Урок-практикум по теме "Междометие"

Разделы: Русский язык


Оборудование:

  1. На доске: тема урока.
  2. Плакат (см. приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Оркестр, санаторий, сигнал, талант, тираж, фольклор, искусство, монтаж, эксперимент, кавалерия.

III. Актуализация знаний.

Перед вами предложение (запись на доске):

Ах, как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу!

- Какие части речи вы знаете? Какой части речи принадлежит слово “ах” из нашего предложения? (междометие) Объясните, для чего здесь употреблено это слово?

IV. Работа с новым материалом.

  1. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника – § 83, с. 306. Потом ученики читают междометия, записанные на плакате.
  2. Работа по карточкам (см. приложение 2).
    Докажите, что подчеркнутое слово является междометием. Обсуждаем и оцениваем проделанную работу после её выполнения.
  3. Упр. 482 из учебника. Списать текст, расставить знаки. Что выражают здесь междометия?
  4. Составьте предложения с междометиями. Ситуации: 1. Вы звоните по телефону. 2. Вы поскользнулись и упали. 3. Вы узнали, что ваша команда выиграла. 4. Неожиданно вы встретили на улице друга и удивлены этой встречей.
  5. Упр. 483 из учебника. Прочитать текст и объяснить происхождение слов: спасибо, пожалуйста.
  6. Вставьте в предложения междометия, выражающие страх, восторг, досаду (см. приложение 3).
  7. Отгадаем загадки и найдем в них междометия:

Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся – ах, ох!-
Покатился… (горох)

  1. Составьте диалог на любую тему. Диалог осложните междометиями. Можно работать в парах.

V. Занимательная лингвистика.

Интересно происхождение междометия Полундра!, которое относится к жаргону моряков портовых грузчиков. Этот предостерегающий окрик означает Берегись! Скорее всего, слово произошло от английского словосочетания падать вниз.

Вывод:

Междометия играют большую роль в выражении чувств, настроений, побуждений. Их мы употребляем в своей речи каждый день.

VI. Заключительная часть.

В конце нашего урока вспомним слова К.Г.Паустовского о русском языке:

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для точного выражения”.

VII. Домашнее задание.

Выписать из художественных произведений предложения с междометиями.

Литература.

  1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. – М., 2006.
  2. Саяхова Л. Г. Русский язык: учеб. для 6 кл. башк. шк. – Уфа, 2000.
  3. Филипченко М.П. Грамоте учиться всегда пригодится. Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5- 9 классы.- Волгоград, 2007.