…”, диафильм “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”, фильмоскоп, кроссворд по теме, учебники, тетрадь.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

- Здравствуйте. Сегодня, в столь ранний час, мы приглашаем Вас в салон, посвященный творчеству Александру Сергеевича Пушкина (1799-1837). У каждого возраста свой Пушкин. Для отрока – Пушкин-рассказчик, увлекающий захватывающим повествованием о благородном разбойнике Дубровском, о переменчивой судьбе Петра Гринева, попавшего в самую массу трагических событий пугачевского бунта.

Для юноши Пушкин – историк и философ и, конечно, лирик, пробуждающий гуманные чувства.

А для маленького читателя Пушкин – прежде всего – сказочник и пейзажист.

- И сегодня мы, ученики 4А класса и хозяйка салона – Марина Александровна, приглашаем Вас на встречу с пушкинской пейзажной лирикой, с Пушкиным-пейзажистом.

“О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещения дух…”

“И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…”

А.С. Пушкин.

Зажигаются свечи.

2. Комплекс упражнений по обучению оптимальному чтению.

а) постановка дыхания при чтении (“Правильное дыхание – это здоровье”).

Упр.1. И.п. – Встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох – на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя (на счет 1-3). Выдох на счет 1-5.

Упр. 2. И.п. – то же. На счет 1-2 глубокий вдох (про себя). На счет “раз” - задержка. Выдох – плавный счет от 1 до 10 или от 1 до 15, 20, 25,30.

Упр. 3. И.п. – то же. Глубокий вдох на счет 1-3 (про себя). Задержка на “раз” (про себя). Медленный плавный выдох на звуках [ф], [с], [ш] (сначала можно отдельно, а затем подряд).

Упр. 4. И.п. – то же. На выдохе пословица или поговорка, скороговорка. (Длинные скороговорки идут с добором воздуха).

От топота копыт пыль по полю летит.

б) развитие артикуляции (речевого аппарата).

“Лошадка”. Пощелкать кончиком языка (можно беззвучно). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

в) постановка пауз, логических ударений, соблюдение интонаций. “Мороз и солнце; день чудесный!”

- прочитать удивленно;
- прочитать равнодушно;
- с восторгом;
- с негодованием;
- с вопросом;
- прочитать так, как показывает маска (радость, страх).

г) развитие памяти.

Открываю слова на 1-2 секунды для запоминания.

- Что запомнили?

позёмка снег
метель весна
вьюга ручьи
буря побежала
  зазеленела

3. Знакомство с биографией А.С. Пушкина (ученики рассказывают у доски).

№1. - 26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр.

№2. – Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, “светский человек”, страстный любитель поэзии.

№3. – Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагимова Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной.

№4. – Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдунами.

№5. - Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний были книги. Читал Александр много и жадно.

№6. – Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди – Василия Львовича – Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву. Детство кончилось. Он ехал в Лицей.

№7. – Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском селе. Пушкин провел здесь шесть лет. В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. 31 мая 1817 года Александр заканчивает Лицей и переезжает в Петербург.

Просмотр кадров диафильма “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”.

4. Чтение стихов наизусть (пройденных):

  • “Октябрь уж наступил…”
  • “Уж небо осенью дышало…”
  • “Унылая пора! Очей очарованье…”

5. Чтение стихов по учебнику:

  • “Зимнее утро”
  • “Зимний вечер”
  • “Вот север, тучи нагоняя…”
  • “Зимняя дорога”
  • “Зима! Крестьянин торжествуя”
  • “Опрятней модного паркета”

Физминутка.

- Закройте глаза, опустите голову на парту. Вспомните первый снег (включаю музыку).

6. Знакомство с новым стихотворением А.С. Пушкина “В тот год осенняя погода…”.

а) подготовка к чтению.

- Каким вы запомнили первый снег?

- Что показалось особо красивым в зимней природе? (дети делятся впечатлениями).

б) чтение стихотворения учителем:

- Послушайте одно из стихотворений Пушкина. Оно , но и поможет каждому из нас научиться более внимательно вглядываться в окружающий мир, быть более внимательным и чутким к родной природе.

в) первичное восприятие:

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- А как вы думаете, ребята, любит ли поэт русскую землю? Откуда это видно? (Пушкин описывает зиму с любовью).

г) повторное чтение стихотворения учащимися (пометка непонятных слов).

Словарная работа:

  • куртины;
  • кровли;
  • устланные горы.

д) повторное чтение стихотворения учителем;

- Вам нужно карандашом расставить паузы.

е) прослушивание грамзаписи;

ж) чтение стихотворения хором (в половину голоса);

- Каким должно быть чтение? (удивленно-радостное).

з) конкурсное чтение стихотворения;

и) “Живая картина” (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

к) озаглавливание стихотворения

- Как еще можно озаглавить? (“Первый снег”, “Долгожданный снег”, “Ранним утром”, “Поздняя осень”).

7. Конкурс рисунков.

- А сейчас мы приглашаем Вас посетить вместе с нами выставочный зал.

8. Конкурс сочинений (о Пушкине) “Пушкин в моем сердце”.

9. Обобщение.

- Независимость Пушкина не нравилась царским чиновникам, и они создали вокруг него атмосферу ненависти, лжи и клеветы. И тогда терпению поэта пришел конец. Он счел своим долгом защитить свое доброе имя и честь своей семьи, которую он любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И Пушкин вызывает одного из обидчиков – француза Дантеса, служившего в русской армии. Дуэль была назначена на Чёрной речке (пригород Петербурга). Дантес выстрелили первым. Пушкин упал… Он был тяжело ранен.

29 января в 2 часа 45 минут дня Пушкина не стало.

Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира.

Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета. Они звучат как музыка.

10. Разгадывание кроссворда “А.С. Пушкин – солнце русской поэзии”.

Р У С С К О Й   П О Э З И И

  1. Что мы сегодня изучали? (стихи)
  2. Мал малышок, а мудрые пути указывает. (перо)
  3. Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
  4. Без языка, без голоса, а все рассказывает. (книга)
  5. Не часы, а тикает. (сердце)
  6. Есть клен, есть и он,
    Есть и платье на нем,
    Есть и шапка с бобром. (портрет).

“Солнце русской поэзии” – так всегда называли Пушкина. Так называем его и мы.

- А сейчас будут звучать стихи А. Пушкина.

10. Итог урока.

Домашнее задание: стихотворение наизусть. Оценивание.

- Наш урок подошел к концу. Урок, который мы посвятили памяти А.С. Пушкина.