Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Разделы: Биология


Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье людей, отражающимся выраженным напряжением адаптационных систем организма переселенцев. Жизнь в условиях Крайнего Севера сопровождается увеличением функциональных нагрузок на организм, создавая тем самым риск нарушения или утраты здоровья.

К экстремальным факторам среды, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на здоровье населения ЯНАО, относятся такие явления, как длительный период низкой температуры воздуха наряду с чрезвычайной неустойчивостью погоды, специфический аэродинамический режим с сильными ветрами (иногда достигающими скорости 40-60 м/с), отсутствие обычной для человека фотопериодичности, с чем неизбежно связано явление светового голодания во время полярной ночи и светового излишества во время полярного дня, резкие перепады атмосферного давления, перераспределение кислорода в составе атмосферного воздуха, повышенная активность космических излучений, магнитного поля Земли с резкими периодами возмущений, специфические свойства воды (большой процент железа и марганца, отсутствие фтора), природно-очаговые инфекции, относительная абиогенность покрова, монотонность внешней среды, специфичность питания и т.д.

Следует отметить, что климатическое неблагополучие на Крайнем Севере усугубляется размещением на данной территории газодобывающих месторождений, которые негативно влияют на экологическую обстановку в регионе. На долю предприятий нефтегазового комплекса приходится 61% выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, основные из которых – сернистый ангидрид, окись углеводорода, окислы азота, летучие органические соединения, твердые вещества и другие.

Наиболее неблагоприятная тенденция в состоянии здоровья среди всех групп населения отмечается в подростковом возрасте. Именно в этой возрастной группе наблюдается значительный рост общей заболеваемости. Увеличивается частота болезней крови и кроветворных органов, мочеполовой, эндокринной систем, обмена веществ и расстройства питания.

Состояние здоровья подростков, проживающих на Крайнем Севере, характеризуется негативными тенденциями, особенно в отношении болезней органов дыхания, глаза и его придаточного аппарата, заболеваемость которыми значительно превышает общероссийские показатели. При этом для сердечно-сосудистых заболеваний характерны значительные темпы прироста первичной заболеваемости. Факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний, отмеченными у подростков Крайнего Севера, являются: низкая физическая активность, курение, избыточная масса тела и повышенное артериальное давление.

Таким образом, в настоящее время проблема здоровья детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере, весьма актуальна.

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Наша школа работает по программе развития “Школа Здоровья”

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели Школы Здоровья, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, основанные на здоровьесберегающем подходе.

Работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса является приоритетным направлением развития школы. Оздоровительная работа школы приобретает большое значение в связи с тем, что хорошее здоровье является необходимым средством достижения образовательных целей и развития личности. Основная миссия школы – максимально сгладить негативные эффекты образовательной деятельности и совершенствовать развивающий потенциал образования на основе принципа безопасности в отношении здоровья. В рамках этой работы наша школа совершенствует систему образования с позиции наименьшего потагенного влияния на физическое и психическое здоровье учащихся, обеспечивая их физическое и психическое благополучие, комфортное пребывание в школе, формирует устойчивые адаптивные механизмы по отношению к негативным проявлениям образовательной деятельности. Коррекция отклонений в состоянии здоровья осуществляется педагогическими и медицинскими средствами, формируется потребность обучающихся в самосовершенствовании здоровья и ведения здорового образа жизни.

В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три принципа: здоровье – развитие – обучение, поэтому педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни. Администрация школы старается организовать процесс обучения так, чтобы он учитывал физиологические, биологические, психические особенности ребёнка, а само содержание предметного образования помогало осуществлять валеологическую грамотность и способствовало формированию потребности в здоровьесбережении. Практическая деятельность педагогического коллектива направлена на установление гармоничной связи между обучением и оздоровлением детей, результатом чего является повышение уровня качества обучения без ущерба для состояния здоровья.

Моя основная цель как учителя – формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

  • сформировать психологическую установку на здоровый образ жизни
  • создать воспитательное пространство, предметную среду направленные на формирование привычки быть здоровым
  • познакомить с теоретическим материалом о здоровом образом жизни в сочетании с “минутками здоровья” (упражнения для глаз, для осанки, дыхательные движения и т.д.)
  • использовать педагогические средства, направленные на ослабление влияния таких социальных факторов как: распространённость наркомании, токсикомании, алкоголизм, курение.

В связи с этим мною пересмотрена вся программа курса “Биология” с учётом валеологической направленности учебно-воспитательного процесса, которая призвана сформировать профилактическое мышление учащихся на здоровый образ жизни.

Предложены конкретные рекомендации по каждому классу, примерное планирование тем, интегрирующих материал по вопросам здорового образа жизни, а также методические рекомендации по интеграции вопросов здорового образа жизни и репродуктивного здоровья в содержании предметов биологического цикла, сгруппированные на модульной основе. Разработала элективный курс “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии”.

Для формирования здорового образа жизни дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

  • Гигиена тела
  • Гигиена труда и отдыха
  • Профилактика инфекционных заболеваний
  • Питание и здоровье
  • Наследственность и здоровье
  • Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня
  • Природная среда как фактор здоровья населения и т.д.

Мои ученики – ярые пропагандисты здорового образа жизни. Являются активными участниками научно – исследовательских конференций школы и города, где выступили с научно – исследовательскими работами по следующим темам:

  • “Исследование качества питьевой воды г. Ноябрьска”;
  • “Сохранение здоровья школьников в условиях проживания на Крайнем Севере”;
  • “Исследование загрязнённости твердых атмосферных осадков”;
  • “Исследование микрофлоры воздуха класса и её влияние на состояние здоровья учащихся”;
  • “Ожирение как следствие нерационального питания”;
  • “Жевательная резинка- за и против”.

В учебном процессе учащимися были разработаны следующие проекты:

  • “Факторы, формирующие здоровье”;
  • “Факторы, разрушающие здоровье”;
  • “Режим труда и отдыха, профилактика переутомления”;
  • “Среда обитания и здоровья”;
  • “Родословная моей семьи”;
  • “Стресс, “болезни адаптации” и их предупреждение”;
  • “Половое воспитание и психосексуальное развитие детей и подростков”;
  • “Вредные привычки и их предупреждения”.

Работа над проектами показала, что большинство людей воспринимает жизнь как величайшую личную ценность. В тоже время ценность здоровья как полноценной жизни нередко только декларируются, а на деле ничего не делают для того, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще – неумение правильно в соответствии с имеющимися возможностями, организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

Учениками разработаны конкретные рекомендации по вопросам здорового образа жизни:

  1. Чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый стиль жизни, который позволял бы постоянно поддерживать здоровье, иными словами, необходимо сформировать ЗОЖ.
  2. Выработать собственный оптимальный, здоровый образ жизни может только культурный человек. Отсутствие же понимания значимости здоровья для полноценной жизни характеризует низкие уровень общей культуры человека.
  3. Культура и полезные сведения о жизни приобретаются через знания. А сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки ЗОЖ, можно дать и получить.

Всё это способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. В этом и заключается творческая задача педагога по реализации интеграции тематики формирования здорового образа жизни в дисциплины биологического цикла.