Конспект урока по литературному чтению в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Рассмотреть литературные образы в стихах;
  • Отметить особенности образов-открытий;
  • Продолжить работу с художественными образами;
  • Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности;
  • Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к вдумчивому чтению.

Оборудование: ТСО, выставка книг С.Г.Козлова.

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня на уроке литературного чтения будем продолжать исследовательскую работу. Учимся быть внимательными, вдумчивыми читателями. Итак, приступаем.

Подготовка к восприятию темы.

- Какие образы вы можете представить, слыша слова: любознательный, умный, заботливый? (ответы учащихся)
- A что можно представить, читая эти группы слов?

1 2 3
молодой молодой мощный
нежный любопытный свободный
ласковый любознательный независимый
заботливый общительный смелый

(Дети называют образы одушевленных, неодушевленных предметов, явлений природы и вспоминают прочитанные ранее стихи. Первая группа слов характеризует ветер в “Колыбельной песне” А.Майкова, вторая – в стихотворении М.Исаковского, третья – в стихотворении А.С.Пушкина. Читают наизусть данные стихи.)

Дети сравнивают образы, изображенные в данных произведениях и приходят к выводу: “Могут быть одинаково привлекательны образы живого существа и неодушевленного предмета, совершающего человеческие поступки наделенного характером, привычками”.

- А что скажете о приемах, которые используют поэты? (олицетворение, сравнения, контраст)

Итак, образы бывают ЛИТЕРАТУРНЫЕ и РЕАЛЬНЫЕ. Литературные делятся на привычные и образы открытия, о которых сегодня пойдет речь.

- А сейчас сюрприз!

Далее звучит песня “Я на солнышке лежу” из мультфильма “Львенок и черепаха”.

- Кто узнал исполнителей этой песенки? Кто же научил их петь?

Сообщение об авторе.

Сегодня наш автор - поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про ежика и его друзей, про львенка и черепаху Сергей Григорьевич Козлов.

С.Г.Козлов любил читать с детства – читал приключенческие книги, книги о военных событиях, стихи. Учась в восьмом классе, написал свои первые стихи. По многим его произведениям созданы мультфильмы, а “Ежик в тумане” приобрел мировую известность.

- Поэт – как волшебник: дотронется волшебной палочкой до обычного, никому не интересного предмета и превратит его в удивительный и неожиданный. Поэт щедро разбрасывает на все, что видит, капли живой воды из волшебного кувшина… и мы сейчас попробуем в этом убедиться.

Чтение и анализ стихотворения С.Г. Козлова.

Чтение учителем. (Обмен мнениями, чувствами)

Словарно-лексическая работа (горлинка-горлинкою, жесть-жестяным, загорится, сумерки)

Чтение детьми – шепотом, вслух.

- Можете придумать название этому стихотворению? На что будем обращать внимание, придумывая название?

Обсуждаем названия.

- Важно не только то, о чем стихотворение, но и то, как об этом говорится. Автор пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Значит нельзя назвать стихотворение: “Дождь”, “Песня”. Можно “Дождик”, “Песенка”. Название должно соответствовать настроению и тону стихотворения.

Давайте посмотрим, много ли в этом стихотворении образов?

(Конечно: образы тучи, цветов, дождя, крыльца, корзинки, месяца, тишины, кота)

- Среди них есть образы, которые кажутся обычными, которые не являются для вас открытиями? А образов-открытий много? Попробуйте их отыскать. Какие нравятся больше и почему? Каким приемом постоянно пользуется поэт? (олицетворением)

- А что делает изображение кота образом? Ведь просто сказать “кот” – еще не значит создать его образ, то есть добиться того, чтобы мы этого кота представили. Перечитайте строки про кота, о чем нам хочет сказать поэт? (у кота под лесенкой собственное жилище, когда на улице стемнеет, у кота загорится свет, то есть будет светло, сухо и уютно). Автор использует глагол “загорится”, а не глагол “горит”, мы можем представить кота в действии: вот света еще не было и он загорится, когда кот его включит.

- Что создает такую уютную атмосферу, ощущение радости, которой проникнуто все вокруг (все предметы – живые и одушевленные, у них есть лица, горлышки, они могут ходить, петь; о них говорится с теплотой и любовью). Важен не сам предмет, на который смотрит поэт, ему важны переживания, которые вызывает этот предмет.

- Попробуйте так прочитать (по ходу чтения обсуждаются варианты разного понимания детьми настроения автора).

Итог урока.

Что помог тебе по-новому увидеть поэт С.Козлов? Знание приемов – это главное в мастерстве поэта? Это важно, но это еще не все. Человек должен любить свое дело, вкладывать в него душу. Также как об этом писала в своем стихотворении М.Цветаева:

Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давайте, откроем и ту половинку,
И ту половинку окна.

- О какой второй половинке окна идет речь? (когда человек приоткрывает свою душу, когда чем-то восхищается)
- Самая главная заслуга С.Г.Козлова в том, что он подарил нам, читателям, образы добра, красоты, радости.

Творческое домашнее задание:

- Попробуйте сочинить продолжение этой песенки, необязательно в рифму.

Приложение.