Методы и приёмы активизации творческой деятельности учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Эти рекомендации предназначены для учителей, работающих в среднем и старшем звене.

Цели урока:

  • представить приемы и методы работы развития творческой активности;
  • формирование творческих способностей учащихся путем использования различных методов работы, способствующих их творческой активизации.

Задача:

  • рассмотреть практическое применение методов и приемов преподавания, способствующие развитию навыков творческой деятельности.

Творческий уровень работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и выразить своё отношение к его содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста, чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.

Интерес представляют приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке.

Примером таких приемов можно считать следующие:

  • игровые приемы;
  • приемы активизации речи в ролевой игре;
  • творческие конкурсы;
  • проблемные творческие задания;
  • коммуникативные задания;
  • использование аутентичной песни;
  • мультимедийные презентации.

I. Игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структурами

Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают быстроту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно давать как в начале урока, так и в середине. Наибольший эффект достигается в ситуации, когда учащиеся утомлены.

1. Лексическая игра - “Закончи предложения”

  1. My parents …
  2. The first thing I do when I get up in the morning…
  3. Every season has| is
  4. I don’t like when people…
  5. School is a place…
  6. The computer is..
  7. It’s great when…
  8. To be well- dressed means..
  9. Music is something that..

2.“ Я думаю о чем то (приложение1)

3.Лексическая игра “ Домино” (приложение2)

4.“ Бинго” (приложение 3)

5.“Девятка”

Последняя грамматическая игра направлена на отработку неправильных глаголов.

Грамматические и лексические игры призваны обеспечить умение уч-ся практически применять знания на практике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения”.

II. Методы активизации речи в ролевой игре

1.Ролевая игра строится на межличностных отношениях, мотивирует речевую деятельность. Для детей совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении.

Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.

1.Ролевая игра “Памятные каникулы” (приложение 4).

2. Ролевая игра “Разрешите проблемные ситуации Приложение 5).

3. Дискуссии.

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой. 1.Выразите свою точку зрения по следующей идее:

The more you study, the more you know. The more you know, the more you forget. The more you forget, the less you know. The less you know, the less you forget. The less you forget, the more you know. So why study? ( English joke)

3.Пресс-конференции.

1.Каждая группа представляется как журналисты и редакторы знаменитых газет и журналов. Они получают много писем от тинэйджеров о своих проблемах. Задача - обсудить письмо в группе и дать совет подростку.

Письмо 1.

My problem is with my French lesson. Most lessons are boring .Sometimes I just have to doodle on my desk or write letters, otherwise I’d fall asleep

My class teacher forces me to go, because she says, it’ll be good for me.

I absolutely hate them! What can I do?

Mary, 13.

III. Приемы активизации деятельности учащихся через творческие задания.

Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ

широкие возможности для проявления собственной индивидуальности Творческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить сообщение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию текста, интерпретировать главную идею текста.

1. Творческий конкурс “ Предложи свой перевод стихотворения.

“Teacher’ s prayer” (“Молитва учителя”) (Приложение 6).

2.Составление “рекламок” о Березово.

3.Составить рассказ по набору картинок (приложение 7)

4.Информационные проекты учащихся

1.“Идеальное государство” (9 кл).

2.“ Экологические проблемы Березово” (9 кл).

IV.Творческие задания по теме “ Образование в России и Америке” (примеры)

  1. “Почему я завидую американским школьникам”
  2. “Труднее учиться в начале или в конце года”
  3. “Прочитай эти правила поведения в школе и напиши соответствуют ли они нашей школе (приложение 8).
  4. Что ты думаешь о школьной форме? Вырази аргументы “за” и “против”.

V. Метод “ коммуникативное задание”

Коммуникативные задания, используемые в интенсивной методике, помогают вывести учащихся за пределы чисто учебной деятельности благодаря заранее определенной роли. Ситуация плюс роль управляют речевым поведением учащихся.

1.Учитель: “У меня новости - завтра к нам приезжает Д. Браун, журналист из Лондона. У него поручение написать статью для газеты о нашем поселке. Что можно порекомендовать ему посмотреть в первую очередь, так как он пробудет у нас всего 2 дня?”

VI. Использование аутентичной песни как метод повышения коммуникативной компетенции учащихся.

Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка.

Данная песня служит как средство повторения грамматического материала “условные предложения” и отработки его в устной речи в упражнениях.

1.Песня“ El condor pasa”

I.

I’d rather be a sparrow than a snail.Yes, I would. If I could, I surely would.

I’d rather be a hammer than a nail .Yes, I would. If I could, I surely would.

Bridge:

Away, I’rather sail away.
Like a swan that’s here and gone.
A man gets up to the ground:
He gives the world its saddest sound, its saddest sound

II.

I’d rather be a forest than a street. Yes, I would. If I could, I surely would.
I’d rather feel the earth beneath my feet.Yes, I would. If I could, I surely would.

Bridge

1. Какие слова являются новыми для вас в этой песне? Найди в этом квадрате 11 слов из песни и 1 слово из названия песни.

g s p a r r o w x h o p
r t v f w e a s n a i l
o r m o c s s z t m a n
u e a r t h w b e m l a
n e f e e t a w z e v i
d t d s c o n d o r o l
k y e t q p f u m i e a

2. Распределите эти слова по категориям.

Living creatures Natural things ( including body parts) Man -made things
1___________ 1__________________ 1______________
2_____________ 2_________________ 2______________
3_____________ 3_________________ 3_______________
4_____________ 4________________  

3.Прослушай песню еще раз и заполни пропуски словами из песни

4.Ответь на вопросы:

1. Which would you rather be: a sparrow or a snail? Tell why.

5. Работа в парах. Используйте структуры could would чтобы закончить следующие вопросы:

1.If you----- live anywhere in the world,where ___ you live?

2. If you---- be friends with any musicians in the world, with whom __- you be friends?

VII. Использование ИКТ как метод индивидуализации и развития социокультурной компетенции у учащихся

  • Использование ИКТ на уроках позволяет решить такие актуальные для методики обучения и/ я как индивидуализация и комфортность обучения, учет разных типов восприятия.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности презентаций по страноведению Америки, сделанных при поддержке американского посольства позволяет проводить практику по всем видам речевой деятельности Наиболее значимое достоинство этих презентаций- информационная ценность: сведения о политической жизни, о достопримечательностях.

В них используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.

Итак, мы рассмотрели некоторые методы развития творческой активности на уроках английского языка. И реализация этих идругих методов полностью будет зависеть от умения учителя вовлечь учащихся в процесс активного усвоения английского языка. Это дело достаточно трудное и во многом определяется стремлением учащихся к приобретению и совершенствованию своих языковых умений и навыков.

Приложение